История Веселого Роджера

Наталья Стрюкова
История «Веселого Роджера»: семантическое поле и историко-религиозные корни пиратский символики.

Мы привыкли думать, что так называемый Веселый Роджер - черный флаг с изображением черепа и скрещенных костей - является исключительно пиратским атрибутом. Но на самом деле это не так. Если попытаться проникнуть вглубь веков, оторвавшись на некоторое время от великолепных новелл Стивенсона, Сабатини, Сальгари, именно благодаря которым при словосочетании «Веселый Роджер» у нас перед глазами возникают очертания величавых галеонов, одноглазых головорезов и кладов на таинственных островах, взору представляется иная, но не менее интересная картина. Ибо история флага с черепом и костями куда как длиннее.
Череп, скрещенные кости, коса, старуха входят в основную матрицу символов смерти. Смерть, как и рождение, всегда завораживала человека, также как и рождение - это основная биологическая функция. К этим двум процессам издавна приковывалось внимание людей. «Издавна» подразумевает эпоху первобытного общества. Еще с тех времен наряду с культом жизни (культ плодородия, культ богини-матери), оставившим нам свои знаки и символы (вспомним хотя бы множество статуэток богини-матери, начиная от палеолитических Венер и заканчивая шумеро-вавилонскими, критскими, этрусскими изваяниями), не менее распространенным был и культ смерти. И здесь, как уже говорилось, основной символ - череп, скелет. Интересно, что во многих культурах оба эти культа могут быть совмещены в одном (то есть обе противоположные функции в руках одного бога или богини). Наиболее наглядный пример такого рода - слияние образов богини-матери (матери-земли) и богини смерти в образах Кали («Черная») индуистского пантеона и Коатликуэ («Одетая в юбку из змей») ацтеков. Кали изображалась в виде многорукой женщины с большой грудью, оскаленными зубами, свешивающимся изо рта языком, с ожерельем из черепов и в юбке из отрубленных человеческих рук. Та же обязательная символика присутствует и в многочисленных статуях Коатликуэ: отвисшие груди (признак матери-земли - питательницы всего живого), ожерелье из человеческих черепов и отрубленных рук, юбка из извивающихся змей (Рис.5). Можно сказать, что здесь богиня земли и плодородия является одновременно и богиней смерти, поэтому каждый элемент ее символики призван подчеркивать в глазах ее почитателей те полезные или страшные для человека силы, которыми повелевает данное божество.
Но вернемся к отдельному изображению черепа (или к сочетанию черепа и костей). Впрочем, здесь можно не отдаляться от Мексики: согласно космологии майя, из 22 сфер мира 9 нижних включали в себя царство мертвых Митналь, во главе с богом смерти Ах Пучем ( известным также под именами Сисин*, Чак Митун Ахав**, Хун Ахав***). Его изображения в кодексах соответствуют божественному промыслу, который он призван осуществлять: вместо головы - череп, ребра и позвоночник обнажены (таковы, например, его изображения в кодексе Гролье, Дрезденском кодексе). Кстати, с черепом вместо головы изображалась и уже упоминавшаяся ацтекская богиня Коатликуэ, пример тому - статуя Коатликуэ из Коскатлана (округ Теуакан, Мексика) (Рис.4). Череп также символ одного из 20 месяцев ацтекского года - месяц Смерти (Микуитцтли), «черепоголовыми» изображались также супружеская пара ацтекских богов ада - Миктлантеуктли и Миктлансиуатль.
