Встречи на Андреевском спуске

Елена Дашкова
Когда-то давно, еще живя в провинциальном украинском городке, я ездила к родным в Петербург. На мои вопросы с порога: «А как туда пройти, а чем доехать до этого места?»-  родные растерянно бросались к   карте  и лихорадочно вспоминали свои прогулки  по родному городу  в целях посмотреть памятники истории. В конце концов, мы все начинали дружно смеяться от того,  что ничего они не знают. А  все потому что  они живут и работают в большом городе, где основная цель - прокормиться . А чтобы прокормиться – «пашут» на двух работах, где уж тут- бегать по выходным:смотреть памятник  истории. Тут бы отоспаться, да поесть нормально, да с малышом поиграть спокойно. А историю и по телевизору покажут. Тем более - историю Петербурга! Я тогда больше всех смеялась, а на свой хохот услышала: «Смейся, смейся, поживешь- с наше, посмотришь – каково оно…»
Прошло время , я пожила в свое, и  тут судьба забрасывает меня -в Киев.
В продолжении долгих десяти лет: дом- работа- единственный мой маршрут по главному городу Украины,  городу- который мечтают лицезреть миллионы, живущие в разных точках земли. Это они копят на отпуск целый год и едут туристами, а кому повезет- к родным, дабы прочувствовать Киевскую Русь тысячелетней давности.
 Но, повырастали мои дети,  и пришли, наконец, те сладостные дни - называемые отпуском, когда и  я – собственной персоной накопила деньги, дабы протянуть их в   кассовые окошки многочисленных памятников истории  города,  уподобясь моим родным из Петербурга.
Раскланиваясь  с сотрудниками перед отпуском, я мило отвечала на единственный вопрос
 всем одинаково: «Буду: есть, спать, смотреть кино и гулять по городу…». Меня мало - кто понял, а тот, кто и понял, просто промолчал, ибо его отпуск, когда он может себе позволить погулять по родному городу, еще не наступил.
Это день начался как-то обычно - спокойно и размеренно, как у каждого отпускника, который никуда не спешит, но день- таки планирует.
Начинать вдыхать старину города  надо с тех улочек, что вымощены брусчаткой, ибо, уже ступив на сии булыжники, чувствуешь себя эдаким древним киянином.
А посему, я направила стопы к Андреевскому спуску: улице – носящей одно имя с Храмом , выстроенным на ее территории в восемнадцатом веке.
Много лет назад,  восхищаясь  архитектурой Петербурга, я хорошо запомнила слова экскурсовода о том, что по проектам архитектора  Бартоломео Растрелли, построена не только половина этого красивейшего русского  города, а также  Андреевский Собор и Мариинский  Дворец в Киеве. И собор, и дворец -  заказ императрицы Елизаветы Петровны. Слушая тогда  экскурсовода, я запомнила и   странность царствующих особ. Оказывается, Елизавета заказать- заказала Мариинский  дворец, но сама его ни  разу не посетила,  невольно предоставив сие право  первого визита- Екатерине  Второй.
Кто знал, что пройдет свыше десяти лет, пока я выберусь посмотреть «киевские детища» Растрелли. Собираясь в дорогу, я не преминула открыть Интернет, откуда узнала, что  храм носит название- Андреевский, ибо построен на  том месте, где по преданию был воздвигнут крест апостолом Андреем Первозванным во время его путешествия на север.
«Как все же хорошо,- думала я, подъезжая к Андреевскому спуску,- раньше только по каталогам да отдельным книжицам можно было узнать об историческом месте, ну еще послушав рассказ гида; а теперь – красота: «залез» в Интернет, набрал нужное тебе - и сиди, читай, не выходя из дома. Конечно, это будет не то: без видения «живьем» и ощущения себя ничтожно- маленьким  человечком в сравнении с многовековой историей, но все-таки здорово, что есть эта  компьютерная возможность».





