3. Дом культуры или заводской клуб?

Альфред Грибер
3. ДОМ КУЛЬТУРЫ ИЛИ ЗАВОДСКОЙ КЛУБ?

29 ноября 1968 года мы отпраздновали мамин 45-й день рождения. Мне трудно даже было представить, что моей любимой маме «стукнуло» 45 лет. Передо мной была молодая красивая женщина, которую я знал всю свою жизнь и с которой делил все свои радости и трудности. Мама всегда была мне лучшим другом и добрым советчиком. Как хорошо, что три года разлуки уже прошли, и мы снова все вместе отпраздновали мамин юбилей.

А 30 ноября я приступил к работе в Житомирском городском Доме культуры в качестве концертмейстера и руководителя музыкального кружка по классу баяна.

Утром директор Дома культуры Захар Давыдович Гурвич представил меня художественному руководителю Дома культуры Михаилу Некричу, а затем показал мою рабочую комнату. В ней стояли фортепиано, письменный стол, стулья, книжный шкаф. Завхоз Дома культуры Виктор выдал мне два баяна.

Первый трудовой день начался. Я сразу же обзвонил всех потенциальных учеников по классу баяна, которые были записаны в книге дежурного по Дому культуры, и назначил им встречу. А потом Михаил Некрич познакомил меня с моими обязанностями как концертмейстера.

Полдня пролетело незаметно, и я отправился домой обедать. Но на 4 часа дня у меня уже была назначена первая встреча с певицей Людмилой Симбирцевой, женой завхоза Виктора.

Первая репетиция произвела на меня очень приятное впечатление, потому что у Людмилы оказался великолепный голос народного плана, типа Ольги Воронец или Людмилы Зыкиной. Мы сразу нашли с ней общий профессиональный язык, прорепетировали целый ряд песен из её репертуара, поговорили о жизни. Через пару часов мы уже расставались друзьями.

Не буду описывать подробно все перипетии первого рабочего дня в Доме культуры. Скажу только, что он удался.

А дальше пошли чередой следующие дни, заполненные уроками, занятиями, репетициями, новогодними утренниками и, конечно, концертами.
Постепенно стали завязываться знакомства и налаживаться связи в музыкальных кругах Житомира.

Как-то в начале апреля 1969 года дежурный по Дому культуры позвал меня к телефону, сообщив по дороге, что звонок от женщины. Заинтригованный, я поспешил вниз в дежурку.

- Алло! – произнёс я, поднеся трубку к уху.

- Здравствуйте, Альфред! – услышал я в ответ незнакомый женский голос.

- Добрый день! – ответил я.

– Меня зовут Наталья Петровна, - продолжал женский голос, - я заведующая клубом завода «Электроизмеритель». Председатель нашего завкома профсоюзов Георгий Николаевич Невмержицкий поручил мне пригласить Вас к нам в гости. Вы согласны посетить наш завод, так сказать, с дружеским визитом?

- Спасибо большое, конечно, за приглашение, но это как-то неожиданно. А откуда Вы меня знаете?

- Нам рассказали о Вас как о хорошем музыканте. Мы бы хотели встретиться с Вами, поговорить, посоветоваться и обсудить кое-какие вопросы. Когда Вы сможете прийти к нам?

Я мысленно перебрал в уме все свои уроки, занятия, репетиции и назвал приемлемую для меня дату встречи.

- Хорошо, - ответила Наталья Петровна, - я буду ждать Вас на проходной завода.

Мы попрощались, и я положил трубку. В голове вертелись вопросы, но ответы я не мог найти. Оставалось только дождаться встречи, чтобы хоть что-нибудь прояснить.

В установленный день и час я подходил к проходной завода на улице Котовского. Навстречу мне устремилась сравнительно молодая женщина среднего роста.

- Здравствуйте, Альфред! Я Наталья Петровна Лавренчук. Мы с Вами разговаривали по телефону.

- Здравствуйте, Наталья Петровна!

- Председатель завкома уже ждёт Вас. Дайте мне свой паспорт. Я оформлю Вам пропуск.

Я протянул Наталье Петровне свой паспорт, и она зашла в проходную завода. Я последовал за ней.

Уладив все формальности с пропуском, Наталья Петровна повела меня по коридору заводоуправления. Вскоре мы остановились у кабинета, на двери которого висела табличка: «Заводской комитет профсоюзов».

Наталья Петровна открыла дверь, вошла в кабинет и, придерживая дверь рукой, произнесла:

- Заходите, пожалуйста!

- Спасибо, - ответил я и вошёл в кабинет.

Из-за большого стола поднялся мужчина и пошёл мне навстречу, протягивая руку для приветствия.

- Здравствуйте, Альфред …… - замялся он.

- Михайлович, - подсказал я.

