18. Перевал Угрюмый

Константин Рыжов
17. Темные переулки Нью-Кольлэнда http://www.proza.ru/2010/07/28/366

До сих пор путь наших героев пролегал с севера на юг.  За Нью-Кольлэндом  шоссе повернуло на запад, к Высоким горам, которые, словно стена, преграждали им дорогу к морю. Со слов профессора мальчикам было известно, что горы эти тянутся двумя параллельными хребтами вдоль морского побережья. Между ними в узкой долине лежал небольшой городок Орландо - следующий пункт их остановки. Единственная дорога к нему вела через перевал Угрюмый, весьма опасное место, пользовавшееся к тому же дурной славой.

Утром следующего дня Андрик, встречавший по своему обыкновению рассвет за штурвалом «Феникса», увидел впереди линию высоких холмов. Равнина осталась позади. Крутые подъемы то и дело сменялись теперь резкими спусками.  Вдали чуть розовели причудливые белые валы с мягкими, словно смазанными, очертаниями. Казалось, какой-то неведомый великан украсил горизонт гигантскими кусками сахарной ваты. Сначала мальчик принял их за густые облака, но потом, присмотревшись повнимательнее, догадался, что видит перед собой снежные вершины Высоких гор.

Езда в горах намного труднее и опаснее путешествия по равнине! Вместо того чтобы просто уноситься вперед ровной лентой, дорога петляет и вьется из стороны в сторону. Иногда она ныряет в узкие ущелья, порой выводит на самый край обрыва. Через каньоны она перебегает по узким  мостикам, а в тех местах, где из-за отвесных скал совершенно невозможно устроить удобный проезд, исчезает в длинных туннелях.
Поднимаясь все выше и выше над долиной, путешественники с любопытством смотрели по сторонам.  Поначалу склоны гор мало чем отличались от лежащих ниже бесплодных степей. Зной и сушь убили здесь всякую растительность, за исключением кактусов и низких, стелющихся по земле колючих кустарников. Но вскоре  «Феникс»  оказался на такой высоте, где воздух был более влажным и прохладным. Тотчас появились густые заросли орешника, потом пошли клены и тополя. Наконец,  они попали в настоящий дубовый лес, не оставлявший их до самого обеда. Ближе к вечеру на смену дубам пришли огромные кедры и голубые сосны, потянулись бесконечные пихты и кипарисы. Воздух был прозрачный и чистый, жара спала. Через несколько часов «Феникс» достиг мест, где не могли существовать даже хвойные деревья. Тут его встретили заросли можжевельника и  великолепные, усеянные цветами луга. Однако дорога вела еще дальше - к неприступным вершинам, в царство вечных снегов и холода.

Вот где наших героев ожидали настоящие трудности! Слева вздымался высокий горный склон. Справа тянулась узкая долина, а когда она закончилась, к самому краю шоссе подступила глубокая пропасть. День, между тем, закончился.  В багровых лучах солнца хорошо были видны огромные снежные карнизы, нависавшие над дорожным полотном.
Только тронь пальцем, - и они обрушатся вниз.  «Феникс» медленно двигался по узкой дороге, едва не задевая правыми колесами край обрыва. Вскоре дорога пошла круто вверх, к седловине перевала. Быстро стемнело. Наступила ночь, и сразу стало очень холодно. Наружный термометр показывал температуру минус десять градусов.

Неожиданно движение машины резко замедлилось. Несмотря на то, что моторы работали на полную мощность и колеса вращались с огромной быстротой, «Феникс» едва полз вперед, а потом и вовсе остановился.

- Что случилось? – спросил Аристарх Ромоданович.

- Дорога обледенела! – сообразил Андрик.

Он поставил машину на тормоз, открыл дверь и выпрыгнул наружу. В свете мощного прожектора «Феникса» было видно, как он с трудом вскарабкался на скользкий склон. Минут через десять Андрик вернулся, весь продрогший, выражая своим видом полное недоумение.

- От этого места и вверх метров на пятьдесят дорога покрыта коркой льда, - сообщил он. – А дальше начинается нормальное шоссе. Никогда не видел такого странного оледенения!

Аристарх Ромоданович решил сам взглянуть на необычный феномен природы. Он достал из инструментального ящика молоток, отвертку, вышел наружу, отколотил несколько кусочков льда от дороги, а потом быстро вернулся.

- Взгляните, что это такое! – сердито сказал он, протягивая мальчикам молочно-белые кристаллики. Бэрик лизнул один из них языком и с удивлением сказал:

- Молоко!

