Чужой дом

Александра Скочиленко
Сцена 1

Пригородная маршрутка – автобус с синими пластмассовыми сидениями. Окна сплошь покрыты инеем. Всё заполнено дневным белым зимним светом. Быстрое жужжание дороги. Большинство пассажиров спит. На заднем ряду у самого окна сидят парень и девушка. Алексей и Наташа. Алексей сидит, откинувшись на спинку кресла, с закрытыми глазами и то улыбается уголками губ, то принапрягает их в задумчивости. Наташа сидит, почти вжавшись в окно, нависая над книгой, которую держит на согнутых в локтях руках – не читает, просто смотрит сосредоточенно в одну точку. Остановка. С первых сидений поднимается дама и выходит. Автобус быстро возобновляет движение.

Наташа поворачивает голову к Алексею, но тут же отводит взгляд. Алексей вздрагивает и разворачивается к Наташе всем телом.
Алексей: (протягивая руку в успокоительном жесте) Извини, слишком резко… Всё в порядке?
Наташа: (молчит)
Алексей: Вот, увидишь, всё будет хорошо.
Наташа: (в полголоса) Послушай, это невыносимо. Мне кажется, на меня все смотрят.
Алексей: Нет. (пауза) нет же.
Наташа: (смотрит Алексею в глаза) Я отсяду.
Алексей: (отводит взгляд) Если тебе так будет лучше…
Наташа пытается выбраться со своего сидения, стараясь не коснуться Алексея. Алексей привстает, чтобы помочь ей, автобус встряхивает, Алексей ловит падающую Наташу. Наташа на секунду застывает, потом резко отталкивает от себя руки Алексея
Алексей: (убирает руки, держа открытыми ладони) Извини, извини!
Наташа: (агрессивно) Никогда не приезжай ко мне больше! Это чужой дом! Я слежу за квартирой и поливаю цветы. Я делаю всё правильно… (пауза) Как ты посмел, вообще?! (пауза) Я ненавижу тебя.
Алексей: Наташа!
Наташа быстро уходит и садится на передние сиденья.
Водитель (громко) Метро Чёрная речка!

Сцена 2

Комната Алексея. Довольно опрятно. В красном углу хороший компьютер. В комнате присутствуют некоторые старые детские вещи – видно, что Алексей живет в одном доме с родителями. Первым делом Алексей открывает сумку и бережно достает оттуда сверток из большого мужского нового платка. Внимательно разворачивает – в нём старые аудиокассеты – пять штук – на каждой бирка, где мелким убористым почерком означены даты и годы. Алексей кладёт кассеты на стол и торопливо выходит из комнаты. Минуту спустя осторожно приоткрывается дверь и в комнату просовывается девочка лет 8.

Алексей: (строго окликая сзади) Юлька!
Юлька вбегает в комнату, за ней сразу заходит Алексей, держа перед собой старый пыльный магнитофон.

Юлька: (прыгая и тыча пальцем в кассеты) Что это? Что это? Что это?!

Алексей: (садится и ставит на стол магнитофон, начинает протирать его носовым платком) (мечтательно) Это, Юлька,  самая удивительная загадка…

Юлька: Да, нет, же я знаю, это у нас такие были давно. Там ещё была такая страшная песня: «А! Э! Так-то дружок!»

Алексей: (ухмыляется, берёт в руки кассеты – внимательно смотрит на каждую) Нет, это другие…

Юлька: А что на них?

Алексей: Живет одна очень красивая девочка и каждый вечер в полной тишине в большой пустой квартире своим тихим нежным голосом наговаривает на эти кассеты всё, что придёт ей в голову…

Юлька: как «блог»?
Алексей:  Юлька, иди, делай уроки.
Юлька: Я сначала послушаю кассетки
Алексей: Нет.
Юлька:  Ну, пожа-алуйста! Я знаю, ты вчера был у той красивой девочки? Поцелуйчики му-а му-а му-а…
Алексей: (грозно) Так, выйди вон!

Юлька срочно ускользает. Алексей выбирает кассету с биркой «сентябрь 2009 – январь 2010». Вставляет в кассетник. Нажимает на кнопку «плей». Задерживает дыхание (слышен щелчок кассеты).

Наташа у себя в комнате нажимает на кнопку старого кассетного диктофона (слышен щелчок кассеты).
Комната просторная, скорее напоминает музей, чем квартиру – огромные стеллажи с книгами, старинные остановившиеся часы, множество глиняных статуэток, маски, большие тропические растения – всё светится почти неестественной чистотой. Наташа ходит из угла в угол, то поправляя корешки книг, то бережно переставляя статуэтки с места на место и всё в процессе монолога.
Наташа: (в диктофон) (на выдохе) 14-е января 2010-ого года 18:15.
 Послушай! (пауза) Пришлось начать новую кассету, не могу найти мои записи. Не знаю, куда положила? Что же это со мной? - в первый раз не могу здесь что-то найти. Почему мне всё здесь теперь кажется враждебным?! Или твой дом уже не мой дом?

