Срыв

Александр Шарковский
Срыв в практике альпинизма – это не такое уж из ряда вон выходящее событие, если он не влечет за собой серьезную травму или смерть. Последовательность простая: сорвался; пролетел на глубину длины веревки от последнего крюка до тебя или до следующего крюка, если ближний к тебе вылетит от рывка; покачался на веревке; завис и забыл об этом, если ничего не произошло. Пронесло – так пронесло, и нечего об этом вспоминать.
Позвольте мне воздержаться от детального описания событий того злополучного для меня дня. Начну с того, что случился этот срыв в самом начале маршрута. Помню, там была стенка под первой полкой, чуть больше двадцати метров высотой, монолитная стенка без единой трещинки – ни крюк забить, ни положить закладку, короче, страховаться невозможно. Такой отсекающий момент, ловушка для труса... нет, слово трус здесь не подходит – для малодушного, вот правильно. И… моросит дождь, даже не дождь, а влага какая-то, точнее, водяная взвесь в воздухе, а если быть совсем точным – это облако нас накрыло.
Мы с напарником решили: коль скоро нет возможности страховаться, значит, пролезем эту стеночку по одному, не связываясь, каждый на свой страх и риск, а на полке свяжемся и дальше пойдем, как большие, взрослые дяди, в связке и со страховкой.
Лезу. Гранит влажный, немного скользко, зацепки маленькие – мизера, но острые. Беру их агрессивным хватом, это от страха. Под ногами уже метров десять или двенадцать – смотрю вниз, напарника не видно, все же мы в облаке. Глубины нет, страх уходит. Рюкзак тяжеловат, и веревка уложена под клапан – это создаёт дополнительный дисбаланс, над головой гладкая монолитная скала, зеркало. Задача простая: по гладкой вертикальной поверхности преодолеть метра три. Зацепка одна, я до нее не дотягиваюсь немного, сантиметров пять. Придется чуть-чуть прыгнуть, зацепка – кармашек на одну фалангу пальцев, может быть, на полторы; на ней надо повиснуть на одной руке, подтянуть ноги как можно выше, поставить их на вертикальную стенку на трение, поместить вторую руку в ту же зацепку (точнее, положить на первую руку). И... сделать длинное движение вверх, а там, может быть, будет еще одна зацепка.
Прыгаю. Правая рука надежно легла первыми фалангами пальцев на острый край кармана. Зависаю. Да это не карман – это дверная ручка! Чувствую прилив уверенности! Следующим движением фаланги пальцев левой кисти ложатся на правую. Ну, теперь я в полной безопасности и выше уже вижу хороший, большой откол. Мне туда. Подтягиваю вверх ноги, ставлю их на скалу, на трение, на одном уровне, группируюсь для длинного движения… И тут зацепка под руками неожиданно развалилась.
Дальше какой-то сумбур: мир завертелся вокруг меня, чувствую, что вращаюсь, но как-то не быстро, а как в замедленном кино. Один оборот, другой, третий. «Это срыв, это долбанный срыв, и я падаю!» – молнией сверкнуло у меня в мозгу…» Интересно, как высоко успел я подняться?» – опять промелькнуло у меня в голове, как наложение на ощущение вращательного полета. Как это долго... Лечу уж слишком долго, значит, высоко забрался, и травмы не избежать… Только бы не сломать позвоночник!.. На ноги, хочу приземлиться на ноги – это я так даю себе внутреннюю установку, – непременно приземлиться на ноги, так есть шанс остаться живым. Ну, сломаю ноги, черт с ними, срастутся, руки – тоже не беда, и они срастутся. А вот если приземлюсь на голову, что тогда? Тогда смерть. Не хотелось бы! Даю себе еще одну установку: главное, не приземлиться на голову. Про себя анализирую, что будет, если все- таки установка не сработает и нырну в породу головой, что меня ждет тогда. А тогда точно конец – как минимум перелом основания черепа – и конец! А если на спину, и под спиной окажется острый камень – жуть! Только не приземлиться на спину – это почти наверняка перелом позвоночника, и эта перспектива меня не прельщает… Мысли прервал удар в пятки. Удар мощно простреливает до затылка. Амортизирую нагрузку, сгибая колени, но вращение не прекращается, качусь кубарем по каменной осыпи, но теперь плевать, уже приземлился! И что самое главное – на ноги! Есть Бог, сработала моя установочка! Но что такое, что за невезение? Не могу остановить вращение, меня крутит со страшной силой, качусь вниз, долго! Опять удар в ноги. Меня подбросило. До этого катился «в группировке», а теперь какая-то сила меня развернула, вытянула в струну. Падаю плашмя на спину, на рюкзак – удар резкой болью разливается по всему телу.
Вращение остановилось, и я лежу на спине, подо мной рюкзак. Некоторое время не двигаюсь, осознаю, что случилось.
Переворачиваюсь на живот, приподнимаюсь на локтях и коленях. «Интересно, что с позвоночником?» – думаю про себя. Делаю волнообразное движение телом, проверяя состояние позвоночника, – никаких болевых ощущений в спине!
Ну, слава богу – цел! Кисти рук сжаты в кулаки, снова поворачиваюсь, сажусь, внимательно рассматриваю ноги. Штаны разорваны – нет живого места, но крови мало. Сгибаю ноги в суставах, проверяю их состояние, Боже мой, все цело! Ссадины, царапины – это ерунда, переломов нет – вот это удача – да нет же, не удача, а чудо! Наклоняюсь слегка вперед, и происходит что-то странное: вдруг наступила темнота, как будто бы я закрыл глаза и открыть их не могу. Помогаю себе руками. Вот дьявол, у меня разорвана кожа на бровях, и она спадает на глаза, поэтому я ни черта не вижу! Минуту борюсь с этим феноменом, справился! Левой рукой придерживаю брови, разворачиваю кисть правой руки – больно, очень больно! Ладонь разорвана вдрызг, до кости, кровь течет рекой. Зажимаю правую кисть между коленями. Как могу, осматриваю руки. Куртка разорвана в хлам, кровь, ссадины, глубокие рваные раны, но признаков переломов нет, вот крови много.
Вспомнил, что у меня еще есть голова, но, судя по всему, пострадало только лицо. Спасла каска! А вот каске настал конец (это я, правда, увидел только на следующие сутки – каска моя напоминала разбитую на мелкие фракции яичную скорлупу, которая держится на тоненькой подскорлупной кожице и только поэтому не осыпается, но уже не прочна).
Я поднялся на ноги и осторожно, тяжело дыша, зашагал вниз по осыпи. Через некоторое время (какое не скажу, оно тянулось слишком долго для меня в тот злополучный день) сильная тошнота подступила к моему горлу, голова закружилась, мышцы ног начало сводить. Еще чуть-чуть, и я бы упал, но в этот тяжелый момент меня догнал напарник и помог аккуратно сесть. А меня мутило не по-детски, вдобавок ко всему я ощущал резкий вкус и запах собственной крови, такой печеночный, с оттенком железа…
Вот - так! За то - есть что вспомнить!