- Да-да, Альфред Михайлович. Очень приятно. Меня зовут Георгий Николаевич. Давно хочу познакомиться с Вами. Мне Вас Наталья Петровна так нахваливала.

Заметив моё недоуменное выражение лица, Георгий Николаевич поспешил добавить:

- Это со слов её знакомых музыкантов. Они ей все уши прожужжали, что в городском Доме культуры появился молодой талантливый музыкант, который играет и на баяне, и на аккордеоне, и на фортепиано. Прошу Вас, присаживайтесь!

После того как мы расселись вокруг большого стола, Георгий Николаевич спросил меня:

- А как давно Вы приехали в Житомир и откуда?

- Вообще-то я житомирянин. Здесь прошло моё детство, здесь живут мои родные. Правда, мы с мамой в 1956 году уехали на целину в Казахстан. Там я окончил музыкальную школу, музыкальное училище и московский Заочный Народный Университет Искусств в Москве. Там я работал и музыкальным работником детского сада, и учителем пения в школе, и руководителем художественной самодеятельности, и главным концертмейстером Ансамбля песни и танца. В 1965 году я ушёл в армию. И там музыка мне пригодилась. А в ноябре прошлого года я демобилизовался и вернулся сюда в Житомир, на свою родину.

- Несмотря на Ваш молодой возраст, у Вас довольно таки обширная биография, - удивился Георгий Николаевич.

- И 8 лет трудового стажа, - добавил я.

- Подождите, сколько же Вам было лет, когда Вы начали работать?

- 15 лет, - улыбнулся я. - И первой моей работой было руководство художественной самодеятельностью клуба железнодорожников.

- Так почему же Вам сейчас снова не возвратиться к этой работе? – воскликнул мой собеседник. - У нас на заводе есть свой клуб, директором которого является наша уважаемая Наталья Петровна. А ей позарез нужен художественный руководитель, такой, как Вы. Сколько можно работать концертмейстером в Доме культуры?

- Я всего 4 месяца работаю там, - ответил я.

- Ну и хватит, - вступила в разговор Наталья Петровна. – Вы же художественный руководитель, а не просто концертмейстер. Вам нужен простор для Вашей деятельности. А у нас здесь в этом плане большие перспективы. На заводе трудятся несколько тысяч людей. Среди них много талантов, которые только и ждут, чтобы их открыли. Кому же, как не Вам, как говорится, и карты в руки? К тому же зарплата художественного руководителя несколько выше зарплаты концертмейстера.

- Ваше предложение совершенно неожиданно для меня, - произнёс я нерешительно. – Мне нужно подумать.

- Конечно, и подумайте. У вас есть впереди две недели для принятия решения, – сказал Георгий Николаевич.

- Какие две недели? – не понял я.

- Как какие? Ведь по закону перед увольнением Вы должны отработать две недели. Вот Вам и время для обдумывания нашего предложения, – убедительно произнёс Георгий Николаевич. - А через две недели я жду Ваше заявление о приёме к нам на работу художественным руководителем клуба.

Попрощавшись с Георгием Николаевичем, я в сопровождении Натальи Петровны вышел из кабинета завкома профсоюзов. Проводив меня до проходной, заведующая клубом сказала на прощание:

- Примите правильное решение и соглашайтесь с нашим предложением. Вам здесь будет хорошо работать. Я уверена, что мы с Вами сработаемся. Я позвоню вам через пару дней. Хорошо?

- Хорошо, - ответил я. – Будьте здоровы, Наталья Петровна! И до встречи!

С этими словами я вышел из проходной завода «Электроизмеритель» на улицу Котовского.
Солнечный апрельский день как бы поддержал то хорошее настроение, которое создалось у меня во время только что закончившегося разговора.

«А действительно, - думал я, - мои сегодняшние собеседники правы. Быть художественным руководителем лучше, чем концертмейстером. Нужно использовать эту новую открывшуюся возможность для своего профессионального роста. Да и более высокая зарплата мне не повредит».

Я взвесил все «за» и «против». Так что пока я дошёл до дома, решение моё, можно сказать, созрело.

Вечером я рассказал маме и дедушке о своём визите на завод и разговоре в завкоме профсоюзов. Они поддержали моё решение о переходе на работу в заводской клуб.

На следующий день утром я отправился на работу в Дом культуры. Первым делом я зашёл к Захару Давыдовичу и рассказал ему о сделанном мне предложении. Я объяснил ему своё решение, и, как мне показалось, он отнёсся к этому с пониманием.

- Я понимаю, что ты должен расти и делать карьеру, - сказал Захар Давыдович. - Но я уверен, что мы с тобой ещё будем много раз встречаться.

Через две недели я заключил трудовой договор с завкомом профсоюза завода «Электроизмеритель» об исполнении обязанностей художественного руководителя с почасовой оплатой.