13. Женитьба сыновей. Основа всякому богатству

Консуэло Ходырева
   Сыны у Старца побывали, благословение получили на обряд, он разрешил не разом все вершить, по одному, не силой, по доброму согласию сторон, не отступая от порядка.
    Осенние работы усилий требуют и рук, сын старший отлучился на неделю, подобной доброты от мужа не знавала. Первенец привез жену, двух дочек близнецов, трёхлетнего сынка. Любуясь ими, произнёс:
    -Надеюсь, пришлась по нраву женушка моя, умна, красива, детей воспитывает славно, работа спорится в руках, с трудом уговорил переселиться.  С  характером она, несправедливость не потерпит.
    Я с сожалением вздохнула:
    -Если по совести, не о такой  мечтала, первенец, для всех пример, ты обзавелся нищетою. Её с детьми кормить и одевать придется, слава небесам, сиротка, на шею старики не сядут.
    Сын голову руками обхватил:
    -Такой, я мать свою не знал, когда росли,  ты  доброте учила, заботе о родне.
    -Я для себя сынов растила, а жены ваши в мыслях не гнездились. Ты перед нею расстелился.
    -А как иначе, как без любви и уважения жить? Без устали готов трудиться, чтоб ей, любимой, угодить.
    На следующий день обряд вершили, Первенец от счастья млел, а я расстройства не скрывала, за что такое наказание, вместо того, что бы добро умножить, начнёт растрачивать его. Отец похлопал сына по плечу:
    -Жена твоя, по значимости не ровня. Думал, Первенца после себя за главного оставить, ты это место потерял, за труд монеты поубавлю.
    Второй сынок уехал за женой, приехал без неё:
    -Родители желают в своем дому увидеть сватов, чтоб не в окно к невесте лазил,
 а через дверь входил как муж.
    Я возмутилась:
    -Мы к серости с поклонами поедем?
    Муж взбеленился:
    -Цену себе не набивай, жену любимую возьму, доставлю удоольствие родне.
    Услышав бубенцовый звон, я вышла на крыльцо. С подвоза выкатился колобок без талии и роста, за ней на землю прыгнуло малое подобное созданьице. С трудом произнесла слова:
    -И, эту красоту ты добивался много лет?
    Сын смехом залился:
    -Когда услышишь, как она поёт, ты переменишь отношение.
    Я онемела, ноги подкосились, а муж назло мне веселился, он сына обнимал, его жену и дочку, нахохотавшись вдоволь, застольные слова сказал:
    -Мать задыхается, скривила рот, слезу пустила, невестка не пришлась по вкусу. Выбору сынов не удивляюсь, что в них вложила, то и получила.
    Сыны готовились к отъезду тайно, присматривались к семьям, подыскивали мастеровых  для найма, платили щедро и вперед. Все сбережения в один кошель вложили, Пятак распоряжался ими. Больше всего, мой пятый сын любил смотреть в ночное небо, пытался звезды сосчитать, и метил точками холстину. Сбежал из дома, мечтал увидеть край земли, три года на чужбине пропадал. О звездном небе в нашенских краях, больше его никто не знал.
    Сына четвертого  в семье прозвали Молчуном, играет ребятня, а он в сторонке, за всеми наблюдает, драки обходил и мирное решение предпочитал иным.   Был вхож в пещеру Старца и чтением увлекался. В шестнадцать лет молчком женился на дочери мастерового, начал  колодцы рыть и погреба мостить.
    За год до тайной женитьбы, Землерой позвал его к себе, беседу навязал:
    -Отца и мать, я смутно помню,  в памяти мелькают лица, мать слёзы льёт, отец качает головою,  прощение просит. Последний раз меня обнял и в руки Стражника отдал,  с тех пор полсотни лет минуло.  Родитель твой  обманом кормит, за ним должок. Давно бы от него ушел, да Старец не велел,  сказал, в этих местах замена зреет. После шестнадцати  годов родство повяжет наши семьи, дочь старшую мою женою назовёшь.  Ты уважаешь труд людской, язык не помело и любознательность нутра  безмерна.  Я покажу  сундук, в нём собраны писания о нашей матушке Земле. Она не только хлебом кормит, внутри её находится богатство, с наружным и сравнить нельзя. В ней золото и серебро, алмазы и металл, вода, горящий камень, пещеры и подземные дороги, перечислять, язык устанет.  Мы, всем обязаны Земле. По части этой, ты невежа,  просись ко мне в ученики. Отец согласие даст, корысть большая, избавиться охота от меня.
