Капитан Мелехов - страница истории

Феликс Цыганенко
Справа: 1968 год. Арктика. Выпускники эл.механического отделения ЛАУ на полярном ледоколе "Капитан Мелехов": Борис Воробьёв (слева), Василий Никитенков (в центре), автор текста (справа).
Слева: Арктика. Электрогруппа "Капитана Мелехова" - "освобождает" ледокол из ледового плена.

Фото из архива автора.

   В 2019 году исполнилняется 63 года со дня постройки для Мурманского морского пароходства полярного ледокола «Капитан Мелехов». Судно было торжественно спущено на воду в 1956 году на верфи «Хольстрем Хисталахти» концерна Вяртсиля в Хельсинки. На протяжении многих лет судостроители Финляндии создавали на своих верфях современные ледоколы для ММП. Сложно представить историю арктического пароходства и судьбы его ветеранов без ледоколов? Это просто исключено! Достаточно вспомнить легенды российского флота, полярные ледоколы «Ермак» и «Красин». Построенные по проекту любимца военных моряков,  вице-адмирала  Степана Осиповича Макарова,  в начале ХХ-го века в Англии, они не имели себе равных по мощности…

   Ещё  в старые добрые времена выпускники мореходок, как правило, получали   направление  на ледоколы. Это объяснялось тем, что будущие покорители Арктики должны познать специфику арктического пароходства и его традиции! К тому же, ледоколы с мощной и сложной энергетической установкой, являлись   хорошим  «производственным пособием»,  да и практикой для молодых специалистов.  А плавание во льдах и высоких широтах?  Это ведь прекрасная школа судовождения  штурманам и…  будущим полярным капитанам...

   Увы, многое изменилось в нашей жизни…  К сожалению, нет сегодня полярных ледоколов, в том числе атомных, под флагом ММП.  Для них создано специальное Управление. А ведь экипажи этих кораблей вписали яркие страницы в историю Мурманского  морского пароходства! Разве не об этом говорят стенды музея пароходства и книги наших моряков-ветеранов и журналистов: Алексея Реутова, Георгия Кононовича, Леонида Селивёрстова,  Игоря Чеснокова, Владимира Семёнова и Валентины Кареповой?! О многом из трудовых будней и жизни моряков рассказывает и газета пароходства «Арктическая звезда».

  Свою трудовую деятельность автор этих строк начинал электриком в 1967 году на ледоколе «Капитан Мелехов». Я отлично помню старшего электромеханика ледокола Виктора  Викторовича  Подкользина, исключительно  порядочного человека и опытного, бывалого моряка, за кормой которого – Арктика и Антарктика на разных судах пароходства. Он умел работать с людьми и сплотил дружный коллектив электрогруппы ледокола. 

   В конце 60-х годов на ледоколе трудилось  несколько выпускников Ленинградского арктического училища. Среди них: электромеханики Владимир Анкин, Вячеслав Глинских, Борис Воробьёв, Виталий Панов, старшие электрики Василий Никитенков и автор воспоминаний.  В должности электромеханика на ледоколе трудился в своё время будущий инженер-электромеханик электрослужбы пароходства Юрий Шувалов. Мы его искренне уважали и любили, к сожалению, Юрий Георгиевич рано ушёл из жизни...  Электриком начинал службу на ледоколе и Борис Николаевич Спиридонов, в будущем - инженер-электромеханик мурманских судов. Урусов Герман Шакирович, старший  электромеханик ледокола, одно время подменял Подкользина. В 70-х годах мне довелось работать с Урусовым и на дизель-электроходе «Куйбышевгэс»...   

   Во время стоянки на Диксоне мы отметили День рождения у Василия  Никитенкова (на фотографии в центре), который пригласил Бориса Воробьёва и автора этих строк в свою каюту. А как,  кстати, оказался завяленный в каюте голец, что обменяли у рыбаков в устье Енисея на продукты и «огненную воду». После первой дозы спирта, я жадно впился в нежную, красную мякоть гольца, с которой щедро капал жир:
   - Признаюсь, мужики, вкусней гольца пробовать рыбку не доводилось!
   Коллеги лишь улыбались, разбавляя питьевой спирт согласно 73-й параллели, широты Диксона. Убывающий в отпуск Борис Воробьёв, высокий, полноватый и счастливый москвич, (на фотографии слева), отвечал с видом знатока:
   - Потому и зовётся она королевской рыбой, под неё и 73 градуса северной широты нипочём!..
В каюте шум и гам, говорили много и все сразу. Но как только Воробьёв, стал читать стихи, моряки притихли:

      Удивительный в Арктике лёд:
      Как со спиртом смешаешь в стакане -
      И прокатится с холодом пламень, -
      Кто не пробовал, тот не поймёт.

   - Ну и дела, так это про нас, а кто же автор?! - восторгался  Вася Никитенков.
   - Автор, между прочим, Виталий Маслов, начальник радиостанции на ледокольном флоте, - пояснил коллега Воробьёв,  -  но послушайте концовку: 

     Ах, какие прекрасные лица!
     Что за славный мы, парни, народ!..

   Насколько к месту, оказались стихотворные строки у ледокольщика-ветерана Виталия Маслова!..

   Арктическую навигацию ледокол заканчивал у берегов Шпицбергена, обеспечивая выход последних судов. Подкрадывалась полярная ночь, крепчали морозы, завывали ураганные ветры, начиналось интенсивное льдообразование. Напряжёнными становились ходовые вахты, дизеля надрывались от перегрузки. К сожалению, не обошлись без ледовых повреждений. Пробиваясь с  грузовым судном из Баренцбурга  через ледовую перемычку, «Капитан Мелехов» получил  пробоину в левом борту, чуть ниже ватерлинии, в районе балластного танка. Какая обида! А ведь это было последнее судно, после чего ледокол должен был следовать в Ленинград, в ремонт на Канонерский завод.

   Рваная вертикальная пробоина обнажилась, когда с помощью креновой системы ледокол положили на несколько градусов на правый борт.  Прямо на льду организовали сварку и рихтовку корпусного металла. В круглосуточных  работах,  по части электросварки,  от электрогруппы приняли участие четвёртый электромеханик Виталий Панов и автор этих воспоминаний. В условиях крепчайшего мороза, снежной пурги, ураганных ветров и полярной ночи, сменяя друг друга, моряки круглосуточно  «лечили» подраненный ледокол. Параллельно, с внутренней стороны пробитого балластного танка, ставили цементные ящики. Проведенные аварийные работы позволили выбраться на чистую воду и взять курс на Питер.

   По поводу окончания ледовых походов в Арктике, продолжительностью ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ, моряки были не против праздничного ужина в Питере. Тем паче, судно сдали подменному экипажу и готовились к отпускам. Столы накрыли в ресторане гостиницы «Европейская», на которых, вызывающие крепкий аппетит  смотрелись заливные креветки, палтус холодного копчения, жареный поросёнок, тушёные белые грибы в сливках и разные прочие угощения! Да что там скрывать: и по усам текло и в рот попало! Откровенно говоря, праздничный вечер соответствовал физическим и моральным затратам ледокольщиков...