Миссии связи

Сергей Коляда
     После войны, в результате Потсдамского соглашения, Германия была разделена на 4 зоны, в каждой из которых располагались, так называемые «миссии связи». А  попросту  –  военные  разведчики.

    На территории ГДР,  представительства вот этих «миссий связи»  США, Великобритании и Франции  были размещены  в Потсдаме.
 
    Американцы и англичане, во время встречи с советскими офицерами  (даже сидя в машинах) всегда отдавали честь и вели себя приветливо и нормально. Ездили  они на машинах  камуфлированной окраски и всегда с кино- и фотоаппаратурой – снимали и фотографировали, как говорится,  всё что шевелится и не шевелится… Никто не обращал внимания и на их маленькие самолётики, типа мини АН-2, которые летали над воинскими частями на минимальной высоте, снимая всё на плёнку…

     А  французы,  были полной противоположностью – никогда не здоровались, и вели себя надменно по отношению к нам. И на их здании (в отличие от американцев и англичан), не висел наш советский флаг.
Потом  нам объяснили, что во Франции очень сильно развит антисоветизм.   Вот «лягушатники»! А простой народ-то в Союзе, готов был в то время «целоваться» с французами. 

     И наоборот, после второй мировой войны самая миролюбивая западная держава Европы, оказалась ФРГ, -  немцы оказались самыми умными.
 
    Кстати, как-то с участием подданных Великобритании, на наших глазах произошла следующая история во время выезда на Магдебургский полигон.

   Часов в пять утра, колонна самоходно-артиллерийских орудий бригады в сопровождении немецкой полиции, уже двигалась на железнодорожную станцию Зацкорн для погрузки. По радио мне передали, что в нашей колонне едут англичане. И действительно, они «шныряли» на своих легковых машинах военной окраски  взад-вперёд вдоль колонны,  снимая всё происходящее на камеру.  Но  перед станцией они внезапно «пропали».

    Наш дивизион 152 мм самоходных гаубиц 2С3М в полном составе минут за сорок зашёл на платформы и закрепился. И где-то  ещё минут через тридцать (после проверки немецкими железнодорожниками крепежа вооружения и техники  на платформах), -  эшелон тронулся.

     Бойцы залезли в теплушке на нары, а мы, в ожидании чудо-завтрака в исполнении старшины, облокотившись на деревянный брусок в дверном проёме теплушки, разглядывали проплывавшие мимо деревенские пейзажи.
И вдруг… Всё  увиденное далее, - было  как  в  замедленной съёмке.

    Эшелон  ещё  не  набрал скорости после станции и проезжал под широкой автострадой. Здесь же, под мостом, стояла легковая машина английской разведки (наши «старые знакомые»), а рядом на треноге - кинокамера, снимающая наш транспорт с вооружением. Трое англичан в форменной одежде, приветствовали нас, размахивая руками.

    Вдруг, с противоположной стороны моста, по направлению к ним выруливает УАЗ-469 немецкой военной полиции. Англичане,  заученными  движениями, и,  не  теряя  времени  на  выключение камеры, закидывают её в машину, ещё быстрее сами туда прыгают (теперь их уже никто  не тронет – машина это уже территория Великобритании) и мимо машины немцев уносятся прочь.  Вот это кино!

     Оживлённо начинаем обсуждать,  а англичане уже едут параллельно нашему эшелону по автомобильной дороге вперёд. И ещё через пять-десять  минут, в чистом поле, на нерегулируемом переезде – стоят  и приветливо машут нам руками.

     И естественно, с работающей камерой.