    Всё, что знавали наши предки, я обобщил и приумножил, и старшей дочери открыл.  Ты должен очень постараться достичь учености её, с годами  превзойти меня.
 
    Третий сын расстроил всех, невеста корчилась от боли, за столом воды отошли. На шею тонкую накинул сын цепочку и объявил её женой. Явился утром, лицо, как у покойника на лавке, с порога закричал:
    -Дитя на диво крупное родилось, спешил обрадовать тебя.
    Ответ сквозь слезы прозвучал:
    -Во мне нет радости от вашей женитьбы и от детей, которых вы на стороне,  без моего согласия,  плодите. Шестой десяток разменяла, я потеряла положение, трёх сыновей, муж обнимает женщину другую. Кругом сокрытие, обман, я не живу, а существую. К сопернице богатство уплывает, на муки матери,  защитники сыны взирают  равнодушно. Старец сомнения посеял, он обещал успокоение, если нажитое за спину брошу.  Десятки лет моих и ваших под ноги бросить женщине бесстыжей! Меня хоть кто-нибудь  услышит?
    Сын неуклюже ластился ко мне, пытаясь вразумить:
    -Ты, помнишь женщину с раскосыми глазами, она отстала от обоза и с нами прожила семь лет. Народ её блаженною считал, а мы к ней липли, она могла утешить,  поступок рассудить. Мы рано поняли, меж вами не было любви, наша семья держалась на богатстве. Отец капризен был, с  годами силу набирал, и из-под власти вскоре  вышел. При тебе верность соблюдал, а как из поселения выезжал, срывался в поисках  пастели.  Нас не стеснялся, плёл небылицы о тебе, с годами принял их за правду. Нам хвастал, до вашего обряда соблазном занимался, две женщины родили сыновей. С тобой считался, пока сильна была, а как доверилась ему, все земли на него переписала и обросла сынами, стал вспоминать обиды прошлых лет, раздул их до размеров небывалых. Вы часто ссорились, добро делили, и не считаясь с детскою душой, нас нагружали ношей непосильной.  А мы метались между вами.
    Прощаясь с нами, Вера вручила каждому браслет, ты и отец закинули их в дальний угол. Надпись на них «Жизнь не игра, жизнь Дар небесный, всё, что не нравится вам в людях, в себе старайтесь не растить» мы взяли за основу отношений.
    Она нас научила со всех сторон рассматривать богатство.  В богатство, добытое трудом и потом, вкладывают годы, распоряжаться  надобно с умом и бережливо, чтоб годы те, напрасно не пропали.
Богатство дармовое всегда стекается с ладони. К добыче легкой привыкают быстро, она преступника родит,  жизнь человека кажется букашкой.
    Труд по желанию и в радость основа всякому богатству.
    Богатство не бывает вечным, как песок в пустыне оно кочует от одного хозяина  к другому. Бессмысленно держаться за него, если оно на равных с жизнью, крушит любовь, семью, родство не признаёт, другие жизни обращает в рабство.
    После второго погребения я был уверен, отец и мачеха судили брата за неугодные слова, они сыскали палача, монетой рассчитались за убийство.  Меньшего брата  больше всех любили, Старец сказал, родился человек – Светило, его беречь и холить надо. В ответ услышала ты злую шутку:
    -Любимая жена права, Светило от меня не может появиться, с каким же умником ты нагуляла сына?
    Я высказал отцу сомненья и обвинил в погибели сынов. На днях чуть не расстался с жизнью. Отец послал капканы проверять, мужик наемный в след шепнул:
    -Будь осторожен, под капканом яма и колья, велели нам установить.
     Ребеночек родился у меня, я в мир сироткой не хочу пускать. Мне не нужно богатство умытое слезами, держаться за него не стану. Прости, что редко обнимал, словами неумело объяснялся. Поклон прими от сыновой души, за то, что я живу на этом свете, за братьев милых, за заботу.   Отец считает недотепой и с губ твоих  слететь готовы нелестные слова. Поступки наши не суди, понять старайся,  сыны твои владеют мастерством, в работе видят радость, а не скуку. Любые начинания осилят, нам важно сохранить тебя, для нас, мать самое родное. Из поселения он исчез с женой, ребенком, стариками.