20. Васяткины друзья

Консуэло Ходырева
       Васятка с ребятней перебирали редьку, вошел отец и попросил   освободить его  на время. Впервые он оказался на подмостках. Мальчик задел его плечом.
     - Меня назвали Сенькой, за то, что мать в сенях родила.
     - А если бы в свинарнике родился, то  хряком назвала бы? – насмешливо спросил Васятка.
     - Свиней мы отродясь не заводили,  я здесь с особым делом нахожусь, - ответил Сенька и протянул  большую рукавицу.
     - С особым делом?  А вид-то у тебя простецкий.             
     -У наших мужиков в роду простецкий вид, но голова у каждого ого какая!  Отец в Советниках у твоего,  меня средь многих отобрали. А у тебя вид славный, но здесь, - Сенька постучал  по лбу, - мыслишек не всегда хватает. Обувкой вляпался в смолу, кафтаном прислонился к стенке, смолу с одежды невозможно смыть. Зачем  от матери берешь лепешку?
     - По доброй воле  отдает, - пояснил Васятка.
     - Ясно,  по доброй,  не шаришь по карманам. Здесь все равны и каждый получает долю. Отдав кусок, она недоедает, ослабнуть может.
     Васятка покраснел и возмутился:
     - Ты захотел меня унизить и в мыслях не было обидеть мать.
     Сенька попятился:
     - Ясно, что не было, лепешку ел бездумно.  Сам слышал,  мать ругали за то, что  портит сыновей. Мне руку обожгло, горящий шар в котел  закинул и паром садануло руку. На перевязках был,  там и слышал.
     Сенька снял рукавицу и приподнял повязку. Затем, он с видом знатока  учил Васятку, как надо обращаться с горящими шарами, при штурме наемники забрасывают  их.
    - Летит штуковина,  горит и от огня крутиться начинает. Надо присмотреться, где рукоять, успеть, чтоб древко не сгорело, схватить его вот так и бросить на песок. А если древко обгорело, то палкой двигаешь   к песку. Я  погасил четыре штуки, а Марьин больше десяти. Ему везет!
     Васятка встрепенулся:
     -Который Марьин, не тот ли, что  себя растит?
     - Он самый, - подтвердил Сенька.   
     - Так он же ровня мне!
     - Ровня, -  согласился Сенька, - но жизнь тройную проживает. За себя, за мать и за отца  и успевает за троих. Владыка нам сказал, являться будешь через день,  научим караулить.   
     Обиды у Васятки отошли, они сидели рядышком, клялись друг другу помогать   Сенька не обманул, отец,  прощаясь с ним,  сказал:
     - Через день, со мною будешь рядом, рад, что подружился с Сенькой, он друг надежный, в нем нет лукавства и хвальбы.
     -Плохо  знаешь, - возразил Васятка,- мне он  похвастался,   для дела главного отобран,   четыре шара погасил и позавидовал другому, который обогнал его.
     Заметив сдвинутые брови, пролепетал:
    -Правду сказал, спроси его.
     - Я сыну верю. Когда он хвастал,  сказал ему об этом? Правду, сынок, по-разному подносят. Сейчас ты, друга очернил.      
- Задело,   при мне чужого похвалил.
   - Похвалу, делами надо заслужить,  а не  родительской любовью. Настанет день,  и мы тобой гордиться будем!      
     Придя на башню через день, Васятка не увидел Сеньку и на вопрос, куда он делся, ему уклончиво сказали:
     -А  здесь его не будет больше, ему доверили козу, там две малышки  появились, еще одна  обрадует  приплодом.
     Васятка, чувствуя подвох, с трудом дождался, когда его отправят вниз и поспешил на скотный двор.
   Сенька привязал козу к столбу, мальчик постарше, схватил  строптивую  за  ноги, пытался удержать на  месте. Сенька обмыл  вымя, вытер  тряпицей,  сунул под нос козе  капустный лист. Фыркнув,  она мотнула головой и попыталась вырваться из  рук. Подставив посудину под вымя, он принялся за дойку. Коза  притихла. Помощник радостно отметил:
-Зачем сопротивлялась,  упрямое создание, уже с полпальца молока.
Коза вдруг резко развернулась, под нею забелела лужа. Сенька,  потрясая кулаками,  ласковым голосом обругивал  козу:
     - Красавица моя, ну, что ты выгибаешься змеёю, опять  подставила меня!
      Повернувшись к напарнику,  ткнул  в бок:
     - Ослабил руки, Пеньтюх!  Внимание должно быть неустанно,  у скотины на уме  потемки, надейся только на себя.   
     Водворив козу на место,   они с трудом опустошили вымя и слили молоко в ведерко. Подойдя к женщине, Сенька  довольным голосом сказал:
     - На этот раз,  чуть лучше получилось.
     Женщина кивнула головой, и показала на Васятку.
Хлопнув Васятку по плечу,  Сенька спросил:
     - На башне как? Я знал, что ты меня разыщешь.
     - Ты провинился, раз оказался с ними, - Васятка  показал на коз.
     - Да, очень. Сболтнул про дело, а в деле, как  учит твой отец, нет ни сынов, ни братьев, ни знакомых. Болтливость, делу не союзник.   
     Васятка опустил глаза и тихо произнёс:
     - Моя вина, из-за меня лишили дела.
     - Причем здесь ты, нашкодил я.  Советник наказал, здесь буду до тех пор, пока  строптивых приучу.  Сам бы, я справился быстрее, но  мне приставили квашню,  его,  ни чем пронять нельзя. Сказали,  этот Пеньтюх, уметь все должен, как и я. Секрет тебе открою личный. Я мать  стеснялся целовать, а их, как спать ложусь, целую, быстрее приучить хочу.  Встрече обрадовался очень!   
      Васятка   не спеша побрел к сестре. Сестра узрела перемену.
    - Из-за меня лишили дела, внутри  ни капельки обиды. При встрече обнял, секрет поведал  личный. Я по-иному их воспринимаю, почему?
         -Ты часто пышешь пламенем внутри.  Высказывания разные бывают. Одни с душой открыто говорят, другие с завистью, а третьи   стелют льстиво.  Вражина сеет смерть, я записи веду,  казалось, в них должна быть скорбь. А получается,  наоборот, из закромов душевных искрится радость и надежда, мы справимся с бедой. Всё остальное меркнет пред этим. Переживания в сторону отбрось, они мешают над собой работать. И во мне много шелухи.  Бывало, я врала и при дележке сладостей в рот отправляла  лишние куски.  У соседей увидела  игрушку, когда одна осталась, от зависти   царапнула ногтём. Через  время, мне подарили красивое шитье на стену. Бусинки  сверкали при свечах. Гости разошлись, заметила,  пять бусинок  исчезли разом. Я в слезы,  а мамочка спросила,  ты так  не поступала никогда?   
Вспомни, чему на сходках учили старики,  дорог нет гладких на земле и судьбы наши, с ними схожи. Когда смысл жизни познаешь, ошибки и хорошие дела в обнимку ходят рядом с нами.