Алексей нажимает на «перемотку», затем останавливает. Сидит, положив подбородок на руки, вплотную к магнитофону. Аккуратно включает «плэй».

Наташин голос из прошлого: (воодушевлённо) 1-ое сентября 2009-ого года 16:30!…Теперь твой дом – это мой дом! На целый год. А я так боялась за цветы, что у меня с ними одна судьба: зачахнуть вот здесь без тебя. (пауза) Вот увидишь, какой я буду доброй и заботливой! Пройдет год, ты приедешь, и, возможно, (пауза) полюбишь меня снова, потому что увидишь, как здесь хорошо, как я старалась, как я была верна своему слову и Тебе верна...

Алексей резко нажимает на перемотку.

Наташа (у себя): Всё из-за этого мальчишки. Я не знаю, что со мной случилось. Я сошла с ума. (пауза) Я… Я – предательница! (плачет)

Наташин голос из прошлого: (сдержанно) 18-ое декабря 2009-ого – сегодня мой однокурсник Алёша провожал меня до маршрутки. Спрашивал, где я буду отмечать новый год. Я сказала, что одна, в чужом доме – он не поверил. Он же не знает, что в «чужом», значит в «Твоём», иначе он бы понял. (пауза) Когда он сегодня провожал меня я почему-то вспомнила, как год назад ты садился в ту же маршрутку и я попросилась поехать с тобой и ты взял меня в первый раз. (пауза) Если честно, мне довольно грустно. Когда же ты приедешь?

Наташа: Почему мы расстались?! Ведь мы же расставались?! Дай повторить (трет лоб): ты сказал, что всё закончилось – уже совсем… Так бывает… Что я слишком драматизирую… Я тебе больше не интересна… (резко) Нет! Если бы всё было так, ты бы не отдал мне ключа! Ты бы не попросил меня… чтобы я потом… чтобы ты потом приехал и увидел как всё тут хорошо… и… снова…полю… Нет. Теперь всё никогда не будет, как раньше (плачет) (как будто робко зовет) Алеша?

Алексей нажимает на «стоп». Вынимает кассету. Заворачивает обратно в носовой платок. Берёт магнитофон за ручку, угрюмо тянет за собой. Звонок мобильного. Алексей долго смотрит в экран телефона, прежде чем взять трубку. Отвечает

Алексей(старательно холодно):  Я всё слышал. Я взял твои кассеты (взволнованно слушает, но потом берёт себя в руки) Ты не запуталась! Ты просто, видимо, получаешь удовольствие от этих твоих «страданий»! Гораздо удобней, вот так сидеть и чуть что прятаться, как улитка в раковину! Отгораживаться всеми этими цветами, диктофонами, аккуратными буковками… И ничего не знать о настоящей жизни и о людях, которые могут полюбить тебя такой, какая ты есть на самом деле без всех этих чужих вещей. (слушает, утвердительно качает головой) Нет, я… я не приеду. Чтобы быть с кем-то вместе нужно меняться. Знаешь, диктофону-то всё равно, а я… живой человек (волнуется, вешает трубку).   

На заднем плане Юлька грустно нависает в проем двери.


Сцена 3.

Наташа и Серёжа (хозяин квартиры) стоят  в комнате. Оба в лёгкой летней одежде. Серёжа оглядывается по сторонам.
Серёжа: Удивительно! Не могу понять, поменялось что-то что ли? А! Ты, кажется, передвинула Офелию!
Наташа: (смеётся) Почему Офелию?
Серёжа: (смеётся) Я, видимо, уже совсем того с дороги… устал. ТЬ-фу! Сенполию! Батюшки! А это что – гирлянда из кассетных плёнок!? – выдумщица, честное слово. Где же ты их достала?
Наташа: Ну, да…
Серёжа: ммм… Ну, всё, вроде, всё проверили. Всё в порядке. Ты уж извини, очень, очень устал, хочу поспать. Точно! С меня чашка кофе – я думаю, на следующей недельке, как с делами разберусь, так сразу… (протягивает ладонь) Ну, Давай ключ.
Наташа: Ну, да…
Наташа медленно протягивает ключ в сжатом кулачке. Серёжа нетерпеливо хватает её за руку, ускоряя возвращение ключа, между делом нагибается и невнимательно целует в щеку.
Серёжа: Ну, теперь точно всё!
Наташа задумчиво проводит рукой по своей щеке. Смотрит на Серёжу.
Наташа: Ну, да, знаешь… И действительно – всё (улыбается).

Наташа решительно выходит из комнаты.


-конец-