Ступив на брусчатку - огромные, разъехавшиеся в стороны булыжники , я несказанно была рада  тому, что надела туфли на широком , низком каблуке, что для меня не характерно, но я готовилась к тому, что это старинное место будет чрезвычайно своеобразным- я это и получила.
Улицу  загораживал двухэтажный туристический автобус, привезший иностранцев. Автобус  стоял на самом спуске и, вышедшие  из него люди, с опасением  смотрели, как он разворачивается на пятачке узенькой улицы.
Улица вьется в виде латинской буквы «S», и строители восемнадцатого века вряд ли задумывались над тем - чтобы сделать широкую площадку для разворота огромных автобусов, дабы  позже принимать у себя гостей со всего мира.
Конечно, положа руку даже не на сердце, а глубже- на душу, я выбралась сюда больше для того, чтобы надышаться видением картин, что в огромном количестве выставляют кустарные художники со всей Украины… Об этом я знала уже не первый год и со слов своих детей, которых регулярно возили на экскурсии по городу их сердобольные учителя, зарабатывая на детских  познаниях приличные денежки. А прочем, деньги у нас каждый зарабатывает как может.
Слава Богу, что сии выставки- продажи у нас пока  еще бесплатные. Когда-то давно, эта улица и славилась не только художниками, но и мастерами всего мира искусства: как изобразительного, так  и вокального… Здесь играли скрипки, показывали свои голоса певцы,  ремесленники- продавали уникальные фигурки
 из стекла и дерева…,а актеры разыгрывали сценки из спектаклей прямо здесь на брусчатке под аплодисменты искренней публики.
Вот такой он -  Киевский Монмартр. Отведя взор от великолепия полотен, спускающихся акварельной и карандашной вереницей вниз, я  поспешила примкнуть( встала в сторонке, будто я наблюдаю за автобусом) к этой группе людей, дабы услышать то, о чем не прочту в Интернете, оставив лакомое на закуску.
 Мой «легкий» английский позволил  мне получить лишь поверхностную информацию, но все подробности я дорисовала, фантазируя и плюсуя интернетные байки.
 «Рассматривая автобус», я узнала, что  в жилые дома на этой улице первыми  в городе была подана горячая и холодная вода. Полюбоваться на сие диво приходили жители с  соседних улиц.
«Приходили»- мягко сказано. Видно с этого дива и начались первые экскурсии по этой улице. Приходить,  равно как уходить по этому крутому спуску – невозможно: ноги либо бегут вниз по крутому спуску, либо тяжело ступают вверх, заставляя  тело держать почти горизонтально булыжникам. И неудивительно, что не в самые лучшие времена, поднимающийся по этой улице  купеческий воз с добром мог прокормить уличных бедняг тем, что падало с воза. Я увидела, как посветлели лица иностранцев, когда они услышали –откуда родилась наша русская пословица:«Что с воза упало, то пропало».
Может показаться странным, но смысл сего изречения можно приписать ко многим торгово-экономическим отношениям нашей страны и Англии, Франции…России...
Когда гид пригласила добровольцев последовать за собой вниз, я  изменила их маршруту и круто повернула к церкви, ибо в такие храмы с экскурсией не ходят, а посему к моменту появления группы во храме, я пойду путешествовать к картинам.
 Правда, вскользь гид оговорилась, что  у подножия Андреевской церкви в старину был  разбит аптекарский сад, где собирали целебные травы. До сада я не дошла, ибо сегодня у «подножия» церкви велись ремонтные работы. Конечно мне было радостно от того, что я могу беспрепятственно пройти в сам собор – бесплатно, ибо экскурсии не проводились, радостно от того, что памятники архитектуры все-таки ремонтируют ( сразу вспомнился храм «Спаса на Крови» в Петербурге, который ремонтировали свыше двадцати лет) но и было чуть печально : выбраться в кои-то веки посмотреть город, а тут -ремонт. Поднимаясь по лестнице, я наслаждалась бело-голубым цветом церковного здания в любимом мной стиле – барокко, опять-таки, сильно напоминающего мне Петербург. Видимо, этот цвет- цвет специально отвлекающий обывателя  от сырых, серых дней Петербурга стал маркой Растрелли, и не было учтено, что в Киеве- солнечном и очень зеленом городе- здания в этом цвете будут выделяться средь общей массы строений; а может- на то и делалась ставка, не знаю.

В церкви было пусто. Я тихо вошла в величественное здание середины восемнадцатого века( церковь была построена  позже, чем сам спуск).  И я, привыкшая к «многолюдию» действующих храмов ( а Андреевская церковь - не только  музей, но и свято выполняет свое первоначальное предназначение ) по - началу оторопела. Но, очарованная махиной иконостаса в багровом цвете, тисненным сусальным  золотом, откуда на меня смотрели святые глаза Иисуса Христа, Святого  Николая, Пресвятой Богородицы, пришла в себя, и будучи мирянкой- пошла ставить свечи за здравие моих родных и близких.
Помолившись, я высоко задрала голову, ибо знаю, что купол обязательно должен быть расписан. Все двадцать шесть метров церкви ( как я прочла в Интернете), расходились вверху  на пять глав, богато украшенными изнутри золотыми ангелочками и расписанные картинами из святого писания.
Постояв, пока голова перестанет кружиться, я медленно пошла на выход - вся под впечатлением этого чуда простых мастеровых (никогда не понимала, да и не пойму, как можно было топором, да нехитрыми приспособлениями творить вот такое  чудо  ) -слава богу, сохранившегося  до наших дней.
Выйдя из Храма, я снова задрала голову вверх и вспомнила слова гида, что когда
 Святой Андрей пришёл в Киев и построил на горе город ( вероятно на этом месте и стоит эта церковь), то  всё море спустилось вниз. Но какая-то часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. А  когда тут построили церковь, то под престолом открылся родник. Поэтому в Андреевской церкви нет колоколов, потому что при первом же ударе вода проснулась бы и залила не только Киев, но и весь левый берег. Конечно, это была легенда, но красивая.. И потом, колоколов действительно не было.. Так что, может быть это вовсе и не легенда.
Спускаясь, я прошла взглядом по улице сверху…От увиденного защемило сердце. Видимо, на ремонт церкви- деньги есть, и хорошо. Но улица вся – столь же древняя, как и эта церковь, а никто эти славные деревянные домики с резными наличниками реставрировать не собирается, ибо они стоят либо с прикрепленными табличками об аренде и продаже, либо закрытые сукном, чтобы туристу не повадно было заглянуть, да и задаться вопросом: «Умирать закрыли , а ?»
Страшно…
Продолжение моего "похода" следует.

июль 2010 года