У многих народов широко был распространен обычай делать из черепов ритуальные чаши, курильницы для ароматической смолы, чаши для питья. Это также связано с культом смерти, с отношением людей к самой смерти. Так, например, сабиняне считали, что человеческая душа спускается именно к черепу, поэтому из черепов делали ритуальные чаши (вдруг предок  вернется на праздники?). [17, С. 527] Также в Тибете существовала чаша капала, ритуальный сосуд, сделанный из человеческого черепа: «Этот ритуальный объект представлялся как символ сострадания, так как, по образному представлению, кровь всех глубоко чувствующих существ помещалась в него».[17, С. 528] Обычай пить из чаши, сделанной из черепа поверженного врага неоднократно обыгрывается в легендах разных народов. И смысл всегда один - вместе с питьем из такой «чаши» к обладателю (победителю) переходила и сила врага (побежденного). Завладеть черепом врага означало подчинить себе его душу, согласно верованиям некоторых африканских народов, а также племен Новой Гвинеи. Впрочем, подобные убеждения характерны и для гадателей и колдунов (а также тех, кто им верил) Европы Средних Веков и Нового Времени. Этот мотив не забыт и в современном искусстве (вспомним хотя бы фильм Ф. Копполы по произведению В. Ирвинга «Сонная Лощина»).
Однако все-таки ни один регион мира не дает в исследуемой области столь обильного материала, как Центральная Америка. Так, известно, что жрецы майя использовали человеческие черепа в качестве курильниц, это подтверждается неоднократными археологическими находками. Например, в начале ХХ-го века археолог-любитель Эдвард Томпсон, исследовавший Колодец Жертв у развалин майякского города Чичен-Ица, извлек из его глубин более 30000 предметов, в числе которых была и прекрасно сохранившаяся курильница, сделанная из черепа молодого мужчины. Несмотря на то, что «сосуд» пролежал под водой более 400 лет, внутри него хорошо сохранились остатки ароматической смолы. [11,С. 119]
Черепа использовались и в качестве этакого фетиша, памяти о предках. Миссионер Диего де Ланда пишет в своем «Сообщении о делах в Юкатане»: «У сеньоров древнего рода Коком они отрубали головы, когда они умирали, и, сварив их, очищали от мяса; затем отпиливали заднюю половину темени, оставляя переднюю с челюстями и зубами. У этих половин черепов заменяли недостающее мясо смолой и делали их очень похожими на таких, какими они были при жизни. Они держали их вместе со статуями с пеплом и все это хранили в молельнях своих домов, со своими идолами, с очень большим почитанием и благоговением. Во все дни их праздников и увеселений они делали приношения из своих кушаний, чтобы они не испытывали недостатка в них в другой жизни, где, как они думали, покоились их души, и пользовались их дарами.». [5,С.321]
Соседи майя — ацтеки — также хранили черепа, но людей, принесенных в жертву. Нашумевшей находкой такого типа был «улыбающийся череп» с глазами из железистого пирита и украшенный кусочками бирюзы и черного янтаря, скорее всего принадлежавший юноше, избираемому на год в качестве земного воплощения Тескатлипоки («Дымящееся зеркало») - бога-творца ацтеков [12,С.81] (Рис.1). По истечении срока юношу торжественно приносили в жертву. Отрубленные головы принесенных в жертву покоились на огромных подставках для черепов у подножия ацекских храмов (сведения об этом дают нам историки того времени - Диего Дуран и Бернардино де Саагун, а также многочисленные археологические источники). Своеобразным подобием этому был и известный под названием Гробница Времени каменный алтарь, украшенный черепом и скрещенными костями (Рис.2). Он, если так можно выразиться, служил усыпальницей очередного уходящего века (в ацтекском календаре век длился 52 года, и поэтому каждые 52 года в отверстие этого символического погребения бросали связку из 52 тростинок). [12, С. 106]
Однако в это же время этот же символ и с почти таким же значением был хорошо известен и по ту сторону Атлантики. В средневековой христианской Европе череп и скрещенные кости можно было увидеть... в церквях, соборах и на кладбищах ( пример тому - надгробие Humprechta Cermina, капелла Св. Zikmunda в соборе Святого Вита, Прага, Чехия, или гроб Рудольфа II, находящийся в том же соборе, но относящийся к более позднему времени (помимо черепов, его еще «украшают» гербы, ангелы и песочные часы, как символ безвозвратного времени)) (Рис.6-9).
Черепа и скрещенные кости часто находят на надгробных плитах, а также бревна судов нередко содержат изображение черепа около имен умерших членов команды. [20]
Кроме того, череп и скрещенные кости мы можем видеть на иконах византийских и русских мастеров, а также на картинах средневековых художников и художников эпохи Ренессанса. Рассмотрим, что подразумевает данная символика в этом случае.