      Птицы покидали край, в след им летели день за днем, один тревожнее другого. Первые раненые и первые потери, погибших перед погребением выставляли под навесом. Проститься приходили все. Васятка мучился от мыслей,  вчера смеялся человек,  из котелка водицу пил, жена и дети обнимали. Сегодня, они сидят у головы,  касаются холодных рук и гладят побелевшую щеку. Зароют в землю, и всё,  нету человека.  Он вскакивал ночами,   повторяя:
    -Я не хочу зарытым быть, разве от смерти   нет спасенья?
     Ему спокойно отвечали:
     -Спасенье есть,  ловчее бить врага.  Мы в своем доме, нам стены помогают выжить.  Жизнь долгую прожить мечтает каждый, и мы, и враг наемный. Но, цели разные у нас, он смерть несёт, мы защищаем жизнь. О гибели не думай, у каждого свой срок кончины.

     Васятка недоумевал, почему дети, улучив свободную минуту, клянчат  у взрослых разрешение, попасть на верхотуру и зубцы,  хватать горящие шары и головешки, жечь ими руки и одежду. Что за охота, виснуть  на воротах и в щель глазеть часами в никуда.     Когда он мимо проходил, ему кричали вслед, Везуха! Кличка  не понравилась Васятке.  Словно прилипшая  смола, Везуха вытеснила имя.  Отцу с обидою  сказал:
     - С завистниками, я с радостью бы поменялся, здесь холодно,  от ветра пробирает дрожь.  Прикажи им, при обращении ко мне, Васяткой называть, я сын Владыки, а не просто Паря.
     Отец задумался:
     - Указами, здесь не поможешь, сам имя потерял, сам и верни его.  А, уважение, делами множат.
    
  Обозы вереницами увозили награбленное добро. Заняв крепкие дома, наемники  всех  жителей выселили за черту, в старый заброшенный квартал. Молодых женщин поселили поближе к крепости, отдельно ото всех. Вечерами,  разлучив  с детьми, сажали на подвозы и развозили  для потехи.  Васятка видел,  мужики опускали головы, сжимали кулаки от   гнева. Женщины, садясь в подвозы, скрещивали руки на груди,  затем вытягивали  вверх, как бы разминаясь, проделывали разные фигуры. Проезжая мимо центральных ворот, склоняли головы, смеясь, показывали на животы,  друг друга за руки хватали,  касались  шеи, лбов и глаз.    Главный наблюдатель   смысл знаков разъяснил:
     - Выманивают нас, засада с двух сторон. Вечером,   детей сгоняют в подпол,  наручниками соединяют в цепь.  Думают, как вырваться из плена, весть основную скоро поднесут.