Спор

Владимир Вяземский
               
Было это в Новосибирске – большом русском городе.  Основывали его русские люди, и сейчас живут в большинстве русские люди. А одной из традиций русского человека является способность сделать что-либо такое сногсшибательное на-спор. Может, возможно, и сам Новосибирск был основан на берегу Оби  на-спор с самим Царем-батюшкой,  поэтому и назван был первоначально Новониколаевском.
Дело было ранней осенью, когда  листва в садах и дворах еще зеленая, а плоды деревьев  везде краснеют,  и повсюду цветут яркие цветы. В общем, «очей очарование», как писал известный поэт.

Мы с женой были в гостях на обеде по случаю дня рождения супруги наших хороших знакомых. После торжественных поздравлений, дружеских пожеланий и вкусного обеда под звон бокалов, несколько мужчин и кое-кто из женщин вышли на балкон покурить. Балкон  был большой и находился на четвертом этаже большого «сталинского» дома, стоявшего на одном из проспектов города. Дом торцом выходил на проспект, а балкон выходил во двор. Перед нами простиралась большая, почти квадратная дворовая территория, окруженная по периметру четырьмя жилыми  пятиэтажными домами и окантованная  асфальтовым  проездом по периметру вдоль всех подъездов.  По проезду вкруговую с визгом и криками на велосипедах носились мальчишки – они играли в «велосипедные пятнашки». Посередине располагалась детская площадка с грибками и песочницами, окруженная скамейками с сидящими на них женщинами.
 
 Вся территория двора между проездом и детской площадкой  была  засажена деревьями  и  кустарниками. Особенно много было  больших клумб с роскошно цветущими георгинами и другими цветами, названия которых я не знал и не мог запомнить , хотя женщины упорно пытались вбить их названия мне в память. Но как только они показывали другое растение и произносили его «иностранное» название, имя предыдущего цветка  мгновенно выдавливалось навсегда из моей головы. И никакими усилиями я уже не мог вспомнить предыдущее название, хотя был всего лишь «навеселе».  На столе еще оставалось много водки и вина. Женщины хохотали, когда я пытался вспомнить очередное предыдущее название, и удивлялись, как это я помню доказательства  всяких дурацких теорем  по математике, а простых названий цветов – не помню... Они говорили, что я притворяюсь и просто смешу их... Но я то знал эту  особенность своего ума – я действительно не могу запоминать  названия вещей, которые далеки от меня. Я даже имена людей плохо запоминаю, хотя и работаю вместе с ними. Я это  заметил ещё в школе, когда поймал себя на том, что не помню долго имен своих некоторых учителей. Раньше это приводило к плохим последствиям, но вскоре я придумал множество способов, как поступать в таких случаях, когда надо обратиться к знакомому «незнакомому» человеку.

Единственным недостатком двора было то, что в доме со стороны проспекта на первом этаже располагался большой продуктовый магазин. Поэтому за ним был более широкий   проезд на всю длину дома, предназначенный для разгрузки товаров, поступающих в магазин. И в данный момент там стояла машина-фургон и рабочие  что-то разгружали  с неё в магазин.
Напротив магазина на другой стороне проезда  стояли   вспомогательные магазинные постройки, типа складов для использованной тары, мебели, старого и нового торгового оборудования и другой всячины. Там же хранились и  недорогие  товары в мешках и бочках. А за складами росли  густые кусты сирени, черемухи и еще каких-то кустарников Сверху было видно, что мальчишки в этих кустах понастроили из деревянных и картонных магазинных ящиков свои «тайные штабы».

В трех местах между кустов на земле лежали кверху дном  по четыре деревянных ящика, расположенных  в определенном порядке. Один в центре, три по сторонам на  расстоянии вытянутой руки. Центральный ящик был покрыт газетами, остальные были просто перевернуты.  На одном из ящиков стояла опорожненная бутылка из-под водки. Понятно было, что это были «столики уличного ресторана», куда заходили нетерпеливые любители выпить сразу после посещения магазина. Видимо, этот «ресторанчик» организовался с того времени, как  начался строиться многоэтажный дом на другой стороне проспекта почти напротив магазина. Мы эту стройку видели, когда подходили к дому знакомых. Да и сейчас через крышу соседнего дома была видна двигающаяся стрела башенного крана. До конца рабочего дня было ещё почти два часа.

