Убей немца!

Анатолий Штаркман
Семь глав о жизни ровесницы 20 века Иды Гольдшмидт в «проза ру» между датами 14.06 и 03.07 2010 года посвящены 65 летней годовщине победы над фашисткой Германией. Читатель, конечно, заметил, что в эпизодах Второй Мировой войны я избегаю слово «немец», заменяя его «германцем». Моё поколение 40-х годов прошлого века не задумывалось над лозунгом-призывом «Убей немца!», понимая, что речь идёт о солдате фашистской Германии, более широкое понимание этого слова пришло позже.
Российский историк Платонов С. Ф. (1860-1933 годы) рассуждая о германской цивилизации, применяет слово «германец». «Они (прим. автора: подразумеваются философы, историки) не видели причины, почему мировое развитие должно остановиться на германцах», или: «Германия сложилась на римской почве. Германцы были народ пришлый; побеждая туземное население, они порабощали его». Однако тот же Платонов, упоминая российских учёных историко-юридической школы, переходит на иную терминологию. «Историческая наука родилась у нас позже Петра, и научная обработка исторического материала началась вместе с появлением у нас учёных немцев», или:  «Они усвоили себе все содержание немецкого исторического направления…».
«Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведова утверждает, что немцы – народ, составляющий основное население Германии.
«Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера не согласен с Ожеговым и Шведовым и поясняет, что слово «немец» древнерусского происхождения от слова немой, определяет человека говорящего неясно, непонятно, а также - «иностранец», «любой иностранец».
Историк С. М. Соловьёв (1820-1879) приглашённых пришельцев в кровавую эпоху завоевательных войн Иванов Третьего и Четвёртого называет иноземцами, выделяя иногда жидов из общей массы. 
В 1490 году при Иване Грозном «пришёл от Рима на Москву брат великой княгини Софии (Палеолог), да с ним вместе пришли послы и привели с собой к великому князю лекаря Леона, жидовина из Венеции, и иных мастеров, фрязей, стенных и палатных, и пушечных, серебряных». Великий князь вскоре умер, лекаря казнили. Специалистов приглашали не только с запада, но и с востока, из Крыма. Селили их под Москвой по реке Яузе, иногда и в самой Москве. Русского языка они не знали, и потому в народе называли их немыми.
После смутного времени Московское государство представляло зрелище полного разрушения, поселение иноземцев по реке Яузе исчезло в политическом и экономическом хаосе. В 1613 году Земской собор Москвы избирает царём шестнадцатилетнего Михаила Фёдоровича Романова (1594-1645). Без помощи грамотных специалистов царская власть не в состоянии была преодолеть разруху. Пришлось приглашать из-за границы. Кого? Отношение к католикам в Московском княжестве было, мягко выражаясь, враждебным, а людям иудейского вероисповедания закон вообще запрещал въезд ещё с царствования Ивана Грозного. Историк С. М. Соловьёв приглашённых для работы или на службу в армию дипломатично называет казаками Западной Европы и относит их к невольным изгнанникам из родных стран, однако по существу большинство из них были гонимыми евреями в маскарадных костюмах протестантов.
Протестантизм, одно из трёх религиозных направлений наряду с католицизмом и православием в христианстве, возник в начале 16 века после изгнания евреев из Испании и Португалии. Его основатели германец Лютер Мартин (1483-1546) и француз Кальвин (умер в Женеве в 1564 году) построили свои философские постулаты таким образом, чтобы гонимым евреям было легко их принять. Например, Лютер признавал Библию основой религии, превозносил древнееврейский язык, называя его лучшим, богатейшим, высоко ценил Моисея и Давида. Евреи, по его мнению, избраны Проведением для распространения власти в мире. «Евреи – лучшая кровь на земле, только через их посредство святой Дух пожелал дать св. Писание миру; они дети, а мы гости и чужие; действительно, мы подобно ханаанитской жене должны быть довольны тем одним, что как псы питаемся крошками со стола своих господ». В основе Кальвинизма Священное писание рассматривается как слово Божие, представляющее откровение Бога человеку. У кальвинистов отсутствуют какие-либо специальные одежды для духовенства, в церквях нет статуй и икон, служба ведётся на языке верующих. Как Лютер, так и Кальвин предполагали постепенный переход иудея в христианство. Сегодня мы знаем, они ошиблись. Лютер в конце жизни это понял и потому люто возненавидел евреев. Однако в те времена для многих евреев записаться в протестанты, одновременно оставаясь в душе евреем, означало избавление от преследований, «овцы целы, и волки сыты». Московские власти прекрасно знали качество приглашённых, понимали этот европейский бал-маскарад и заполучили за относительно недорогую цену отличных специалистов в экономике, военном деле, искусстве.
