Предпринимательство и кризис

Станислав Кушнаров
     Согласно одной из версий вымирания динозавров, весь процесс происходил эволюционно: в результате естественного отбора динозавры постепенно мельчали - выживали и давали потомство лишь самые мелкие особи самых мелких видов. Какова причина? Более высокая мобильность! Маленькое животное в условиях резких изменений климата оказалось более приспособленным к жизни: оно требует меньше пищи, у него выше скорость реакции, ему проще найти укрытие от опасности, чем его крупным собратьям. Даже сейчас, на фоне общего ухудшения экологической ситуации, успешнее всех эволюционируют самые мелкие виды животных - насекомые. Благодаря своей изменчивой устойчивости класс насекомые - это самый многочисленный и разнообразный по видам класс.
    Экономика тоже подчиняется законам природы. Всемирный экономический кризис стал грозой самых крупных "монстров" бизнеса, страдающих повышенным финансовым аппетитом и бюрократией.
     Преимущество крупного бизнеса - в его размере. Его не может раздавить какой-либо искусственный фактор (например, изменение законодательства), но его может уморить резкое изменение общего экономического климата. В отличии от крупного, малый и средний бизнес легко может быть раздавлен, но более приспособлен к экономическим потрясениям.
Немаловажную роль в силе среднего и мелкого бизнеса играет человеческий фактор. "Бумажный" порядок работы крупного бизнеса собирает исполнительный дипломированный персонал, готовый выполнять обозначенную стратегию на 100% и выше. В то же время наиболее мобильные личности с развитым деловым чутьём, которые не считают нужным тратить время на образование по последним стандартам Европы, и у которых "чешутся руки" к самодеятельности, оттеснены и отсеяны в малый и средний бизнес. Именно в этой деловой сфере собраны сливки таких человеческих качеств, как креативность, мобильность и стрессоустойчивость. Во время кризиса сотрудник крупного предприятия старательно выполняет ещё докризисную стратегию, а предприниматель уже думает о стратегии посткризисной.
     Кроме своей стратегии предприятия вынуждены помогать выполнять государственную кризисную тактику, которая часто направлена не замораживание ситуации в то время, когда активность критически необходима. Хотя, даже в более благоприятные времена, при отсутствии кризиса, наше государство никогда не прекращало «выкручивать руки» предпринимателю.
    Если малые и средние предприятия не будут раздавлены сапогом государственной регуляции, то всё будущее  - именно за ней. Именно эта сфера экономики может вытащить бизнес из кризиса, естественно, если избегут и второго сапога - сапога журналистики.
    Журналистика является классическим примером профессионального "самоедения": журналисты, чьи обязанности фактически выполняют заказчики сообщений, в кризисное затишье лихорадочно попытались накормить аудиторию попавшимися под руку негативными новостями. Результатом было усиление паники и экономии средств (в том числе отказ от рекламы и PR в СМИ).
    Таким образом, то, что мы называем «кризисом», на самом деле обыкновенная природная регуляция, отбор «полезных мутаций». Необходимость такой регуляции давно назрела, особенно в нашей стране: для отечественного предпринимателя, фактически находящегося в условиях кризиса постоянно, сейчас появились дополнительные возможности, которые вызваны ослаблением позиций основного конкурента в лице крупного бизнеса. Если наш малый и средний бизнес найдёт в себе силы не только для обороны от искусственных угроз, а и для рывка вперёд, то он, точно так же, как и в развитых странах Европы, станет локомотивом развития государства.