Подводная лодка в центре Донецка

Олег Фесечко
рассказ

Она обнаружилась как-то совсем быстро, на второй день нашего пребывания в городе. Совсем недалеко от нашей гостиницы. Я бы даже сказал что -напротив.
Гостиница, такая скромная, но видно, что одна из бывших главных в городе. Бульвар какой-то, поздняя осень. Лужи, горы желтых листьев и неминуемая возможность заморозков.
В сам Донецк мы с Геной попали совершенно случайно. Поехали в Днепропетровск,Харьков, а оттуда уже .. не побоялись и поехали в Донецк.

Гена, мой компаньон, был в моей жизни событием чисто эпизодическим. Равно как и Донецк и Подводная Лодка в его центре.

Мы стояли возле его гаража после очередной починки моего многострадального «Москвича» и разговаривали о предстоящей «коммандировке», а потом я ему взял и вдруг предложил поехать со мной, в эту коммандировку и даже предложил какую-то хорошую долю коммандировочных. У меня тогда всегда был на первом плане «экшн». То есть- «коммерческий исход» любого предприятия стоял на втором плане, а на первом был «сам процесс». Другими словами: если мне уж и прийдётся мотаться по морозной Украине всю неделю, то надо делать это «в хорошей компании и в удовольствие». В общем- «экшн».

И предложил я ему поехать в Днепропетровск и Харьков, а в Донецк мы с ним попали по простоте нашего отношения к этому миру. По той самой простоте
что через несколько лет занесла меня в Испанию. Но это уже другая сказка, как говорится.
А с Геной было всё примерно так.
Возвращаемся мы с ним их Харькова в Запорожье. Вечереет уже. Я наверное рулил в тот момент. Закат ещё такой грандиозный на небе развернулся. Горы облаков, всё это в алых тонах. Гена сидит какой-то сгорбленный
Он сгорбленный потому что немалого роста. Метра за два у него рост тогда был. Сейчас не знаю, он полностью пропал из моей жизни и случилось это ещё тогда, в том же году.
Причиной этому скорей всего стал сам «Москвич».Ведь именно из-за него мы и были знакомы.
Мне всегда нравилось иметь эту машину, но как водится,
в отечественном автомобилестроении... машина нуждалась в постоянном присмотре и ремонте.
Ну такая у нас тогда была индустрия. Оно всё ездило и ломалось, потом опять ездило и опять ломалось. А тем более сейчас я говорю о таком «шедевре»отечественного машиностроения как «Москвич-412»!!

Вспоминая сейчас, по прошествии 15-ти лет все те невинные капризы и поломки которые мне выдавала эта машина, в шутку прозванная моими друзьями «Красным Дьяволом», просто слёзы на глаза наворачиваются. И только отчасти от смеха!!

Думаю что здесь будет уместна анналогия с боевым самолётом у которого в обслуживании всезда было несколько человек, включая механиков и пилотов. Такая приблизительно история складывалась и с «Красным Дьяволом».


В общем, немного обобщая и скомкивая неудержимый поток воспоминаний, скажу, что, Гена был далеко не первым механиком этого автомобиля, но нашёл я его, по объявлению в газете, именно для того чтоб он им стал.

Случилось это всё после того забавного инцидента с «капитальным ремонтом двигателя» когда после оного мне ещё пришлось гоняться за горе-мастером и безнадёжно пытаться вырвать из его цепких алькоголических лап бестолку потраченные 200 баксов. Но пока я за ним гонялся- он их пропивал, а когда я его всё-таки догнал,то было уже поздно.

Вот как раз после этого «кап.ремонта» я и нашел Гену.

Он был хорошим механиком-автолюбителем подрабатывавщим, таким образом, на жизнь в «гаражах», в низовьях речки Краснючки**

О нём, как об автомеханике, сам за себя говорил один замечательный факт из личной биографии Гены, который он сам, в хорошем расположении духа, обязательно любил рассказывать.

Вообще-то это очень короткая история о том как однажды, здорово випимши Гена, поругавшись с женой, сел за руль СВОЕГО «Москвича» и поехав за очередной бутылкой врезался в трамвай. По его же словам ущерб от аварии был довольно значимым поскольку быстро идущий трамвай третьего маршрута «снёс ему всё рыло».
После чего быстро протрезвевший Гена оценив размеры своего и трамвайного ущерба быстро слинял с места происшествия и до утра, в закрытом гараже, рехтовал свой автомобиль.
Проснувшись по утру и обнаружив полную потерю памяти(настолько силён был вчерашний перебор с алкоголем) Гена незамедлительно проследовал в гараж и долго не мог понять, глядя на целый и невридимый «Москвич» действительно ли он накануне вечером таранил трамвай третьего маршрута или всё это является следствием его воспалённого воображения.