Череп является атрибутом многих изображений христианских апостолов и святых, таких как ап. Павел, св. Магдалина, св. Франциск Ассизский. Отшельники, как отвергающие жизнь с ее соблазнами, часто изображаются с черепом, что свидетельствует об их размышлениях о смерти: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все - суета!» (Еклл. 3,12). Или же: «Доброе имя лучше дорогой масти и день смерти - дня рождения.» (Еклл. 7,1). Крылатое «memento mori» преследовало людей средневековья, в соответствии с  религиозным убеждением в том, что жизнь эта - ненастоящая, а лишь испытание перед жизнью настоящей, начинающейся после смерти, поэтому не надо тешить себя иллюзиями ее.
На некоторых иконах (например, «Распятие», икона, 1-й половина XV века, ЦМИАР, Москва; «Распятие», таблетка, рубеж ХУ-ХУ1 вв., НГОМЗ, Новгород) и мозаиках ( например, «Распятие», мозаика церкви монастыря Дафни близ Афин, 2-я половина XI века) распятие изображается с черепом и костьми в подножии и служит напоминанием о смерти на кресте (Рис. 3). Согласно одной легенде, крест этот стоял на костях Адама, а благодаря распятию Спасителя на нем, все люди обретут вечную жизнь (кровь из ран Иисуса стекла на череп и кости Адама и тем самым телесно омыла Адама в его лице все человечество от скверны греха).
Мотив этот впоследствии был перенесен с икон и на знамена. Причем это происходило параллельно как в Западной, так и в Восточной Европе.
Так кто же первым стал использовать на знамени символ, впоследствии известный всему миру как «Веселый Роджер»? Первенство здесь, возможно,  за тамплиерами - «Бедными солдатами Христа и Храма Соломона» - с одной стороны и ... Александром Ярославовичем Невским с другой. И тот и другие сражались под флагом, известным тогда как «Знамя Голгофы». Голгофа (греч. из арам. Gulgalta; еврю gulgout: череп) - место распятия Иисуса Христа (Матф. 27, 32; Мк. 15, 22; Ио. 19; 17), находилась на северо-западе от Иерусалима, за городской стеной в районе пригородных садов и могил. «Название Голгофы дано сему священному месту, вероятно, по сходству означенной местности с формою Черепа, или потому, что здесь часто были видимы черепа казненных преступников; по преданию же Церкви, здесь погребен Адам », - пишет автор Библейской энциклопедии 1891 года - архимандрит Никифор. [20, С. 67]
Можно предположить, что именно тамплиеры первыми подняли знамя с черепом и скрещенными костями на корабельной мачте. Точные сведения на этот счет автору пока не встречались, но логично предположить, что сражаясь и умирая под этим флагом на суше, они, вполне вероятно, могли использовать его и на своих кораблях. А то, что тамплиеры имели свой собственный сильный флот и создали широкую торговую империю - хорошо известно и не подлежит сомнению. После потери Святой Земли и  изгнания тамплиеров из Леванта Саладином в 1191 году, они продолжали сражаться единственным возможным для них способом - в открытом море. Не гнушались они и пиратством. Наиболее известным тамплиерским пиратским кораблем был «Сокол», « величайший из всего, что было построено в это время»[26]. Он стоял в гавани, когда форт в Акре пал «и спас много дам и великих сокровищ и множество знатных людей»[26], эвакуировав их.
В ходе эвакуации тамплиеры отступили к своим Средиземноморским базам на островах Кипр, Родос, Сицилия. Некоторое время они вместе с орденом Иоаннитов оставались главной морской силой в Средиземноморье, продолжая эффективно воевать против мусульманского судоходства.
