064 Похитонов Верещагин Пикассо

Артём Киракосов
Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ







064               
ИВАН ПАВЛОВИЧ ПОХИТОНОВ (1850 – 1923) В ТРЕТЬЯКОВКЕ,
ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН (1842 – 1904) В ИСТОРИЧЕСКОМ,
ПАБЛО ДИЕГО ХОСЕ ПИКАССО (1881 – 1973) В ПУШКИНСКОМ


Странное дело – воспринимать `русское`, как нечто тяжеловесное, основательное, громоздкое, мощное, глубокое, развёрнутое, многотрудное, суровое, серое, сдержанное... А по мне – рафинированное искусство рафинированного эстетствующего народа, живущего Небом, Верою, Искусством, Общением! В России и можно только писать СТИХИ так, как: Жуковский, Тургенев, Тютчев, Фет, Апухтин, Блок, Иванов, Набоков… – ЖИВОПИСЬ, как: Хруцкий, Рокотов, Венецианов, Сомов, Кустодиев, Мусатов, Кузнецов, Уткин, Лебедев, Древин, Соколов… – нечто воздушное, невообразимо романтическое, возвышенное.

Живопись Ивана Павловича Похитонова показывает нам русскую живопись – как настоящую интригу: почти современного фотореализма, яркого импрессионистического пьянства цветом, `малого голландца`, писавшего сплошь на малоформатных лимонных и дубовых дощечках (ни единой трещинки – почти через век). Эстетство и лирика соединены с практичностью, уникальностью. Высшая утилитарность соединена с воспитанным высоким вкусом. Нет проблемы – “зачем”? – живопись скупается вся и сразу – с выставки! Нет `борения` с проблемами материала: техника уникальна, отточена, выпробована, сработает…  –  МАЭСТРО пишет на тонких грунтах, цветно, многослойно и по-разному, под устройством из сдвоенных луп и через специальные очки с двумя линзами, использует для своего `масла` тончайшие и мягчайшие кисти (скорее всего, `белку`) (старая традиция – вместо грубой `щетины`) (иногда и кисть груба: и он берёт заострённые, заточенные, обработанные рыбьи косточки, рыбьи косточки – и как `гладилки`, и как `мастихины`…). Опрокидывает и ещё один стереотип – `нельзя, якобы, состояться, делая вещи малых форматов` (нечто подобное: а может ли быть и стать писатель – из рассказов и миниатюр? очерков и записок? набросков и статей? – а куда девать Чехова, Розанова, Гаршина, остальных..?): пишет на размерах многократно меньших, чем самые `малые голландцы`. Он – голландский из голландцев. Он – самый немецкий… – точен и скрупулёзен: ни одного лишнего *вздоха* в миниатюре! А цвет!.. цвет!.. Да он не просто, как пишут: “самый французский русский художник”, он самый французский из самых французских (как утверждаю и пишу я, Артём Киракосов). Легкий!.. – сваливает и следующую пару противопоставлений, что глубина – это нечто терзающе громоздкое (типа гения Иванова «Явление Христа народу» /Александра/ или «Тройки» Перова /Василия/), нет – он глубок по чувству прелести жизни, выраженной в необыкновенных несвойственных для других русских художников замесах лиловых, сиреневых, бежевых, бирюзовых, прозрачно серых. Он превосходит в эффектах и виртуозов гениев русской пейзажной живописи, своих старших предшественников: Саврасова и Васильева, – и впрямую становится в спину самому дорогому и востребованному (и до сих пор – самому ``модному``!) (“навсегда”, как шутят дилеры) Ивану Константиновичу Айвазовскому (армяне могут гордиться: самый ДОРОГОЙ и ПРОСЛАВЛЕННЫЙ русский – Айк Айвазян, всё же – приятно!). Самые дорогие и разыскиваемые живописцы – при жизни и ныне. Где так называемый “грязный цвет”, воспетый соцреалистами и их апологетами-искусствоведами? Думаю, что много путешествуя, эти художники прорвали блокаду немощи красок из тюбиков и дали краскам новое – почти киношное – современное звучание стереоголограммы. В этом секрет шока, который до сих пор испытывают зрители, стремясь обрести эту вещь перед своими глазами – постоянно: купить… зреть на стенке.

