Сказ Зимним вечером

Анатолий Чупин
За окном стоял декабрьский мороз, разрисовывая окна тонким узором. В печи потрескивали поленья, кухонька освещалась светом огня из приоткрытого очага, возле которого я курил, старясь чтобы дым не разлетался по дому, прилежно выпуская его в топку. Суседушко,   домовой мой, на дух не переносил табачного смраду и каждый раз ворчал на меня за эту привычку. Уважая его чувства, я и старался лишний раз не мучить его.

 - Вот ты говоришь, что за деток своих переживаешь? - продолжил он прерванный разговор. - Волнуешься что как жить будут? Не слишком ли мягкосердечными ты их воспитал?

 - Ну да... - ответил я.

Он осмотрел получившийся рядок в лапотках, которые плёл между делом, очень уж он любил такую обувку, не признавая никакой другой. Уютно устроившись на меховом коврике,  постеленном специально для него в простеночке, вздохнув отложил в сторонку, аккуратно подобрав не использованное лыко и заглянул на печь, где свернувшись калачиком спала его любимица Мусенция, кошечка не капризная, но своенравная. Проверил есть ли в её плошке молочко и лишь тогда продолжил говорить.
 
 - А ить зря ты волнуешься, жизнь сама расставит всё по своим местам, это хуже когда нет в человеке доброты, тогда её ничем не восполнишь! - он минутку помолчал глядя на игру пламени. - А ещё хужее порой, когда считает человече себя добрым... а потом оказывается, что не то он добротой считал... - он опять замолчал...

 - Да ведь больно жить то им будет! - тихо сказал я. - Сейчас ведь всё больше доброту за слабость считают... Как уберечь их от этого?

 - А ты почему же сам-то не хочешь быть другим?! - посмотрел он строго. - Аль мало хлебнул?! Ты сам-то, а?

 - Дурак наверное потому что... Да и не хочу... - ответил я задумчиво.

 - На дурака то ты как раз и не похож! Мудришь порой конечно, это правда, но далеко не дурак!!! - молвил он. - Пока не забыл, ты с дворовым разговаривал? Что-то стряслось у него... грустный... - перебил он сам себя.

 - Да, Суседушко, говорил, лета он ждёт, ему без работы и забот тяжко, какие говорит дела зимой, дров запас присмотреть, а по двору так и вовсе не шибко развернёшься - ответил я.

 - Ну энто обычное дело для него, ничего, вот снежок выпадет - отведёт душеньку с лопатой - улыбнулся Суседко.

Он снова взялся за лапотки, привалившись спиной к тёплому боку печи. В доме было тихо-тихо, все уже отдыхали уставшие от дневных забот-хлопот, лишь слышно было мерное тиканье ходиков и мурчание Мусёны.

 - Вот что, мил человек, расскажу я тебе одну бывальщину из нашей жизни, а уж ты сам решай, как оно вернее будет... Ну так слушай!

                "Быль домового"
 
  Было это, не так уж и давно, лет этак может сто назад, не больше.
Домовой, что при хоромах купца тогдашнего проживавший, сход созвал, а это хоть и редко, а средь нашей братии случается, хоть и на минуту не любим мы покидать домов своих без присмотру, но общий сход дело сурьёзное! Просто так не собираемое и без нужды особой не чинимое!

  Ну, что делать, надо - значит надо! Вечером, проверил ещё раз всё ли справно в доме,  обернулся я кошкою, а мы при желании можем превращаться, либо в кошку, либо мышью, либо другу каку животну и отправился в терем того купца.

  Купца как раз на ту пору дома не было, вместе с семейством своим и всею челядью, отправился он на всенощную, так как веры крепкой был и семейство своё и прислугу в том же духе содержал, считая, что без оного ничего доброго быть не может и пусты дела без помощи Божьей, а человек, веры за душою не имеющий - пустой и не потребный и посему, порой выгодных заказов чурался, считая, что лучше поступиться прибылью, чем совестью своею. Среди купцов встречалось такое частенько на то время, не то что теперь, когда окромя корысти ничего не видят, кинув всё на стяжательство, любыми методами, чтобы главное рубль шёл, ну да не о том речь.

  Так вот и собрались мы все в тереме том и когда последний из нас прибыл, начал Седушко, прозванный так за белизну волос снежную, домовой купца, слово молвить:

 - Благодарствую, что откликнулись на просьбу мою! Други мои и сродственники!

 - Здрав будь и ты Седушко! Не могли мы обойти вниманием просьбу твою! По какому поводу собрал нас всех здесь о пору сею? - ответствовал ему самый старший из нас - Моховик.

 - Да вот... Такая вот притча приключилась у меня, самому мне её не решить, хоть и так и так умом прикидывал, помощи прошу у честного народа и совета!

 - Слушаем мы тебя внимательно и коль приспела нужда - сказывай! Мы всем миром тебя выслушаем и авось решим загадку твою! Верно други?! - оборотился Моховик к нам.