В начале XIV в. на изрядно обогатившийся и чересчур властолюбивый орден обрушились репрессии со стороны Филиппа IV Красивого и Авиньонского папы Клемента V. Части тамплиеров таинственным образом удалось бежать как раз накануне ареста: в пятницу 13 октября 1307 г. Они погрузились на корабли в порту Ла-Рошель, отплыли за море и основали миссию в Шотландии. (Те, кто не успел бежать, во главе с великим магистром Жаном де Моле были сожжены на костре 18 марта 1314 г.)
Тамплиеры помогали шотландской гвардии Роберта Брюса в битве при Банкобарне; имели династические связи с шотландским королевским домом Стюартов. По всей Шотландии в резьбе и на могилах, датируемых 15-м, 16-м и 17-м веками используются комбинации тамплиерских символов : череп и скрещенные кости, тамплиерские  кресты и мечи. [26]
«В XVI и XVII веках череп и скрещенные кости являлись символом с сильной репутацией, но не принадлежали ни одной официальной организации. Тамплиеры надолго ушли в подполье и развивались в других организациях. Символ был присвоен и стал ассоциироваться с пиратами, к которым мы более близки. Они изменили флаг в соответствии со своими нуждами, расположив скрещенные кости с мечами; присоединяя тот или иной символы» - пишет пожелавший остаться неизвестным автор статьи History of  the  Jolly Roger. [26] Однако ряд других исследователей пиратства и пиратской символики (С. Валлар, И. Можейко, Б. Воробьев) приводят другие гипотезы, объясняющие как происхождение флага с черепом, так и самого словосочетания Jolly Roger (Веселый Роджер). Согласно одной из них, флаги такого типа ведут свое начало от знамени варварийского пирата XVI в. Барбароссы II (белый череп в чалме на красном фоне полотнища ). [15, С. 187]
Другие считают, что это название произошло от прозвища Ali Raja (Али Раджа) - Король Мира - титул пиратского капитана Тамиля, терроризировавшего мореплавателей Индийского Океана. [25] (Англичане произносят эти слова как «Olli Roger» (Олли Роджер)).
Существует и такое толкование: выражение произошло от слова «гоgег» - побирающийся бродяга. На сленге «Rogег» имеет значение негодяя. [21, С.530] В Оксфордском словаре, вышедшем в Англии в 1724-1725 году есть словосочетание «Old Rogег» («Старый Роджер») - дьявол. [25]
Небезосновательно имеет многих сторонников и гипотеза, согласно которой  английское Jolly Rojer (Веселый Роджер) - это производная от французского Joyeux Rouge (веселый красный, довольно красный).
Флаг красного цвета, традиционно символизирующий восстание, бунт, кровь, использовался пиратами  гораздо чаще черного. Так, например, если обратиться к описанию одной из известных пиратских экспедиций - перехода через Панамский перешеек в 1680г., в котором приняло участие несколько сот человек - экипажи семи пиратских кораблей: «Авангард вел капитан Шарп, оставивший записки о своих многочисленных «подвигах». Флаг Шарпа был красным с зелеными и белыми лентами. Затем следовал экипаж адмирала пиратов - Ричарда Соукинса - под красным флагом с желтыми полосами. За экипажем шел отряд капитана Питера Харриса, состоявший из команд двух пиратских кораблей. Каждая из них несла свой флаг - оба зеленые с разными изображениями. Пятый и шестой экипажи выступали под красными флагами. Наконец, арьергард под командой капитана Эдмонда Кука шел под красным флагом с желтой полосой и с изображением руки и меча."  [16, С.5-6]  Таким образом, из семи флагов, взятых пиратами со своих кораблей, не было ни одного черного, зато было 5 красных. Кроме того, А. О. Эксквемелин, лично участвовавший в нескольких пиратских рейдах, в своей книге «Пираты Америки», впервые вышедшей в Амстердаме в 1678 году, не упоминает флаг с черепом и скрещенными костями ни разу. Видимо само название «Веселый Роджер» изначально закрепилось именно за красным флагом, и лишь позднее - за флагом с черепом и скрещенными костями. Кроме того, есть сведения о том, что в некоторых случаях пираты поднимали один за другим оба этих флаг! Вот сообщение капитана Ричарда Хоукинса от 1724 года: «They all came on deck and hoisted Jolly Roger. When they fight under Jolly  Roger, they give quarter, which they do not when fight under the red or blood flag ». [25] («Они все ступили на палубу и подняли Веселый Роджер. Когда они сражаются под Веселым Роджером, они дают пощаду, которую они не дают, когда сражаются под красным или кровавым флагом.»)