Похитонов – вроде, совсем `не руссское` – какое-то цветуще-цветастое! С внутренними задыханиями ВОСТОРГА! Какой-то СОЧНЫЙ! жизненный и жизнерадостный! утверждающий ЖИЗНЬ что ли…

По понедельникам (`выходной` – для посещения) в Третьяковской галерее я преподаю «копирование произведений станковой масляной живописи» студентам художникам-реставраторам и студентам художникам-живописцам Московского государственного академического художественного института имени Василия Ивановича СУРИКОВА; я улучил минутку – и сбежал! – смотрел все три зала один. Все три бабушки-смотрительницы так и не подняли глаз на меня, не привстали со стульев; я использовал служебное положение...

И даже роспись по фарфору – стилизация под Голландию – у Похитонова какая-то не русская – изящная! виртуозная! генно-европейская! с тончайшим вкусом, монохромная… но не спутаешь с подлинной, голландской – вот, что значит – перефразировка, интерпретация, транскрипция… Всё какое-то благородное, не дешёвое, восхитительное, такое, что хочется спрятать, и держать! держать! при себе! в себе!..

Мой низкий поклон *Русскому Чародею Живописи*.





Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН – “батальный живописец” – как говорят и пишут о нём. На самом деле – антивоенный. Его протест – за жизнь! Он всегда – с трупами! солидаризируясь с умирающими… Он – активно против войны. Он видел её, участвовал в ней. Война – злобная злонамеренная самая большая бессмыслица людей. Он видел и знал ЗЛО в глаза! И – погиб…

(Франциско ГОЙЯ – «Бедствия войны» вспоминаются..! Совсем не «патриотические» и не «батальные» офортные листы!)

Серия «ВОЙНА 1812-го ГОДА» в Историческом выставлена так, как хотел Мастер: под каждой картиной – свой фон (своего цвета), исторические предметы в витринах, звуковое сопровождение, литературные комментарии. Вот запаха нету. А ощущение – есть.

Василий Васильевич ВЕРЕЩАГИН – патриот ЖИЗНИ! Патриот МИРА! – антитоталитарный! Война для него – бойня… бойня… Его солидарность – с жертвами… жертвами… На стороне – падающих, упавших, павших!

Автор проекта – Наталья Андреевна ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА, научный сотрудник Государственного Исторического музея, сама вела для нашей группы, состоящей из студентов и педагогов Мастерской реставрации живописи МГАХИ имени Василия Ивановича СУРИКОВА, экскурсию, а это какой-то особый тип общения, когда наслаждаешься профессионализмом, погружённостью и знанием материала, увлечённостью, прекрасной специализированной и грамотной русской речью: искусство.

После Выставки ВЕРЕЩАГИНА – нельзя любить войну, нельзя любить батальную живопись, всяческие сраженья и их амуниции... Он по недоразумению – обозван «баталистом», певец МИРА, изображавший трагедии... Искусство – это ВЫСШИЙ ГУМАНИЗМ! В творчестве ВЕРЕЩАГИНА слились на его персональной Выставке: живопись, предметы, дизайн, музыка, слова… Собственно, он мыслил показывать свои картины – ЦИКЛАМИ – персональными выставками – именно так, как это выполнено ныне в Историческом. Ищущий ПРАВДУ… кистью, звуком, предметом, натурой, пейзажем, словом – живописец, собиратель, историк, писатель, путешественник, воин… Настоящий русский РЕАЛИСТ! БЕСКОНЕЧНУЮ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ!!!! утверждавший и доказавший своей живописью, служением, выставками, делами, писательским трудом, собирательством и коллекционированием, философией и поступками, путешествиями и трудом путника, своими походами за Армией, с Армией, в рядах и в строю Которой и погиб!


