ч. 1-я Колечко обручальное из Парижа...

Яна Ольгина
Ольга Янченко, из "Надежды" №37:
Ура! К нам приехал цирк!

На футбольном (бывшем) поле, что возле Дворца пионеров и школьников (Старовиленский тракт,41) в Минске расположился неожиданно для всех... цирк - шапито.

Площадь эта большая была два года назад отвоёвана здешним домоуправлением у какого-то сверхловкого фирмача, начавшего здесь строительство автогаражей. Это в зелёном - то массиве отдыха, рядом с детским миром творчества и искусства! И ведь городские чиновники разрешили! Дети - деньги? Что дороже?..

И вот новость: полгода назад тут вырос огромный помпезный Дворец - здание Посольства России.

Место уж больно завидное, последний чистый уголок природы в загазованном Минске.
И вот на пустыре, утыканном столбами и засыпанном гравием, появился красный шатёр шапито из Чехии.
— Да, я директор. Я хозяин труппы. Вильям Янечек из Праги. Я нехорошо говорю на русском.
— Но мы же славяне! Договоримся!
— Добро! Мы – семья. Нас семь: жена Элишка, сын Эдвард, дочь Вилма, её муж Ян Навратил и его родители. Монтируем оборудование..
— Я вижу, что уже готов манеж для маленьких зрителей, его стараются развернуть до начала спектакля. Рядышком — загородки для животных.
— Pardon! - вдруг переходя на французский, говорит пан Янечек и быстро идёт к рабочим, которые вдруг начали переносить с центра площади все оборудование. Один из них уже вбивает металлические колья-крепежи притык к тротуару возле гастронома.
— Не годно. Упадёт шатра, всё тонуть, песок...
— А!.. Понятно. Это засыпка гравием под гаражи... Мягкий грунт? Жаль, сам архитектурный ансамбль теряется.

Но время не ждёт, к 16-00 всё должно быть готово. Начнётся первое представление.
Уже работает касса, киоск с разными безделушками, сладостями, мороженым, флажками из Праги. Уже стоят в загоне четыре маленькие лошадки - пони, со вкусом жуют нашу белорусскую свеженькую от дождя травку. Рядом с ними — козы.

Большие, рогатые, разношерстные. Одна самая крупная - рыжая, глаза зелёные. Положила голову на перегородку, смотрит умно - выразительно.

Ах как жаль, матушка - коза, что тебе не дано слово молвить! Что бы ты нам рассказала про Чехию, которая уже не Чехословакия? Как там поживают наши братья-славяне?

А вот и основные «артисты» цирка — собачки всех пород и мастей. Кудрявые, с бантиками на хвостах и на макушках. Прелесть какая! Уже что-то вытанцовывают перед детьми, угощающими всё это чудо - стадо конфетами, морковками, мороженым. !

Вильям с трудом находит русские слова. Я лепечу на польско - белорусском. Не богатый запас словарный. Стыдно. Моё детство - юность не баловали иностранными языками.
 Всё, что мне довелось услышать нерусского, так это «хальт!», «хэндэ хох!», «цюрюк!», «Гитлер-капут!».

 Да, мудрая была политика. Но и сегодня мы «белые вороны».
Положение неожиданно спасает сын директора- Эдвард, отлично справляющийся с русским могучим:
—Я уже окончил 9 классов. Это всё. У нас нет 10-х, 11-х классов. Я уже имею специальность, я клоун - профессионал. Зарплату? Нет, не получаю. Когда мне что-то нужно, я говорю маме или папе, и они мне всё покупают. Очень люблю свою профессию. Папа — конферансье, он ведёт программу и еще у него номер со стеклом.
— Это что же, он по нему ходит, или ест?
— Он им жонглирует. Моя сестра с мужем тоже жонглёры, на балансе. Знаете, такой валик, а на нём ещё один , и ещё...
— О! Видела, знаю, Это непросто. Равновесие надо держать и что-то там ещё надо уметь, чувствовать.
— А ещё Ян ведёт ковбойский номер, это лассо на пони набрасывает во время её движения по кругу. И ещё у него ножи, тамагавки.
— Интересно, всё это надо видеть.
— Так приходите к 16-ти часам. Без билета, конечно же, как наша гостья, пожалуйста.
— А сколько стоит билет?
— Там — по местам. От 120 тысяч белорусских и меньше.
— А какой номер у твоей мамы?
— У мамы дрессированные голуби.
И я иду к пани Эллене.
— Как вам живётся на колёсах, будучи и артисткой, и мамой, и женой, и хозяйкой?
— О! Это очень просто! Мы ведь с детства всей семьёй работаем, ездим. Всё предусмотрено. У нас два огромных специализированных грузовика с кухней, газовой плитой, холодильником, прачечной и всем другим специальным удобством. Всю жизнь на колёсах, по всем странам мира. Вот в Белоруссии мы уже три месяца. В Брестской области были долго. Теперь Минск. До 10 августа. А потом — во Францию.

— У меня к вам самый главный вопрос — а для детей, лишенных всех радостей в жизни из-за их нездоровья, для инвалидов и для сироток вы концерт дадите?
— О! Мы пригласили 300 детей на бесплатные концерты. Это было в вашем пригороде Чижовке и Серебрянке. Да, непременно для таких детей — бесплатно!

— Спасибо. Для меня это самая важная информация. Я опубликую это в своём журнале, он называется «Надежда». Я пришлю вам в Прагу его 37-й номер.
— Спасибо! Нам нужна реклама. Спасибо!
— Эй, держите! Лошадка уходит!

Мы поворачиваемся на детский голосок. Да, пони решила выскочить из цветной металлической загородочки.
— Очень забавно всё, но мне надо идти дальше.
— Жаль, что не посмотрите представления. Мы напишем вам из Парижа! И пришлём приглашение из Праги. Приезжайте!

— Спасибо! Счастливого путешествия! Аgoi! — вдруг под занавес вспоминаю я чешское « прощайте - привет! ». Вот, пригодилось... Нет у меня никакого атеросклероза!

Всё «О-К!»... И я, чтоб сохранить впечатление от увиденного, не надеясь на скоростные свои записи в скудном, старом блокнотике, тороплюсь в редакцию.

А там, в моей "хрущёвке", в моём рабочем кабинете разрывается телефон, орёт. Я кидаюсь к нему, хватаю трубку и слышу опять говор с нерусским акцентом. Ну, думаю, что-то ещё не договорили мне эти артисты.

Но в трубке мужской бархатный баритон вдруг ласково называет меня по имени...Да так знакомо, из детства: - Олюшка! Здравстствуй! Это Марк! Выйди на улицу! У меня мало времени.
 Я привёз в Москву туристов из Парижа,русских ,бывших, туристов...Я русскоговорящий гид для них. Оставил их без присмотра на Красной Площади, а сам на самолёт и в Минск!

 К тебе я...на один час, Олюшка! Мама моя велела привезти тебя к ней! Помнишь ли ты семью нашу...Папа мой погиб в Испании...Твоя мама Надя знает...Фотографии я тебе привёз, чтоб ты вспомнила... Семью Варламовых...Танечку и Серёжу помнишь, друзей наших в детстве...И колечко я тебе привёз...обручальное...Мама моя велела...Олюшка! В том, 1937 - м году...
***
© Copyright: Яна Ольгина, 2008
Свидетельство о публикации №2804040171
***
© Copyright: Ольга Янченко, 2008
Свидетельство о публикации №1804041314
***