И действительно, вскоре мы видим, как из-за угла магазина выходят трое мужчин в несколько запачканных строительных спецовках и ныряют как раз в кусты за склады. Они расположились за ближайшим «столиком». Один вытащил из-под спецовки бутылку водки, второй достал перочинный ножичек и начал резать какой-то сырок,  хлеб и ещё что-то. Третий отошел на пару шагов в сторону и извлек из-под густого куста три то ли пластиковых, то ли стеклянных стаканчика. Мы с интересом наблюдали эту картину и обсуждали «высочайший сервис» их самообслуживания, естественно, «сравнивая»  с нашим.

Рассевшись по ящикам, они  что-то оживленно обсуждали,   наверное,  какие-то свои строительные дела - сверху не было слышно. Бутылка стояла распечатанной, но не разлитой. Видимо проблема была серьёзной - не до водки было. Потом двое из них сцепили руки в рукопожатии, а третий выступил третейским судьей и разбил им руки. Стало понятно, что оживленное обсуждение вылилось в спор, и они «ударили по-рукам». Один из споривших взял бутылку и посмотрел её на просвет. Но вместо того, чтобы разлить её поровну по стаканам, он приложил горлышко ко рту, запрокинул голову и стал пить водку прямо «из горла». Двое других молча и внимательно смотрели,  чтобы он не перепил лишнего. Наши женщины высказали мысль, что они побрезговали пить из немытых стаканов и решили просто распить прямо из бутылки. Мало ли кто пил из этих стаканов!? Может какой-нибудь и заразный... Они  даже оценили санитарную предусмотрительность мужиков-строителей!

Но пьющий и не думал останавливаться – по нашим представлениям  он уже явно перепил свою треть бутылки! Но разглядеть оставшийся уровень водки в бутылке мы конечно не могли. Ну а собутыльники  почему-то  не возражали и продолжали молча наблюдать за пьющим. Один из нас на балконе бросил реплику: «Что-то долго он свои 166 грамм пьет...Наверное, плохо идет без закуски!» Мы с интересом продолжали наблюдать, так как возникала некоторая заинтригованность процесса.

В итоге,  мужик,  не отрываясь, выпил всю бутылку, потряс её вверх дном, удостоверяя, что в ней ничего не осталось и зашвырнул в кусты за спину!  Взял кусочек сыра и жуя, вместе с «судьей» стал смотреть  на третьего, с кем был спор. Тот достал из-за голенища сапога плоскогубцы, широко открыл рот, ухватил  ими  спереди-сбоку  зуб, и с силой крутанул рукой! Из угла рта полилась кровь, а мужик протянул плоскогубцы с вырванным кроваво-белым зубом к лицу того, с кем спорил. Третий восхищенно хлопал обоих по плечам и громко восклицал: «Ну,  вы, даётё! Ну, вы, даётё!»

Сразу стало ясно, о чем спорили мужики  –  можно ли выпить пол-литра водки из горла за один раз не прерываясь.

Проигравший достал деньги, и третий мужик быстренько сбегал в магазин за новой бутылкой. Вторую бутылку они выпили уже втроем, разливая по стаканам. Проигравший пару раз зажимал между зубами тряпочку, смоченную водкой. Кровь в конце-концов перестала течь, и они закончили обед в мирной беседе. В начале пятого часа  они, спрятав стаканы, как  в чем ни бывало, вернулись  «работать» на стройку.

Наши женщины были шокированы  на 150%,  да и мы немного!
Вот такие суровые новосибирские мужики живут в этом славном  городе!

30.07.10

О знаменитом русском жесте-предложении выпить:

http://www.proza.ru/2010/07/27/187