Преобразования начались сразу же в царствование первого царя из новой династии. Приглашённые иноземцы селились где ни попало, что вызвало недовольство аборигенов, то есть коренных москвичей, особенно со стороны духовенства. Вспомнили о беспорядочных поселениях вдоль реки Яузы во времена Ивана Грозного и решили туда переселить иноземцев, но сделали это организованно. Выделили земли согласно чинам и званию, упорядочили план застройки и даже дали новое название: вместо Немой слободу назвали Немецкой. В 1652 году, уже при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676 годы) все иноземцы из Москвы были переселены за Покровские ворота, за Земляный вал города на правый берег реки Яузы со стороны востока и юга. На западе слободу ограничивала река Кукуй, а со стороны севера – село Елохово. В царствование Алексея Михайловича  слобода продолжала пополняться специалистами из-за рубежа. В 1667 году согласно Андрусовского перемирия в ней были поселены жиды - пленники ливонских войн, «которые из них похотели в сторону Его Царского Величества добровольно остаться».
К началу царствования Петра Первого (1672-1725), сына Алексея Михайловича, Немецкая слобода, отгороженная от православного московского мира не только естественными преградами, но и забором, воротами со стражей, представляла по существу подмосковное гетто. При Петре Первом в это гетто, сочетающее европейский комфорт и свободу, переместилась политическая, экономическая и культурная жизнь Москвы, а в России родилась новая немецкая нация, не имеющая ничего общего с Германией и корнями уходящая в иудаизм. Впервые жизнь в слободе описал в 1660 году иноземец Мейерберг. Иноземцем его называет историк с надуманной фамилией В. О. Ключевский. Российские историки 19 века избегают упоминания о еврейской принадлежности того или иного знаменитого лица, для этого они подбирают разные эпитеты: иноземец, шотландец, саксонец, француз….  Однако фамилия Мейрберг включает сугубо еврейское имя Меир в честь известного талмудиста, жившего во втором веке н. э. в Твери.
В 1671 году царь Алексей Михайлович познакомился в доме «западника» Матвеева, в переводе с иврита – Божий человек, с караимкой Натальей Нарышкиной. Караимы (с иврита - читающие) – еврейская секта, признающая только чтение Торы. Царь влюбился в красивую и энергичную девушку, и от их союза родился царевич Пётр. В честь рождения царевича Алексей Михайлович попросил пастора Немецкой слободы Иоганна Готфрида Грегори впервые в России поставить театральную постановку. Пастор, хотя и числился лютеранином, знал только еврейскую тематику о Эсфир, Юдиф, Иосифе, Адаме и Еве, Амане…. В 1673 года у пастора Грегори, изначальное имя которого, по-видимому, Гершон – изгнанник, училось 26 молодых людей. Так появился первый в России театр, а в народе родилась легенда, что "у нас в царстве не государь царствует, а антихрист, Даново племя – это царское племя, а ведь государь родился не от первой жены, а от второй, так и стало, что он родился от недоброй связи…".
В 1702 году попал в плен саксонец Глюк. Поселили его в Немецкую слободу и присвоили звание пастора. Откуда у этого саксонца знание языка иврит на таком высоком уровне, что он взялся переводить Тору с еврейского на русский, историки не объясняют. Однако отдают ему должное в организации первой в России общеобразовательной бесплатной школы для детей, окольничих, думных и ближних и всякого служилого и купеческого чина людей. В доме Глюка проживала некоторое время будущая императрица России Екатерина Первая.
Виноторговец Иоганн Монс и его дочка Анна – любовница Петра Первого, капитан Теодор фон Зоммер, учитель военному искусству при Петре Первом, – люди с еврейскими фамилиями. Монас, на иврите беглец, выселенный в результате преследований, то есть – политэмигрант; Замар, на иврите - певец, музыкант, все они назывались немцами, в том числе известный финансист, дипломат П. П. Шафиров, сын пленного и крестившегося еврея. Образование русских фамилий довольно наглядно и доступно объяснет историк Татищев:"Доктор Данила Фон Гаден имел ближнего свойственника Шашу, польского жида, которого крестя, боярин Богдан Матвеевич Хитрый, и освободив его из холопства, написал в посад, и оный сидел в Завязочном ряду. И так как про оного Фон Гадена думали, что оного Павел Шаша у себя схоронил или знал где он ухоронился, взяв его, Шашу, хотели пытать;  однако ж когда оного сыскали, тогда его безвредно освободили. И от сих обеих произошли фамилии Фонгадовых и Шафировых". «Многие из этих пришельцев, - пишет Ключевский, - были люди образованные и заслуженные, как Брюс (пр. авт. – в переводе кожевник, скорняк), Шафиров, Остерман (пр. авт. – человек из местечка  Остер), и не были расположены порывать связей своего нового отечества с западноевропейским миром, а своим образование и заслугами кололи глаза невежественному и дармоедному большинству русской знати».
Я не ставил своей целью написать историю Немецкой слободы. Пройдёт ещё лет 50 или 100, и человек далёкий от 20-го века, читая книги об этом веке, задаст себе вопрос: «Какая разница между лозунгом Второй Мировой войны «Убей немца!»  и лозунгом «Бей жидов, спасай Россию!?» Неправдоподобно? Подумайте.

Литература:
Василий Татищев. История Российская. М. 2005.
М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Москва. 2004.
С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён. Москва. 1989
В. О. Ключевский. Русская история. Москва. 2009.
С. Ф. Платонов курс. Полный лекций по русской истории». С. Петербург. 1999.
Еврейская Энциклопедия. Брокгауз-Ефрон.
Н. А. Шефов. Тысячелетие Русской истории. М. 2000.