Т-а-н-ю-ш-а

Элен Ру
               
 
                МИЛАЯ  МОЯ  ПОДРУГА !


                "Чужi  обличчя,  чуже  небо,
                I  бiлi  хмари  почорнiли.
                Яка  журба  в  душi без тебе,
                Навiки  втрачений  друг  милий"  ( В.Данько)


                Танечку  я  помню  с  детских  лет.  Мы  вместе  ходили  в  один  и  тот  же  садик.  Она  была  младше  меня  и  в  школу  пошла  год  спустя... 

                В  школе,  когда  она  пришла  в  первый  класс,  я  сразу  узнала  её.  Она  не слишком  изменилась за  год,  -  всё  такая  же  маленькая  с  детским  личиком,  пухлыми  губками  и  большими  тёмными  глазами.  И  всё  те же  коротко  остриженные   тёмно-каштановые  волосы,   что   постоянно  густой   волной  ниспадали  ей  на  глаза...

                В школе  Танечка  стала  носить  очки,   так  как  освещение  в классе  было  плохим  и  многие  первоклашки  вскоре  поневоле  одели   очки... Но  эти очки  личико  Танечки  совсем  не  портили  и  мы  вскоре  перестали  их  замечать.

                Как  в  классе,   так  и  на  переменке,   Танечка   была  тишайшим  ребёнком  и  сидела  или  стояла  где-то  в  стороне  от  всех,   никому  не мешая.  А  мы  в  это  время  носились  по  коридору,  толкались,  дрались,  а  на  уроках  зевали,  смотрели  в  окно  и  с  нетерпением  ждали  звонка  на  переменку.

                Где-то  после  пятого  класса  из-за  болезни  я  перешла  в  Танин  класс  и  мы  сидели  недалеко  друг  от  друга,  -  она  у окна,  а  я  через  ряд,  у  стены,  рядом  с  огромной  картой  мира,  откуда  перерисовывала  в  книги и тетрадки  всех  животных  Африки  и  Австралии... Из-за  этих  рисунков  меня  вскоре  отсадили  от карты  на  парту  к  Танечке... И  весь  год  я  просидела  рядом  с  ней.

                В  общем-то  вначале  мы  все  учились  хорошо  и  с  жадным  интересом,   а  потом  пыл  познаний  стал  тихо  угасать  и  в конце концов  исчез...
И  каждый  учился  как  мог  или  как  хотел... не  особенно  напрягаясь...

                Где-то  два  или  три  ученика   всё  ещё  старались  быть  отличниками,  но  это  благодаря  усилиям  их  родителей,  которые строго  следили  за  учёбой  своих  чад...  А  в основной  своей  массе  родителям  просто  некогда было  особенно  заниматься  своими  детьми  и  тем  более  контролировать  учёбу.

                Из  школы  мы  вылетали,  как  чертята  из  табакерки,  и  разлетались  кто  куда,  но  только  не  домой  учить  уроки... Мы  долго  бродили  по  городу,  могли  уйти  в  парк  или  на  реку,  зайти  к  кому-нибудь  в  гости... И  только  голод заставлял  нас  всё-таки  заглянуть  в  свой  родной  дом  и  наспех  что-нибудь перекусить. 

                А  потом  опять-опять  бежать на  улицу,  где  до  вечера  мы  вечно  во  что-то  играли,  куда-то  лазили, прятались на  каких-то  стройках... Нам  явно  было  не  до  уроков.  Лишь  перед  сном  мы  вспоминали  о них  и  что-то  там  решали,  кое-как  списывали,  нацарапывали  в  свои  тетрадки  задания  и  на  сон  грядущий  зубрили  стишки  или  что-то  там  ещё... Потому  и  учились "с пятого  на  десятый", кое как... И это считалось вполне  нормальным  и  обычным  стилем   обучения.

                Какого  же  было моё  удивление,  когда  я  заметила,   что  у  Танечки  очень  ровные  отметки  на хорошо  и  отлично ... Надо же !  У  меня-то  мои тройки  мирно  соседствовали  с четвёрками,  а гордые  литературные  пятёрки  дружили  с  двойками  по  химии  и  украинской грамматике...  А у  Танечки  всё тишь да гладь. 