Вот такой вот маленький случай из биографии моего компаньона кое-что,да и говорящий сам за себя.

Но сейчас, как раз, самое время вернуться к тому перекрёстку в поле между Харьковым и Запорожьем, когда Гена в ярких незабываемых речевых оборотах восхитился великолепным закатом... после чего я истерически рассмеялся и не мог успокоиться минут пять. А когда я пришёл в себя, тут-то и случился «тэ-образный» перекрёсток с правом выбора на Донецк.

Тут хочется,непременно,опять уйти от сути повествования, а значит как от самого перекрёстка,так и от Подводной Лодки дожидающейся нас в центре Донецка.

Вот я сейчас говорю: Донецка,Донецка.., а ведь я там был до того ещё несколько раз, а то и после того один раз точно. Но почему мне захотелось писать именно про этот случай? Неужто он такой характерный или особонасыщенный какими-то экстраординарными событиями?
Пожалуй не то,ни другое, ни последующее.

Скорей всего что это та неотъемлемая часть воспоминаний которая является неизбежным хламом в моём мозгу. И точнее той самой части мозга которая является чем-то эквивалентным «оперативной памяти» простого компьютера.

Там мириады этих мелких эпизодиков. Типа «Подводной Лодки в Центре Донецка» и ещё других. Они толкутся там на протяжении многих лет, сталкиваясь и натыкаясь друг на друга. Потом к ним добавляются всё новые и новые.

Потом,найдя какого-нибудь благодарного слушателя на чьём-нибудь дне рождения или праздновании Нового Года,например..- впрочем, в застолье, ты пытаешься вылить все эти эпизодики, в виде забавной истории в уши этого собеседника..
Только таким способом можно попытаться от них избавиться.

Хотя, с другой стороны,может тем самым ты от них не избавляешься, а наоборот, оттачиваешь их, что-ли.

В случае с благодарным слушателем(если именно такой попадётся тебе в тот самый очередной раз) «эпизодик» может приобрести ещё большую стоимость и значимость. И тогда избавиться от него будет ещё труднее!
Это наверное и является причиной того что люди называют МЕМУАРАМИ.

Вы,никого не спрашивая, путём длительных внутренних рассуждений и размышлений, на протяжении многих лет, «обтачиваете» в своём мозгу такой «камешек-эпизодик». И становится он вам мил и приятен своей красотой и отточенностью. И со временем вам начинает казаться что это уже не просто камешек, а чисто-произведение исскуства,не иначе. И копятся они у вас и копятся. Такие милые и сердцу дорогие воспоминания-эпизодики. С годами превращающиеся в огромную коллекцию с которой уже и в «квартире» и присунуться негде.

Как набор кубков или фотографий или тех же минералов. Рано или поздно эти коллекциии заканчиваю в пыльном шкафу, а то и на чердаке..

Разве что только самые талантливые и предприимчивые успевают привести этот хлам в порядок и ..издать, например, в виде мемуаров. И в таком виде продать их, как жизненный опыт, как чужие ошибки, на которых умные учаться, или как ещё там не знаю что..


Всё-таки надо вернуться на перекрёсток между Харьковом,Запорожьем и Донецком и объяснить вам каким-таким странным образом мы приняли решение повернуть на Донецк, а не продолжить заданный маршрут по возвращению домой. Ведь всё было как в песне: «..задание выполненно успешно, все улыбаются, пилоты молчат, смотрят на звёзды.»*

Двухдневная обусловленная заранее поездка в Харьков увенчалась успехом. Мы сделали всё возможное и даже больше. Превысили все ожидаемые результаты,завели новые связи и экспансировали свои коммерческие деяния на восток. Что ещё нам не хватало для того чтобы преспокойно вернуться домой?
Почему перед этим поворотом Гена так легкомысленно предложил повернуть на Донецк? Добавив только,после того как сказал, что неплохо было бы позвонить жене...

Мобильных телефонов-то тогда в карманах у нас не лежало! Их даже не лежало под лобовым стеклом, на «торпеде» и они не были прицепленны к нашим поясам.