Таким образом, можно сказать, что Веселый Роджер служил предупреждением о намерениях и приглашением к добровольной сдаче, в таком случае капитулировавшим могла быть сохранена жизнь. Если же предупреждение игнорировалось и приглашение откланялось,  то поднимался красный (кровавый) флаг, говорящий о том, что пощады не будет (non quarter given). Этот флаг вселял ужас и был более известен в то время.   Так, согласно королевскому указу от июля 1694 г. Английские приватиры были обязаны перед абордажем поднимать на своих мачтах кроме государственного еще и красный флаг. [15, С. 187] Значение то же: он как бы предупреждал  атакованного, что в случае сопротивления пощады не будет.
Кстати, о совмещении флагов: интересно, что некоторые пираты - Чарльз Вэйн и Эдвард Тич (Черная Борода) - одновременно использовали как государственный флаг Соединенного Королевства, так и Веселый Роджер: «Charles Vane and Edvard Teach flew The Union Jack on the one mast while fling  from the mainmast,» - пишет Синди Валлар в статье «Веселый Роджер и никакой пощады». [25] ( «Чарльз Вэйн и Эдвард Тич (Черная Борода) поднимали Британский флаг (Юнион Джек)  на фок-мачте, в то время как на грот-мачте  реял Весёлый Роджер.»)
В целом можно сказать, что Веселый Роджер (в нашем сегодняшнем понимании) как официальная пиратская эмблема, утвердился на морях (вернее, на мачтах) примерно на рубеже ХУ11-ХVIII веков. В это время многие пиратские капитаны создают, что называется, собственные его проекты. Так, на флаге Эммануэля Вайна изображался череп и часовая склянка [15,С. 187], на флаге Эдварда Тича - скелет, держащий пику в одной руке и песочные часы (все ту же часовую склянку) в другой, рядом изображалось кровоточащее сердце [25]. В таких случаях часовая склянка как бы служила напоминанием о том, что время стремительно исчерпывается, истекает у тех, кто подвергся нападению, а также давала намек на то, что они все же еще могут подумать и сдаться. Иначе они увидят красный флаг, и тогда пощады не будет.
Черный Барт (Бартоломью Робертс) также помещал на свой флаг человека и скелета с песочными часами или кубком в одной руке и пикой или стрелой в другой руке. Подобный флаг был и у Джона Куэлча. Томас Тью и Джек Рэкхам (Ситцевый Джек) изображали на своих флагах мечи, что символизировало власть над жизнью. Пират Кристофер Муди добавил к этому символу еще и песочные часы с крыльями [25]. Изображались и танцующие скелеты.
В любом случае вся пиратская символика - это знаки, цвета и символы смерти и разрушения. Зачем это делалось, тоже вполне понятно: помимо прямых боевых действий велась и так называемая психологическая война, и флаг призван был изначально предупредить противника о намерениях: «Сдавайся или смерть!» - один из вариантов (одна из функций). Только если такое предложение игнорировалось, пираты прибегали к прямому насилию, в большинстве случаев действительно предпочитая подобным действиям психологическую войну. Вторая функция флага (любого флага), безусловно, самоидентификация, но здесь нужно было одновременно показать как свою неразрывность с «собратьями по ремеслу», так и заявить о себе как о «единственном и неповторимом, великом и ужасном» знаменитом капитане: отсюда и такое разнообразие «Веселых Роджеров» - черепа, кости, скелеты, скелеты с часами, с кубками и т. п.. (Пиратство это не только довольно быстрая возможность обогатиться, но и возможность стяжать себе славу, правда, зачастую, славу вполне определенного рода.)
