Первые месяцы воли для газеты Владимирка

Уличный Музыант
Транспортное шоссе Москва - Нижний Новгород. Начало марта. Чернеющий снег на тропинках у полосатых заграждений и поток машин в обе стороны. Воля…
   Иногда мне казалось, что этот срок никогда не закончится. Бывалые зэки говорят, дескать, так тянется любой срок для первоходов, дальше проще. Проверять не хочется, честно говоря (это я про второй срок).
   Как автостопщик со стажем, я, конечно, скучал по трассе. Для того, кто ни разу не пересекал страну на попутках с заплечной сумкой, сложно объяснить, что это такое. Время не имеет значения, когда ты поднимаешь руку в ожидании машины. Дурной человек не остановится и в этом есть Высшая Десница. Поэтому я и решил начать вольную жизнь с трассы. Отказавшись от предложения освобождавшихся «рвануть» на вокзал и «отметить», прошел пару сотен метров по окраинам райцентра к магистрали, и поднял руку. Около часа я медленно двигался в сторону Москвы. Поток машин рвал светофор, и пока горел красный, я немного проходил вперёд. Можно, конечно, и стоять, но мне нравилась мысль, что с каждым шагом, я ближе к дому. Постепенность и постоянность.
   Через час, я поднимался на борт оранжевого DAF. Грузовая иномарка с квартирой на колёсах и 20-ю тоннами за ней. По опыту знаю, что это удача. Иномарки не рискуют брать кого-то. Но вдвойне удача, если водитель едет до Москвы, и втройне, если водитель адекватный, т.е. не станет зудеть о политике, плохой молодёжи и проч.
   Повезло втройне, к тому же водитель ещё и тезкой оказался. На вопрос «Откуда я еду» - ответил честно, так решил ещё в зоне, не скрывать и не прятать своё прошлое. Так проще, сразу видишь, кто тебе друг, а кто…  Водитель понимающе кивнул на мой ответ, но только через полпути он решился рассказать, что служил во внутренних войсках.
   Глупо таить злобу на работников милиции или администрации, на зэков, тех, что по понятиям или без. Глупо. Уж если и судить, то конкретных людей, по конкретным поступкам. Честно говоря, я был готов к тому, что меня оттолкнут, узнав о тюремном прошлом. Но и тезка признавался с волнением. Чего он ожидал? Во всяком случае мы были квиты. Откровенность за откровенность.
   По пути остановились на ужин, и мой знакомый поставил перед фактом – «Платить буду я. Тебе деньги ещё понадобятся. И не спорь. Считай, что это мой подарок к освобождению»
   В Москву приехали поздно. Я записал телефон своего первого водителя вольной жизни и мы расстались

   Мало освободиться. Просто вырваться по УДО на свободу – полдела, надо знать заранее – что ты будешь делать. И готовиться к этому ЧТО, следует ещё в тюрьме. Цель может быть любой.
   В зоне мне часто рассказывали, как страшен инспектор по надзору. Как он отравляет жизнь и делает всё, чтобы отправить тебя обратно в зону.
   Меня же встретила приветливая женщина. Разговор наш длился минут двадцать, и все «страшилки» рассыпались в труху. Передо мною сидел человек. Понятливый и улыбчивый. Крови моей никто не хотел, а отравлять жизнь и тем более.
   Центр занятости поставил на учёт за неделю, назначив пособие по безработице в 5.000р. Невеликие, но деньги. Выбрал курсы вождения. Через семь недель права на руки. Категория «В,С». Бесплатно, и со стипендией.
   Апрель я встретил уже не один. Мы познакомились с ней на Арбате, в лучших традициях молодёжной культуры. А ведь был уверен, что семья-то мне точно не светит.

   Два года назад освобождался человек… зарекомендовавший себя на промзоне, как «мастер золотые руки». И накануне своего освобождения, он обронил фразу…
- Капец, моей деревне…
   Меня передёрнуло. Он отсидел 10 лет, но в его слове «капец» угадывалась такая недобрая удаль, что я решил уточнить.
- Что значит «капец»?
- Да то и значит – он развалился на шконке – забухаю, буду воровать, а то гляди по-пьни и порежу кого-нибудь, и повяжут. Рано или поздно…
- А по другому никак?
- В смысле – удивился он
- Ну… работать пойти, умеренно пить…
   Он посмотрел на меня, как ворон на червя.
- Ты больной? Ты чё думаешь, тебя там кто-то ждёт на воле? Сядешь по новой! Свои первоходовские иллюзии оставь. Я сам так думал после первой ходки. У меня эта - уже третья, и поверь мне… посадят! Помогут! И не виноват, посадят. Так лучше уж за дело сидеть. Потому и даже напрягаться не буду.
   Дальше последовало «Учение о жизни» из которого я должен был понять – напрягаться не стоит…
   
  Позже Игорь , выслушав мои впечатления от «Учения», кивнул.
- Да. Он прав. И нас там никто не ждёт. Но напрягаться – стоит.

   Теперь, на свободе, я проделал триста километров пути, для того чтобы увидеть, как «Напрягается» Игорь.
- Кто-то мне говорил в зоне, что люди на воле, забывают друг друга.
   Игорь улыбнулся. Его фраза.
- Вот именно тебя, я и не ожидал увидеть.
   Нас разделяло полгода свободы. И теперь я хотел посмотреть как он «напрягается». Нет, конечно же я был уверен, что у него всё хорошо, и мне хотелось его увидеть, но и фраза эта… не люблю видеть людей в безнадёжном отчаянии. Надо верить. Если уж не в Бога, так в Добро, Дружбу, Любовь… ну во что-то, и укреплять веру в лучшее в других.

   - Ну что. Поначалу работал в такси. Познакомился со своей… денег, конечно, вечно не хватает. Но это же ерунда, правда?
   Я кивнул – Правда
   - Ну вот. В такси познакомился со своим начальником. Первую неделю работаю. Евроремонт. Зарплата вдвое больше, чем в такси. Сейчас малыша заделали.  Свадьба через две недели. Приедешь?

   И я приехал. Уже со своей… будущей женой. Скромная свадьба у Игоря. Домашняя. Но счастливые лица и умение радоваться жизни стоят дороже ресторанных банкетов, с кучей незнакомых людей. Осенью и мне предстоит такая же свадьба. Тест показал, что в следующем году на свет появится частичка меня.

   Что-то забыл… ах, да - письма в зону. Помнить. Доброе и злое. Помнить и не давать спуску, ни себе, ни злобе с отчаянием в других. Каждое утро открываю ящик в надежде увидеть письмо с зоны. И рад когда вижу.

   На моей страничке в интернете – стихи, написанные в зону, записки из жизни, готовлю книжку, где будет всё – предательство, дружба, подлость, честность. Читают. Не всё гладко. Спорим, обсуждаем, но не замалчиваем. Помнить и не давать спуску, ни себе, ни злобе с отчаянием.

P.S. Вам нужен позитив… жаль, что я не могу написать о Звонаре нашего храма… я встретил его на Арбате, он спивается, хотя у него условный срок. Он ночевал у меня пару дней. Его устраивает такая жизнь.
   Не  могу рассказать, о паре бывших осуждённых из моего ИК, с которыми мы виделись, на том же Арбате. Обозленные и циничные, с животными запросами. Не могу рассказать об осуждённом, который приехал ко мне в первый день освобождения и тупо пил. Понимаете? Пил. Не говорил, не радовался – пил и всё. Молча уставился в стол и пил. И так же молча уехал домой… может перевоспитался?

                С уважением. Илья. Храни Господь!