Тогда, в далёком и страшном 1995-ом мобилных вообще ещё не было!

Нет,он конечно где-то, к тому моменту, уже начали существовать. Где-то там, на западе..

Маленькая историческая справочка №1:
Из истории мобильной связи:

В 1973 году был выпущен первый прототип портативного сотового телефона — Motorola DynaTAC. Считается, что первый звонок по этому телефону был сделан 3 апреля 1973 г., когда его изобретатель, сотрудник Motorola Мартин Купер позвонил конкуренту из AT&T Джоэлю Энгелю. DynaTAC весил около 1,15 кг и имел размер 22,5х12,5х3,75 см.

6 марта 1983 — Компания Motorola выпустила первый в мире коммерческий портативный сотовый телефон. Аппарат DynaTAC 8000X, на который было потрачено более $100 млн, разрабатывался 15 лет. Телефон весил 794 грамма и имел размеры 33 x 4,4 x 8,9 см. Заряда аккумуляторов хватало на 8 часов работы в режиме ожидания или на один час в режиме разговора. В розницу телефон стоил 3995 долларов США.

Но если вам и этого мало то рекомендую зайти по вот этой ссылке: http://www.webpark.ru/comment/49790


Может даже они, мобильники, бродили где-то совсем рядом,среди нас. Но люди владевшие этими безумно дорогими штуками были для нас недосягаемы. Мы их знали только издалека и что-то слышали о них по радио и телевидению.
Но если уж идти дальше,напрямоту, то и они не особо любили афишироваться.
Наверное это не совсем удобно, таскать за собой штуковину стоимостью 3995 долларов США и одновременно сливаться с толпой.

Маленькая историческая спарвочка №2:
В России сотовая связь начала внедряться с 1990 г., коммерческое использование началось с 9 сентября 1991 г., когда в Санкт-Петербурге компанией «Дельта Телеком» была запущена первая в России сотовая сеть (работала в стандарте NMT-450) и был совершён первый символический звонок по сотовой связи мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком.

Из воспоминаний современников: «Первый мобильный телефон был вот такой величины и назывался Nokia. Он стоил 5 тыс. долл. Его как чемодан надо было за собой носить. Когда мы выходили из машины, мы снимали дворники всегда, потому что их воруют. А крутые брали телефон из салона, шел в кафе, клал перед собой телефон, который занимал пол стола. Это было смешно»

Вот сейчас неплохо было бы закончить с телефонной темой и вернуться к злополучному перекрёстку перед Лозовой.

Мы там всё-таки повернули на Донецк.

А «подводная лодка» в Донецке была всего-лишь навсего умело спрятанным в подвале рестораном ловко декорированным под подводную лодку.
Это было настолько удачно и талантливо сделанно..
Как вам это объяснить?
Подходишь к обычной Хрущевке- видишь двери в подвал. Но только они почему то с иллюминатором и рядом вывеска ресторана. Неброскость и скромность!
А как только ты оказываешься за этой дверью, то тут же ощущаешь себя на борту настоящей субмарины! И это в центре Донецка!

Хотелось бы закончить этот странный рассказ словами известной песни:

В том городке, где я родился,
Жил один человек, который ходил в море.
Он любил рассказывать о своей жизни
В стране подводных лодок.
И вот однажды мы поплыли, курсом на солнце,
Пока не попали в зелёное море.
И мы жили там под водой,
В нашей желтой подводной лодке.

Припев:
Мы все живём в желтой подводной лодке,
Желтой подводной лодке…
.....................
*цитата из песни Б.Г. «ВВС» написанной специально к фильму «АССА»и исполненной в нём Мальчиком Банананом, чью роль блестяще съиграл Сергей Бугаёв по прозвищу Африка, являющемся, в реальности, в своё время, солистом группы Сергея Курёхина «Поп-Механика»
**речка Краснючка- красная река соеденяющая отстойники металлургических заводов Запорожья с рекой Днепр.

Все наши друзья на борту,
Большинство из них живет по соседству,
А вот и оркестр начал играть…

Припев:

(Полный вперед, мистер Боцвайн,
полный вперед!
Вас понял, сержант!
Отдать швартовы!
Есть, сэр!
Капитан, капитан!)

Наша жизнь – безмятежна,
У каждого есть все, что нужно.
Синева неба, зелень моря
И наша желтая подводная лодка.