  



“Театр начинается в вешалки”. Выставка ПИКАССО началась для нас с толчеИ, порУгиваний, выкрИканий, для тех, кто со всей Москвы по заранее подписанным «письмам» от всяческих ^^^КУЛЬТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ^^^ для всеобщего посещения ‘работниками культуры’ (так сказать) недоступной из-за будничных очередей громко звучащей Выставки в один из специально отведённых для этой затеи весенних нудных понедельников прибыл к ‘пятому’ (служебному) подъезду Музея (он же – ВСЕобщий для народа и «ВЫХОД») (это что, ещё один ‘пятый’ пункт – из нашей советской #классики#? – никогда больше не выделюсь! и сдам все ‘художественные’ `билеты`  – быть как все! выделяться – дурная тональность! – не для гениев!). (“А ‘ТЕАТР’ и кончается `вешалкой`”, – скажу я Вам!) Не пускали с классической формулировкой: “А вас нет в списках”, “А вашего письма нету”, “А от такой организации ничего не поступало”. И на входе – очередь, и в – кассу! Опять люди стояли – как и без «письма» – длинно и долго, ругаясь. Говоря, что в обычные дни – очередь меньше, короче, и надо придти как все – в обычный, открытый для всеобщего посещения день, и зачем это Ирина Александровна такое с нами со всеми сделала? другие говорили, что это – не она. <…> Зато – все увиделись! – знакомые… И даже артисты известные мелькали! Не так и много нас! – физиономии узнаёшь… Узок круг! (“Узок круг этих революционеров…”,  – вспоминается что-то мутно-ленинское из прошлой ‘школьной программы’…) Но не отложиться на впечатлении от Пабло Диего Хосе (ну и далее – также…) ПИКАССО это не могло, и мы – после часового раздражения и боевого прорыва оцепления охраны Музея – ворвались к признанному гению ХХ-го века, чтобы уж сполна впечатлиться!

И где я его только не видел, этого ПИКАССО! Барселона, где на нас напали (прямо перед персональным Пикассовским музеем, сорвав с Лены сумку с документами, ключами, деньгами; я не догнал… в старой Барселоне – легко улизнуть), безусловно, – самое центральное и наиглавнейшее место, где нам посчастливилось видеть в полном объёме всё творчество этого, без сомненья, самого талантливого художника ХХ-го века.

Но то ли ситуация так подействовала, то ли сам ПИКАССО – на новый вкус – стал
сильно проигрывать своим современникам (даже коллегам-кубистам: Жоржу БРАКУ и Хуану ГРИСУ), но мне хочется сказать ГЛАВНОЕ: не очень-то и позитивна его роль. «РОЛЬ» – ТОЧНО! Привнёс главенство ПРОВОКАЦИИ – как основного метода. ПРОВОКАЦИИ – как ГЛАВНОГО смысла и действа. Привнёс свободу заимствовать и увлекаться, дурачить и дурачиться, дурить и дуриться. Делать что-то совершенно наобум, случайно и вдохновенно. Но – безответственно. (По-моему, он – презрел ЗРИТЕЛЯ и ЛЮДЕЙ, их ВКУС и МНЕНЬЯ?! Разочаровался в Человеке и Человечестве. \Может, и сам я когда-нибудь – ра… зо… ???\) Уложил на лопатки – понятие КАЧЕСТВА! сделанности. …Много чего ещё хороше-нехорошего совершил этот ПИКАССО, от которого справедливо прятали свои работы те, к кому он был вхож в мастерские – ‘сворует’… Собственно – это НОВАЯ ГЕНИАЛЬНОСТЬ! новые качества в ИСКУССТВЕ. Однако ж – меня трогает РАННИЙ – «голубой» ПИКАССО, ПИКАССО – подражающий Лотреку и Дега – самый ранний парижский . «Розовый» – для меня – ШЕДЕВРИАЛЕН! Там человечность и творческий, технический взлёт – на не достижи-мую боле высоту. Он отлично чувствует ЧЕЛОВЕКА. Он сочувствует и сопереживает… Комедианты, артисты, нищие, странники, бродяги, проститутки… горько живущие, добывающие свой хлеб горько. Он – гуманист. Испанец – по ощущению, темпераменту, мысли. Это – ранний, «ГОЛУБОРОЗОВСКИЙ». Для меня эти несколько работ – одни из центральных – прошедшего века и очень дорогие! <…> Предсмертный ПИКАССО – тоже! – здесь ведь не обманешь. Не перед кем… На кону – прошедшее и будущее (уже: жизнь & смерть).