 - Верно! Дело говоришь! Конечно подмогнём! Не сумлевайся друже! Сказывай дале! - откликнулись мы все хором.

 - Слушайте же дело моё! Знаете вы все меня не первое столетие и ни разу не побеспокоил я вас по пустякам! А приключилось вот что... - он перевёл дух,оглядев нас и продолжил. - Прибыл намедни к хозяину моему гость дальний, привёз он с собою короб большой, лыком плетёный, да сафьяном обтянутый, на вопрос же хозяина :

 - Что в том коробе? - ответил...

 - Странная история приключилась со мною перед отъездом... Подошёл ко мне человек один, видом смирён и речьми уважительными, молвил он передовая мне короб сей:

 - Знаю едешь ты в город А... , отвези от меня посылочку...

 - Не в тягость мне просьба твоя, не откажу в поспешении! А что в посылке той мил человек? И кому передать её?"

 - А на ней всё указано! - ответил он. - А оставить можешь в доме любом по выбору твоему, сие без разницы! - ответил он так, поклонился до земли и пока я смотрел на посылочку, исчез! Словно его и не было! Вот такая история приключилася!

  Замолчал Седушко, задумчиво голову почесав, повздыхал и продолжил:

 - Осмотрели они с хозяином посылку ту, по удивлялися, да на том и оставили её в углу красном, когда же ушли все из горницы, решил я глянуть, что так озадачило хозяина моего и осмотрел короб повнимательнее... - он опять замолчал.

 - Так чтож там в коробе том такого особенного!!! Не томи!!! - зашумковали мы.

 - Да короб то прост!!!! - возвысил он голос - Да вот така есть на нём приписочка, слушайте! - он кашлянул ещё раз нас оглядев, мы замерли... - Передать сию посылку, самому доброму Домовому!

Мы замерли все совсем удивлённые!!! Что это? Шутка? Не похоже!

 - Я хотел сначала короб открыть, посмотреть, что там... а потом призадумался!!! Не могу взять на себя таку отвественность, а вдруг не мне посылка та?! Ведь хоть и нет во мне зла... но вдруг взяло сумление, а может кто лучше меня! И получится что я чужу вещь без права открыл!!!

Сказал он так и сел на лавочку, ожидая слов наших, а мы молчали как горохом обсыпанные, вроде всё просто! Ан ведь нет! Така вот заковыка!!!
 
 - Впервой тако на моей памяти приключилось, но дозвольте други слово молвить! - сказал тут Кудряш, домовой молодый, лет семисот от роду. - По скромному моему разумению... Предлагаю кандидатуру, Веничка, доброты он известной, дом в поряде и хозяева в ладу со всеми потому и обновы почитай каженную неделю приобретают! А то ведь его заслуга! Добротой и вниманием хозяйство обласкано! Сосед он мой, знаю всё доподлинно! Да и вот Лукоша может подтвердить слова мои, нас на пару не раз на подмогу кликал при нужде какой! Ну а кто ещё кого может предложить - сказывайте! Так авось и решим вопрос миром, да советом!

 - Знаем Веничка!!! Знаем! Правду говоришь! - загомонили все. - И Лукоше на слово верим!

 - Тогда дозвольте и мне слово молвить?! - встал тут Шило. - Хочу предложить друга моего Запеча! Да не по дружеству предлагаю, а по делам его! Так как знаю, сколько заботы он в каженно дело своё вкладыват! И хозяина от пагубы пьяной отучил! И мир да лад в семью его вернул! И Хозяйство теперь от простой холупы до терема расстроилось! Это ли не дела добрые!!! Да тот же Лукоша подтвердит слова мои, миром тогда помогали и не отказали в просьбах его, так как очень он о добре в семье той ратовал!

  Так стали мы подниматься и выбралось четверо кандидатов из нас. За дела их славные и поступки мудрые, а вот дальше как решить не ведали! Каждый из них как нельзя лучше подходил!!! И Веничка и Запеча и Горностая и Уголька знали!!! И Лукоша каждого из них знал и если кто с ними не знаком был, то он подтвердить мог, его то все у нас знали. Хоть и богатства-добра хозяева его не накопили и изба не нова - хоть и справна, ничем таким особым он не прослыл, а вот знали его и слову его вера была, раз говорил - значит правда!

 - Ну что други делать-то будем? Как решим, кто добрее из них? Коли так сказать дозволено будет! - молвил Седушка.
 
 - Каждый из них, добр по своему! Трудно решить! Один столь добра хозяевам сделал, им всё в пользу пойдёт! Другой добра не меряемого и всё хозяйстве его приспособлено будет - заслужил! Третий всё в трудах да заботах, ему всё к делу пригодится! И четвёртый ни сна ни отдыха не ведает о добре рачительный, ему и отказать в такой малости грех большой! - сказал тут Лисовец, старый, древний, ещё у Бабы-Яги живший о ту пору когда и про добро и зло не ведали. - Но вот что я хочу сказать вам... - прервался он на минутку, задумавшись...

