Справа: 1968 год. Арктика. Выпускники эл.механического отделения ЛАУ на полярном ледоколе "Капитан Мелехов": Борис Воробьёв (слева), Василий Никитенков (в центре), автор текста (справа).
Слева: Арктика. Электрогруппа "Капитана Мелехова" - "освобождает" ледокол из ледового плена.
Фото из архива автора.
В 2019 году исполнилняется 63 года со дня постройки для Мурманского морского пароходства полярного ледокола «Капитан Мелехов». Судно было торжественно спущено на воду в 1956 году на верфи «Хольстрем Хисталахти» концерна Вяртсиля в Хельсинки. На протяжении многих лет судостроители Финляндии создавали на своих верфях современные ледоколы для ММП. Сложно представить историю арктического пароходства и судьбы его ветеранов без ледоколов? Это просто исключено! Достаточно вспомнить легенды российского флота, полярные ледоколы «Ермак» и «Красин». Построенные по проекту любимца военных моряков, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, в начале ХХ-го века в Англии, они не имели себе равных по мощности…
Ещё в старые добрые времена выпускники мореходок, как правило, получали направление на ледоколы. Это объяснялось тем, что будущие покорители Арктики должны познать специфику арктического пароходства и его традиции! К тому же, ледоколы с мощной и сложной энергетической установкой, являлись хорошим «производственным пособием», да и практикой для молодых специалистов. А плавание во льдах и высоких широтах? Это ведь прекрасная школа судовождения штурманам и… будущим полярным капитанам...
Увы, многое изменилось в нашей жизни… К сожалению, нет сегодня полярных ледоколов, в том числе атомных, под флагом ММП. Для них создано специальное Управление. А ведь экипажи этих кораблей вписали яркие страницы в историю Мурманского морского пароходства! Разве не об этом говорят стенды музея пароходства и книги наших моряков-ветеранов и журналистов: Алексея Реутова, Георгия Кононовича, Леонида Селивёрстова, Игоря Чеснокова, Владимира Семёнова и Валентины Кареповой?! О многом из трудовых будней и жизни моряков рассказывает и газета пароходства «Арктическая звезда».
Свою трудовую деятельность автор этих строк начинал электриком в 1967 году на ледоколе «Капитан Мелехов». Я отлично помню старшего электромеханика ледокола Виктора Викторовича Подкользина, исключительно порядочного человека и опытного, бывалого моряка, за кормой которого – Арктика и Антарктика на разных судах пароходства. Он умел работать с людьми и сплотил дружный коллектив электрогруппы ледокола.
В конце 60-х годов на ледоколе трудилось несколько выпускников Ленинградского арктического училища. Среди них: электромеханики Владимир Анкин, Вячеслав Глинских, Борис Воробьёв, Виталий Панов, старшие электрики Василий Никитенков и автор воспоминаний. В должности электромеханика на ледоколе трудился в своё время будущий инженер-электромеханик электрослужбы пароходства Юрий Шувалов. Мы его искренне уважали и любили, к сожалению, Юрий Георгиевич рано ушёл из жизни... Электриком начинал службу на ледоколе и Борис Николаевич Спиридонов, в будущем - инженер-электромеханик мурманских судов. Урусов Герман Шакирович, старший электромеханик ледокола, одно время подменял Подкользина. В 70-х годах мне довелось работать с Урусовым и на дизель-электроходе «Куйбышевгэс»...
Во время стоянки на Диксоне мы отметили День рождения у Василия Никитенкова (на фотографии в центре), который пригласил Бориса Воробьёва и автора этих строк в свою каюту. А как, кстати, оказался завяленный в каюте голец, что обменяли у рыбаков в устье Енисея на продукты и «огненную воду». После первой дозы спирта, я жадно впился в нежную, красную мякоть гольца, с которой щедро капал жир:
- Признаюсь, мужики, вкусней гольца пробовать рыбку не доводилось!
Коллеги лишь улыбались, разбавляя питьевой спирт согласно 73-й параллели, широты Диксона. Убывающий в отпуск Борис Воробьёв, высокий, полноватый и счастливый москвич, (на фотографии слева), отвечал с видом знатока:
- Потому и зовётся она королевской рыбой, под неё и 73 градуса северной широты нипочём!..
В каюте шум и гам, говорили много и все сразу. Но как только Воробьёв, стал читать стихи, моряки притихли:
Удивительный в Арктике лёд:
Как со спиртом смешаешь в стакане -
И прокатится с холодом пламень, -
Кто не пробовал, тот не поймёт.
- Ну и дела, так это про нас, а кто же автор?! - восторгался Вася Никитенков.
- Автор, между прочим, Виталий Маслов, начальник радиостанции на ледокольном флоте, - пояснил коллега Воробьёв, - но послушайте концовку:
Ах, какие прекрасные лица!
Что за славный мы, парни, народ!..
Насколько к месту, оказались стихотворные строки у ледокольщика-ветерана Виталия Маслова!..
Арктическую навигацию ледокол заканчивал у берегов Шпицбергена, обеспечивая выход последних судов. Подкрадывалась полярная ночь, крепчали морозы, завывали ураганные ветры, начиналось интенсивное льдообразование. Напряжёнными становились ходовые вахты, дизеля надрывались от перегрузки. К сожалению, не обошлись без ледовых повреждений. Пробиваясь с грузовым судном из Баренцбурга через ледовую перемычку, «Капитан Мелехов» получил пробоину в левом борту, чуть ниже ватерлинии, в районе балластного танка. Какая обида! А ведь это было последнее судно, после чего ледокол должен был следовать в Ленинград, в ремонт на Канонерский завод.
Рваная вертикальная пробоина обнажилась, когда с помощью креновой системы ледокол положили на несколько градусов на правый борт. Прямо на льду организовали сварку и рихтовку корпусного металла. В круглосуточных работах, по части электросварки, от электрогруппы приняли участие четвёртый электромеханик Виталий Панов и автор этих воспоминаний. В условиях крепчайшего мороза, снежной пурги, ураганных ветров и полярной ночи, сменяя друг друга, моряки круглосуточно «лечили» подраненный ледокол. Параллельно, с внутренней стороны пробитого балластного танка, ставили цементные ящики. Проведенные аварийные работы позволили выбраться на чистую воду и взять курс на Питер.
По поводу окончания ледовых походов в Арктике, продолжительностью ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ, моряки были не против праздничного ужина в Питере. Тем паче, судно сдали подменному экипажу и готовились к отпускам. Столы накрыли в ресторане гостиницы «Европейская», на которых, вызывающие крепкий аппетит смотрелись заливные креветки, палтус холодного копчения, жареный поросёнок, тушёные белые грибы в сливках и разные прочие угощения! Да что там скрывать: и по усам текло и в рот попало! Откровенно говоря, праздничный вечер соответствовал физическим и моральным затратам ледокольщиков...