Под сенью клюквенного дерева

Павел Пастушков
Здравствуй, уважаемый и обожаемый читатель! Тема, которую я собираюсь тебе сегодня предложить, на мой взгляд, довольно интересная и захватывающая. Хочу познакомить тебя с особенностями ещё одного русского национального промысла, который, несмотря на многие опасности, приключения и невзгоды, снискал себе верных почитателей. Речь пойдет о сборе клюквы,- северной ягоды. Вкусной, полезной, и, прямо скажем, не дешевой. Если Ты северянин, и это занятие тебе знакомо, проходи себе мимо, ибо сие повествование не вызовет у тебя ничего, кроме раздражения. Если же нет, то смело следуй за мной. Итак...

Итак, путь мой лежит на болото Сокольи мхи. Включаю GPS-навигатор, и углубляюсь в хмурый, сырой лес Приладожья. Впереди четырнадцать километров пути. О, нет, мой друг, увы, никакой романтики! Густые, ольхово-осиновые дебри, завалы и бурелом. Вдобавок, тучи комаров. Никаких видимых ориентиров. Только точка, медленно ползущая по карте навигатора, указывает текущее местоположение. Иду быстро, нужно добраться до места, собрать ягоду, и засветло вернуться. Ох, только бы не лоси! Ну, да Бог с ним, не впервой. Вот остатки сгнившей землянки. Вот последний участок суши. Впереди бескрайняя зеленая равнина. Срубаю сухую крепкую жердь, и осторожно ступаю на зыбкий зеленый ковер, расстеленный по поверхности бездонного черного озера. Трясина плавно покачивается под ногами. Мох с переплетениями травяных корней держит хорошо. Однако, надо быть начеку. Справа блестит небольшая черная лужа. Осторожно прохожу мимо, и по ее поверхности расходятся волны. Здесь слой мха намного тоньше. Оступился, и куку! Ухватиться не за что. Внизу метры вечно холодной воды и ила погибшего озера. Вот ещё одно окно. Под слоем воды какие-то ветки. Лосиные рога! Злорадно ухмыляюсь, и следую дальше. А вот и цель моего путешествия! Подхожу вплотную. Давненько же я здесь не был. Что поделать, виртуал съедает всё свободное время. А ещё жена, дети, работа... Эх, горюшко! Однако, к делу.

Вот оно, клюквенное дерево (Oxycoccus gigantis). Толстый, в полтора охвата ствол, раскидистая крона шестиметровой высоты, темно-зеленые кожистые листья. Черт, так и знал! Все ягоды с нижних ветвей обожрали лоси. Но выше, там, где им не достать, блестят красные ягоды, размером с крупную вишню. Повезло, однако. Высота не помеха. Из рюкзака извлекается легкая складная титановая лестница. Взбираюсь наверх. Сочная клюква быстро наполняет мешок. Внезапно мое внимание привлек странный звук, будто кто-то глубоко вздохнул, с шумом выпустив воздух. Изо рта, конечно. Я взглянул вниз, и похолодел от ужаса. Прямо под деревом, задрав вверх рогатые головы, стояли три огромных лося!!! Налитые кровью глаза излучали лютую злобу. Мое положение становилось безвыходным. Сижу, как гомодрил, на вершине клюквенного дерева, снизу три рогатых лосяры, обозленных грабежом их продукта питания, ружья нет. Ба, в деревне Ляди, расположенной всего в девяти кэмэ отсель, живет мой старый приятель, Филимон Архипыч. Позвоню ему, придет он с берданкой, и разгонит супостатов! Набираю номер, и опускаю руки. Связь отсутствует! Я обхватил руками толстый ствол дерева, и приготовился к самому худшему.
Вам когда-нибудь приходилось проводить ночи на деревьях? Если нет, то сейчас расскажу, каково это. Во-первых, хочется спать. Во-вторых, делать это довольно неудобно, поскольку трудно найти подходящее положение, сидя на тонкой и твердой ветке. Потом те же комары, облепляющие со всех сторон. Да и нужно ли спать, когда рискуешь рухнуть прямо на рога кровожадного лосЯ? В сотый раз давал я себе клятву покончить с этим сбором клюквы раз и навсегда. Непроглядная тьма сменялась серыми туманными сумерками. Наступало утро.
Вглядываясь в туман, я пытался понять, ушли мои преследователи, или по-прежнему караулят внизу. Непонятно. Бескрайнее болото накрыла зловещая тишина. Напряжение и усталость дали себя знать. Я плотнее обхватил влажную кору клюквенного дерева, и провалился в крепкий сон.
Бах! Баххх!! Я вздрогнул, и открыл глаза. Вовсю светило солнце. Взметая копытами клочья мха, лоси мчались прочь. Размахивая двустволкой, к дереву бежал человек.
-"Архипыч! Вот так встреча! Откуда ты?"
-"Дык вот, по клюкву решил пройтись, гляжу, а на дереве сидит кто-йто. Видать, сохатые загнали. Паш, никак ты? Вот умора, хе-кхе!"
-"Да смешного-то мало! Всю ночь на ветке просидел, как обезьян. Кому рассказать, не поверят. Как жизнь?"
-"Дык жизнь-то хороша. Вот токмо с клюквой ноне совсем беда! Дерево это наше посчитай последнее осталось. Есть ещё на Глухом, у Сумриц, только не растет совсем. Корни гниют. То, что в дальнем углу, всё лоси обглодали, мать их... А вообще, клюква теперече совсем другая!"
-"Как другая?"
-"А ты когда шел, под ноги-то глядел? Смотри-ка!"
Архипыч нагнулся, показывая что-то во мху. Ярко краснея, на поверхности болотного ковра росли мелкие ягоды, напоминающие клюквенные. Я сорвал одну, и положил в рот.
-"Кислятина!"
-"То-то и оно, что дрянь полная. Жрать нельзя, тьфу!"
-"Что же с ней стало? Выродилась?"
-"А леший ее знает! Был тут намедни один ученый очкарик, говорил, что клюква "революционировала".
-Эволюционировала?
-"Может, и так. В общем, теперь ее лоси не жрут, да и люди не берут. Кому охота раком по болоту ползать, кисляк этот собирать? Так што неси ягоду домой, видать последнюю кушаешь!"
Мы покурили, и разошлись. Вот такая история. И всё-таки, клюквенные деревья ещё есть. Там, где им дают вырасти. Места надо знать!