 - Сказывай Лисовец, реки слово мудрое, в нашем размышлении коль решения найти сподобит!  - ответили ему все мы.

 - А предлагаю я отдать короб сей Лукоше!!! - сказал он коротко.

  Переглянулись мы в удивлении:

 - А ему то за каки-таки заслуги? Дозволь перебить тебя... - молвил Седушко. - Он хоть и добрый малый, так ведь ни чем не прославился?

  Все согласно закивали головами и Лукоша (прозванный так за то что в лукошке очень спать любил) пуще остальных с тем согласился поражённый.

 - А отвечу я! Есть резон в словах моих! Посудите сами! Нет у него хором поднебесных, нет и подвигов за хозяйску боль, не накопил и злата серебра... Но вот есть одна заковыка... А почему же так получилося?!

 - Не томи! Коль надумал чего - сказывай!!!

 - А потому! - продолжил Лисовец, - Что некогда ему о себе думать было!!! Всю доброту свою, всё сердце горячее, во славу вам всем роздал!!! Где случись чего, его кличете! Никому не отказал!!! Что в хозяйстве нет, до поры у него одалживалися!!! Да и семья его хозяев, пусть не в богатстве, дак в холе и любви живёт!!! Никого он не забыл!!! Со всеми их тяготы пережил как свои!!! Не одну свою жизнь, а каждого!!!! Поднимись и молви слово, кто не знает его?!!
 
  Долго молчали мы все потрясённые! А ведь правду сказал! И не одного не нашлось из нас, с кем не разделил бы он тяготы, тоже верно! И встал тут Седушко и взял короб тот и передал его Лукоше с поклоном низким!!!

 - Ты возьми друг сердешный, не погнушайся! И нас сирых прости за недомыслие! Должники мы перед тобой и на слове добром и в делах своих!!! Земной поклон тебе, от всего собрания!

 Поднялись мы все тут и поклонились в ноги! Не Лукоше даже, а самой доброте! Сердцу большому! Делам безмерным и искренним!!!

  А что дале было... Можно и не рассказывать, верен себе Лукоша остался, не возгордили его слова наши и признание! Открыл он короб тот роздал всем кто был, разделив всё поровну! Сказав только:

 - Благодарствую! И за слова добрые и речи тёплые! Только так оно будет - по совести!!!
 
 - Вот така история значица приключилася ... - молвил мне Суседушко. - У всего и у каждого, мерило своё на каждно дело ... А беда она всегда одна, хоть и в разных обличиях! А потеряно что, то ведь и найти можно, нет ничего - непоправимого! Хуже то, что сказки детям перестали сказывать! А ведь в них и смысл и ответ на всё имеется! Видеть суть вещей и дел дитё учится, а не последствия и ответ сыскать для себя как поступить в жизни, не раз сыщется! А чему научить могут моднючи мультики, кое-как намалёванные? Боевик же учит всё кулаком решать... А голова получается, так - придаточек! Ни любить до кручины... Ни петь от радости... Не кинуться встав перед другом от ворога спасаючи... Власть как взять... Да унизить ближнего... А ещё того пуще - взлететь повыше , как вкурятнике... Вот и думай теперь ты Хозяин мой! Да на сон отдыхать ложись! Утро вечера, оно мудрёнее и Бог даст всё разяснеет!"

 - Благодарствую Суседушко! Поучил уму разуму! А только коли не секрет, что было в коробе том? Шибко уж заитриговал ты меня! - спросил я сгорая от кошачьего любопытства.

 - А не важно оно - ответил Суседко. - Но отвечу - баранки и пряники! Нам ведь что нужно? Не злато! Ни серебро! А внимание!!! А неверишь? Вот погляди!!! Ношу с тех пор на груди я бараночку!!! Из того она подарка!!! Дороже она мне золотой медали!!! И когда думу свою решить не получается, гляжу на неё и всё легко и ясно становится!!!

  Улыбнулся он мне лукаво и продолжил:

 - Ну хозяин, давай-ка чайку с медком попьём да и ко сну доброму, самовар пока горячий ещё, да бросай ты свою дымокурину, эк ведь ровно дитё до титьки отстать ты от энтой пагубы не можешь!

 Угли в печи уже промерцали, по избе плыл аромат душистого чая с мёдом. Напротив самовара сидел мой собеседник и тихонько подливал молочка своей любимице, почёсывая тихонько ей за ушком, что-то приговаривая шепотом, на что Мусенция слабо щурилась и мурлыкала иногда взрыкивая как тигр, и отвечая:

 - Верно молвишь... От уж верно...

 В растопыренной пятерне Суседушки парило ароматом и жаром блюдечко...
И вам исполать люди добрые! Что небывальщину мою слушали! Доброй ночи вам и хорошего настроения!!!
          Чупин А.В. январь 2010 года.