- Господин Эйму и компания решили задержать нас! – заметил Андрик. – Но мы все равно поедем дальше. Придется воспользоваться лебедкой!

(Возможно, кому-то из вас не приходилось до сих пор встречаться с лебедкой. В таком случае, не помешает описать ее поподробнее. Обычно это приспособление используют для подъема тяжестей. Кроме того, им снабжаются все автомобили, которым предстоит путь по труднопроходимой местности, где дороги очень плохие или отсутствуют вовсе. Состоит лебедка из двигателя и крепкого троса, намотанного на барабан.  А действует она так: представьте себе, что ваша машина безнадежно застряла в грязи; вытащить ее невозможно; единственная надежда – на постороннюю помощь. Но если автомобиль снабжен лебедкой, все не так плохо, как кажется. Достаточно вытравить трос и закрепить его с помощью крюка, якоря или обычной петли за какой-нибудь прочно стоящий предмет (например, дерево или выступ скалы). После этого шофер включает мотор,  а тот, вращая барабан, начинает сматывать трос. В результате машина сама освобождает себя из плена. Понятно, что при помощи лебедки она может не только двигаться по бездорожью, но способна также одолевать очень крутые или обледеневшие склоны, на которые нельзя въехать обычным способом).

Конструкторы «Феникса», предполагая, что их детищу не всегда суждено ездить по хорошим асфальтированным дорогам, предусмотрительно снабдили его лебедкой. Теперь предстояло испытать ее в действии. Бэрик выбрался на улицу. В это время спереди над бампером открылась ниша, в которой помещался вал электромотора и намотанный на него трос. К его концу был прикреплен якорь. Все три его торчавшие в разные стороны лапы заканчивались острыми крючьями. Бэрик взвалил якорь на плечо и постепенно разматывая трос потащил его в гору.

С вершины перевала прямо в лицо дул ледяной, пронизывающий до костей  ветер. Здесь, на высоте, нелегко было поверить, что всего четырьмя километрами ниже все изнывают от нестерпимой жары. Нести на себе тяжелый якорь также оказалось весьма утомительным занятием. Пройдя всего сто шагов, Бэрик буквально выбился из сил. «Наверно, всему виной лишний вес, - с раскаяньем подумал он. – Все! Пора садиться на диету». На самом деле причину быстрой усталости следовало искать в высокогорном климате. Как известно, на высоте воздух более разряжен, чем на равнине, кислорода здесь меньше, и потому любое усилие дается с трудом. Пока Бэрик находился на «Фениксе» он этого просто не замечал, поскольку автоматика поддерживала внутри салона нормальное давление и подмешивала в воздух дополнительные порции кислорода из баллона, где этот жизненно необходимый газ хранился в сжатом состоянии. Но, выбираясь наружу, приходилось дышать разряженным забортным воздухом.

Внимательно оглядываясь по сторонам, Бэрик искал место для крепления якоря. Наконец в ярком свете прожектора впереди он увидел широкую, клинообразную трещину в скале. Непослушными, окоченевшими пальцами мальчик закрепил в ней якорь и помахал рукой. Андрик включил мотор. Трос стал сматываться, и «Феникс» легко преодолел обледеневший участок дороги. Через минуту он был уже рядом с Бэриком. Вконец продрогший толстяк вернул якорь на место и юркнул в теплый салон.

- Бр-р, - сказал он. – Терпеть не могу горы! По мне так лучше поселиться в пустыне.
 
- Ничего, дружок, ты прекрасно справился с задачей, - ласково отвечал ему старый археолог. – Я думаю, ты заслужил чашку горячего шоколада.

- Это точно! – согласился Бэрик.

Выйдя из рубки, он прежде всего заглянул в душевую и быстро согрелся под струями горячей воды. Потом  отправился на камбуз, чтобы глотнуть чего-нибудь горячего, а заодно перекусить. Пережитые волнения и малоприятная прогулка по морозу пробудили в толстяке зверский аппетит. А что касается планов насчет похудания и диеты, то он отложил их осуществление до более благоприятных, а, главное, спокойных времен.
Тем временем «Феникс» проходил последние метры подъема. Вот он вкатился на самую маковку горы, и перед глазами путешественников открылась лежавшая внизу долина.

- Вижу огни Орландо! – воскликнул Аристарх Ромоданович. – Думаю, мы доберемся до него уже к утру. Господин Эйму будет весьма разочарован!

Андрик усмехнулся и направил «Феникс» вниз по склону. Перевал Угрюмый остался позади.

19. В гостях у госпожи Бобринской http://www.proza.ru/2010/07/28/509

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294