Разница между цирком и балаганом

Вячеслав Вишенин
                "Гималайский медведь, бенгальский тигр, африканская макака, нильский крокодил, дрессированные собачки, фокусы, жонгляж, настоящая тибетская йога, черная и белая магия. Весь вечер с вами веселые клоуны Кеша и Геша. Цена билета: для детей - 100 рублей, для взрослых - 150 рублей". Такими афишами довольно стабильно  пестрят тумбы с обьявлениями : 2-3 раза в год обязательно. И ребятня, выпросив у родителей деньги, и взрослые, если есть свободное время, валом валят на цирковое представление.

                Цирк! При этом слове сразу на ум приходят огромный купол, манеж с барьерами, оркестр, парад-алле; с иголочки одетый и очень торжественный конферансье. А само представление! Оно включает в себя огромное количество красивейших по своему содержанию и исполнению номеров, с массой всевозможных фокусов, трюков, шуток, проделок. В целом - таких прекрасных выступлений, которым публика то неистово рукоплещет, выражая восторг, то неудержимо хохочет, то следит с замирающим сердцем за выполнением очередного "смертельного номера", а то, бывает, и прослезится от умиления. Такое представление, хоть раз увиденное - навсегда остается в памяти и на всю жизнь заряжает любовью к цирку, к миру  прекрасного.

                Да, сейчас такой цирк увидишь разве что лишь в больших городах или по телевизору. Но есть еще другой цирк. "Цирк" в прямом и перенеосном смысле слова. Это небольшие цирковые труппы, гастролирующие по провинциальным городкам (типа нашего) и селам. Такие труппы, как правило, больше одного-двух представлений в одном месте не дают. Ибо не может дать нормального представления цирк, состоящий из 4-5 человек, сформированных по принципу "меньше народу - больше кислороду". Каждый член такого цирка - "и чтец, и жнец, и на дуде игрец". Клоун в таком цирке может быть и дрессировщиком, и йогом, и акробатом. А гимнаст - и эквилибристом, и жонглером, и силачом. А если человек делает на сцене несколько дел, причем,  ни в одном из них не блещет профессионализмом, то это говорит о том, что такой цирк - халтура. Поэтому и случаются казусы у таких циркачей на представлениях: эквилибрист теряет равновесие, у силача соскальзывает гиря, жонглер роняет кеглю.

                Во всех этих выступлениях существуют определенные закономерности. Первое: все эти представления похожи друг на друга, как близнецы-братья, за исключением одного-двух номеров. Второе: основная часть такого представления уходит на работу со зрителем, на разговоры, разного рода байки, считалочки, выяснение кого как зовут. Фокусник может пройтись по залу и у половины зрителей вытащить из-за уха шарик. Укротители в течение получаса просто демонстрируют своих "диковинных заморских" животных. Это называется, "тянуть время". А что делать, если номеров совсем мало, а зрителей надо продержать хотя бы полтора часа. Ну и третье. Что по вашему представляют собой выступления "дрессированных зверей"? Самый натуральный примитив. Обезьянка может лишь пройти по шесту (ее этому даже учить не надо, она умеет это с рождения), да ловить кольца, которые ей бросает дрессировщик. Собачки танцуют на двух лапах (подними над любой собакой кусок колбасы, да повращай у нее перед носом - она сделает тоже самое). Питон размером с небольшого ужа, мертвым грузом лежит на шее у дрессировщика и даже не пытается шевелиться (может замерз, а может обессилел от голода)...
               
             Но больше всего  потрясает номер с нильским крокодилом. Дрессировщица вытаскивает  из небольшого ящичка нечто среднее между воблой и речным раком, и гордо показывает  ЭТО в зал. ЭТО  -  как указано в афише - нильский крокодил. Нильский это  крокодил, или Ниагарский - неизвестно, но то, что эта крохотулька ничего не умеет (даже цапнуть за руку) - это однозначно. Поэтому детям милостиво разрешается в течении 15 минут трогать и гладить его. Причем сама дрессировщица имеет такой вид, от которого бросает в дрожь. Представьте себе грузную, склонную к полноте маленькую женщину, скорее преклонных, чем средних лет, одетую в купальник. А теперь представьте ее в этом купапьнике на сцене, "несущую искусство в массы". Нелицеприятное зрелище, согласитесь. Хочется  мысленно обратиться к  зрителям: "Ребята!  Неужели вы не видите, что это халтура. Что вам самым натуральным образом "гонят туфту".  Это же не цирк! Это - балаган!". Но все вокруг улыбаются, смеются и  хлопают в ладоши. Им это нравится. Как нравится, наверное, и самим гастролерам то, что они сумели собрать полный зал и сорвать приличный :куш.

                Вот тут становится "обидно за державу". За то, что не едет к нам нормальный, приличный цирк. И складывается у подрастающего поколения впечатление,  что цирк - это клоун с обезьяной и собачкой. И потому бегут наши дети в цирк, выпросив у родителей, может быть, последний стольник, чтобы посмотреть на нильского крокодила и через день забыть, как этот крокодил выглядит. И остается у них в памяти лишь веселый лай собачки да вытащенный из-за уха шарик...