В обоих случаях знак черепа и костей, известный с древнейших времен во всех частях света, всегда и всем понятный и означающий всегда одно и тоже, подходил для пиратов идеально. Хотя, как мы видим, далеко не они являются его «изобретателями» или «первооткрывателями».
Этот знак не забывали и в XX веке, например, в фашистской Германии был орден и дивизия под названием «Мертвая Голова». Тогда же, во Вторую Мировую войну, череп, начертанный на подводных лодках, свидетельствовал об уничтожении противника.
Не забыт и используется этот символ и до сих пор. Сегодня знак черепа или черепа со скрещенными костями встречается на атрибутах рокеров, на пузырьках с ядом и в особо опасных местах высокого электрического напряжения. Значение символа со временем не изменилось.

Стрюкова Н. А. 2003 г.

Примечания:
*В интерпретации Э. Томпсона «Сисин» означает «смрад», по мнению лингвиста М. К. Альварес этимологически это могло скорее означать «положить хорошо натянутым»[27, С. 171] (возможно, имеется ввиду широко распространенньш в среде майя и ацтеков обычай сдирать кожу с приносимого в жертву человека, может быть по тому божество смерти и изображалось с обнаженными ребрами и позвоночником);
**Э. Томпсон переводит это имя как «Великое адское гниение», хронист же Диего де Ланда дает транскрипцию Вак Митун Ахав - «Господин седьмого круга» (речь идет об одном из кругов подземного мира) [27, С. 17 1-1 72];
***Под этим именем у майя часто упоминается планета Венера, считавшаяся опасной для всех, когда она выходила из мира мертвых после отсутствия на небе в течение определенного времени, Хун Ахав, согласно Д. де Ланда, был «князем всех демонов», живущий в месте Митналь, «что означает ад» [5, С.321-322].

Источники и литература:
1. Эксквемелин А. О. Пираты Америки. - СПб., 1994;
2. Katedrala Sv. Vita, - Praga, 1978;
3. Пополь-Вух. - М., 1993;
4. Библия. - Лондон, 1989;
5. Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане // Священные письмена майя. - СПб.: Амфора, 2000;
6. Маховский Я. Под черным флагом. - Смоленск, 2002;
7. Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М., 1981;
8. Барская Н. А Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М, 1993;
9. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. - М., 1997;
10. Санти Б. Рафаэль. -М., 1995;
11. Затерянный мир майя. - М., 1997;
12. Ацтеки: империя крови и величия. - М., 1997;
13. Религии мира, ч.1. - М., 1996;
14. Кузьмищев В. Тайна жрецов майя. - М., 1968;
15. Воробьев Б. Под флагом смерти. -М., 1997;
16. Можейко И. В. Пираты, корсары, рейдеры: очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях (ХУ-ХХ века ). - СПб., 1994;
17. Ханке X. Люди, корабли, океаны. - Л., 1976;
18. Кинжалов Р. В. Искусство племен нахуа на Мексиканском плоскогорье в ХГУ-ХУ! вв.// Сборник музея антропологии и этнографии XXI. - Л., 1963;
19. Тэйлор Э. Первобытная культура. -М., 1939;
20. Библейская энциклопедия в четьфех выпусках. Выпуск 1. - М., 1891;
21. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. -М., 1999;
22. Энциклопедия суеверий. - М., 1998;
23. Военно-морской словарь для юношества -М., 1988;
24. Иванов К. А. Флаги государств мира. - М., 1964;
25. Vallar C. The Jolly Roger and non quarter given / Internet location: http://www.Suite101.com;
26. The History of the Jolly Roger given / Internet location: http://www.ecani.com/vi/pirates/htm;
27. Рус. А. Народ майя. -М.,1980;
28. http://www.fotw.unislabs.com/flags/.

ps Эта статья уже была опубликована в 2004 г. в сборнике "Информационная среда ВУЗа. Материалы  XI Международной научно-технической конференции". Обновлённый вариант статьи, похоже, безвозвратно утерян. А она здесь выложена в преддверии полигонной ролевой игры "Пираты Карибского моря" http://vkontakte.ru/club13061163