Всходят ввысь ВЕРШИНЫ тех, кто ОБАГРИЛ своим беспрецедентным трудом ушедший прекрасный век, зачеркнув #плоды насилия# тихой и последовательной жизнью, полной покоя и разумной уверенности в светлое наше великое будущее: Анри МАТИССА, Джорджо МОРАНДИ, Ганса АРПА, Альберто ДЖАКОМЕТТИ, Пьера БОННАРА, Амедео МОДИЛЬЯНИ, Пауля КЛЕЕ, Мориса ДЕНИ, Рауля ДЮФИ, Жорж де РУО, Микалоюса ЧЮРЛЁНИСА, Александра БАЖБЕУК-МЕЛИКЯНА, Виктора БОРИСОВА-МУСАТОВА, Константина СОМОВА, Бориса КУСТОДИЕВА, Петра УТКИНА, Павла КУЗНЕЦОВА, Мартироса САРЬЯНА, Минаса АВЕТИСЯНА, Лазаря ГАДАЕВА... Тихо и светло! – и народу меньше! – на их редких выставках.

** Вера && Свет **  не могут не победить  – «герники» сомнений и разорений, геноцида и «бедствий войны» всех времён и народов!

А… 

ПИКАССО – грязный, несобранный, разбросанный, недоделанный, вывернутый вспыхами подростковых эмоций, незрелый и несовершенный, разорванный тонально и композиционно, побросавший свои творенья, толком не одолевший ни одно из увлечений… профукал свой талант – в сферу брызг! Но набрызгал крупно! И #жёстко#. Подтирать будут долго! А ведь мог бы быть – ЛИДЕРОМ ВСЕХ! Безусловные дарования – почти во всех типах занятий ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ! Открыватель и первопроходец! Энергия его – пугающе заразительна!

(Вот-вот… приехали-доехали!)

ПИКАССО – помножил боль и провоцирующую заразу! Надо было класть бинты! Век был ДРАНЫЙ. Теперь мы имеем ЕГО --последышей-- , заполонивших всё пространство АРТВКАВЫЧКАХ. Что делать с ними? Они, как и ПИКАССО, пытались съесть ВСЕ ДЕНЬГИ! весь бюджет ВЕКА. И им удаётся… В том веке было кому сопротивляться ПИКАССО! А в нынешнем – уже все такие! и такие – “идеалы”. Нас не видно и не слышно… – других, иных.   

И всё-таки, спасибо Ирине Александровне АНТОНОВОЙ (бессменному гению-директору  /я как-то слышал, что время Войны она была – разведчицей! – а можно ли без разведданных сдвинуть такую махину Музея и блестящих выставок последних десятилетий?/)… И за ПИКАССО тоже! Не со зла ведь мы все вместе толпились там, – работники этой самой  « :: йокнутой :: » ‘культуры’, – на ПИКАССО, используя свои права ОТДЕЛЬНОГО от остальных граждан посещения Музея в выходной (для рядовых посетителей) его день, понедельник. И всё-таки – это лучшее место нашей страны – Государственный музей изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина. И пусть хоть такой драной, а наша культура ЖИВЁТ. И мы – недотёпы… В ней, в культуре! в стране!



 


Спасибо моим дорогим друзьям, коллегам и партнёрам – за ПОХИТОНОВА в Третьяковке, ВЕРЕЩАГИНА в Историческом, ПИКАССО в Пушкинском!


    
 

2010 ~ весна начало ** ** конец лето ~ 2010