Охранник

Александр Сумзин
Из моего кухонного окна виден весь двор. По деревянным мосткам, вдоль ограды садика ходит пожилой человек. Невысокий, фигура крепкая, широко расставляет кривые ноги. В руке у него сетка-авоська с бутылкой чего-то молочного и батоном. Все давно перешли на пакеты, и такая тара вызывает улыбки. Ходит он размеренно, туда-сюда, делая в крайних точках одинаковые повороты кругом. Если отвлечься по делам, а потом опять посмотреть в окно, - увидишь ту же картину.

Про себя я прозвал его "охранником", имея в виду ГУЛАГ. Роман Солженицына я прочитал в начале 90-х годов, как только он был официально опубликован. Впечатление ошеломляющее, хотя ещё в начале 70-х  читал "Один день Ивана Денисовича". Журнал "Роман-газета" с этим рассказом, уже запрещённым и изъятым из библиотек, мне доверила одна пожилая интеллигентная женщина. Видимо своим мудрым взглядом она определила, что этому студенту просто необходимо его прочесть и звонить "куда следует" он не станет. «Колымские рассказы» Варлама Шаламова были изданы только в перестроечные годы и просто потрясли меня.

Так вот, подозрения мои укрепились после того, как я несколько раз застал этого охранника на ночном "дежурстве". Жутковатая картина: пустой двор, луна, тусклый свет фонарей, все спят, а этот тип охраняет невидимый объект и при этом что-то бормочет. Одет "охранник" был всегда не по погоде легко, - чувствовалась   многолетняя закалка на морозе.

Как-то, проходя мимо, я услышал отрывок его косноязычного выступления перед бабушками у подъезда: что-то о порядке, который был при товарище Сталине. Значит, я был прав: этот малограмотный старичок - верный пёс людоедского режима, один из тех тупых гвоздей, которыми был сколочен его жёсткий каркас. Он по-собачьи тоскует без хозяина, без ощущения собственной значимости, возможности безнаказанно издеваться над образованными, культурными людьми.
                               
Однажды вижу из окна: "охранник" что-то рассказывает стайке детишек младшего школьного возраста. Задрав головы, они внимательно слушают. Упаси бог детей от таких воспитателей.               

P. S. Это было лет двадцать назад. Я живу в другом городе, но и здесь изредка встречаю, как будто знакомых мне, крепких старичков с неприятным, колючим взглядом.               

Июль 2010 г.   

P. P. S. Как всё изменилось за последние пять лет! В Пензе какие-то отмороженные пензюки установили памятник любимому тирану Сталину, всё громче требования переименовать Волгоград в Сталинград и вернуть памятник Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве. Удивительные у нас есть граждане! Так ничего и не поняли о своей стране. Им не нужна свобода и соблюдение прав человека, - им нужен новый обожаемый тиран. Неужели для усвоения исторического урока будет его повторение?

2015 г.