Тильзит. Мальчишки 50-х годов

Феликс Цыганенко
1962 год. Ульяновск. Первенство России по боксу. Встреча друзей. Слева - чемпион СССР Стасис Струмскис, справа - автор воспоминаний..
Фото из домашнего архива.


   Яркая цветная одежда в 50-х годах, словно красная тряпка для быка на корриде. Потому в городском парке Тильзита меня окружила толпа хулиганов с известным драчуном во главе, Жорой Минкиным:
- Эй ты, стиляга, ну ка, выйдем поговорим.
Жора был на голову выше и шире в плечах, но меня это не смущало, я ведь посещал секцию бокса во Дворце культуры целлюлозно-бумажного комбината. А тренировал нас прибывший из Питера после окончания института физкультуры имени Лесгафта Виктор Александрович Рубов. Это был современный тренер, умнейший педагог, внимательный и общительный человек, сплотивший из нас, дворовых мальчишек - дружный коллектив.

   Его костяк составляли: Толик Веселагин, Саша Демидов, Олег Тарасевич, Толик Никулин, Сергей Федотов и другие. А самый успешный из "команды молодости нашей" Стасик Струмскис, под опекой Рубова, выиграл спартакиаду народов СССР в 1967 году и стал чемпионом Европы в командном первенстве.

   Вообще-то со Стасом Струмскисом и его братом Юзиком я дружил с раннего детства и считай, что  привёл его в бокс. Ребята приехали с мамой в Советск (Тильзит)  из литовского хутора, который находился на другом берегу Немана. Стасик выделялся высоким ростом, стройной, красивой фигурой и вообще, был любимцем у местных девчонок.

   В 1962 году мы служили со Стасом в разных регионах страны: Струмскис – в Прибалтике, я – на Севере. А встретились в Ульяновске, на финальных соревнованиях первенства России по боксу. Какая была восторженная встреча! Это произошло на контрольном взвешивании; где радостно закричав, мы обнялись! Как и многие армейские спортсмены, выступающие за разные регионы республики, мы были в штатской одежде. Я плохо представлял себе Стаса в солдатском обмундировании да и надевал ли он его вообще? Струмскис боксировал за команду Калининградской области, я - за Карелию.

   На тех соревнованиях Стас занял второе место, уступив в финале омичу по фамилии Соловей. Победные бои у Струмскиса на больших соревнованиях: первенстве СССР и Европы были ещё впереди. Я проиграл в предварительных боях чемпиону всесоюзного общества "Локомотив" из Перми...

   Да, но вернёмся в Тильзит, к танцплощадке в парке отдыха. Моя весовая категория «мухи», казалось, что давала заведомо преимущество рослому и крепко сбитому Толику  Минину. Кстати, моему соседу по улице Кировоградской и однокласснику в железнодорожной школе. Однако, пока он  замахивался, я провел быстрый короткий джеб в солнечное сплетение. Увы…  против лома нет приёма, дружки Минина навалились на меня…

   Вообще-то драки в нашем замечательном городе, в виду отсутствия иных острых ощущений, дело привычное. Так что по возвращении домой, увидев моё лицо – в грязи и кровоподтёках, матушка тихо заплакала и как обычно, нагрела воды на керосинке. В те годы ещё не ведали о существовании такого блага, как горячая вода из крана.

   Конечно в тот вечер я крепко переживал. Нет, не по поводу синяков и шишек, приобретённых в «боях без правил» - моя замечательная ковбойка превратилась в груду лохмотьев! А ещё я жалел маму и её трудов…

   Прошли годы, моё поколение повзрослело и даже постарело. Мальчишки 50-х  годов из нашего небольшого города на левом берегу Немана, ставшие солидными мужиками, живут теперь на разных широтах и параллелях, от субтропиков до полярных морей. Однако, я уверен, что сегодня нас объединяет ностальгия по годам беспечной, но прекрасной юности…