                Чтобы  немного  подтянуться  по  оценкам,   я   стала   без  зазрения  совести  заглядывать  в  её  тетрадку.   Таня  восприняла  это  вполне  спокойно  и  без  всяких  возражений,   но  был  один  нюанс...  Копна  её  густых  волос,  свешиваясь  вниз,  закрывала  всю  тетрадь... Она  из-за  очков  очень низко  склонялась  над  партой  и  ждать,  пока она  напишет,  а потом  поднимет  голову,  чтобы  дать  мне  возможность  списать,  было  неразумно  и  некогда ... 

                Во  время  контрольных  работ  время  летело  ужасающе быстро, - и  ни  списать,  ни  самому  что-то  сообразить  было  некогда,  -  а  в  итоге  в наших тетрадках  был  такой  хаос,  что  не  только  учителю,  но  и  самому  потом  было  трудно  разобраться  и  понять,  что  же  там  мы  умудрились  написать...

                И  тем  более  было  удивительно,   что  у  Танечки  с  её  крупным  почерком   всё  было  чисто  и  хорошо  написано...  Умная  девочка  и  очень аккуратная.  А  её  старший  брат  был  неряхой  и  такой же  разгильдяй,  как  я...

                А  вот  Танина  сестричка   была  совсем  иной,  -   маленькая,  хрупкая  и  хитрая,   как  лисичка... Она  неплохо  училась,  была  умненькой,  очень сообразительной  и  намного  старше  Танечки,  но  никогда  ни  в  чём  не  помогала ей.   Да,  в  общем-то,  Таня  и  не  нуждалась в  ничьей  помощи...

                Танечка  была  самой  младшей  в  семье  и   родилась  очень  милым  и  хорошеньким  ребёнком.  Её  мать  не  могла  нарадоваться  и  налюбоваться  своей  новорождённой  девочкой  и  даже  крестила  её,  что  в  то  советское  время  совсем  не  приветствовалось...  До  трёх  лет  Танечка  напоминала  собой  красивую  фарфоровую  куколку.   А  потом  её  словно  сглазили. 

                Девочка  сильно  заболела,  чем-то  вроде  менингита  и  почти  целый  год  не  могла  ходить.  Потом  как-будто  всё  наладилось,  но  она  внешне  всю  жизнь внешне  чем-то  напоминала  ребёнка...  У  неё  было  белое  круглое  лицо,
круглые  щёчки,  небольшой  носик  и  большие  глаза,  а  ещё  дуги  чёрных  бровей  и  густые  волосы...  Если  бы  не  умный  взгляд ,   то  она  очень  напоминала  "грёзовские" головки...  А  тело  у  неё  всегда  было  худеньким,  даже  когда  она  стала  девушкой. 

                Как-то  готовясь  к  новогоднему  маскараду,   она  пришла  ко  мне  в  гости,  чтобы  я  помогла  ей  сделать  мушкетёрский  костюм.  Особенно  у нас  ничего  не  выходило  с  большой  шляпой.   Но  одеваясь  и  переодеваясь,  я  заметила,  что  у  неё  хорошая  фигурка  и,  благодаря  красивой  юной  груди,  на  ней  хорошо  смотрятся  все  платья... Ей  бы  Золушкой  быть  на  маскараде, -  вот  это  да ! -  тоненькая,  хрупкая,  небольшого  роста  и  с  полудетским  личиком  и  великолепными  волосами,  - прелестная  Золушка ! 

                Я  не  была  в  тот  раз  на  маскараде  и  не  знаю,   как  Танюша  справилась  с  большой  мушкетёрской  шляпой...  Я   вообще  с  той поры  на  какое-то  время  потеряла  её  из  вида... Я  перешла  в  вечернюю  школу,  что  открыли  как  раз  напротив  моего  дома...  А  потом...

                А  потом  я  встретилась  с  ней  в  управлении  фабрики,  -  в бухгалтерии,  среди  шумных  и  грубых  женщин-бухгалтеров... Вот  не  ожидала  этого !
                - Ты  что  здесь  делаешь ?  -  удивилась  я.
                - Работаю. Учеником бухгалтера,  -  тихо  ответила  она.
                - А как  же  институт ?  Ты  же  хотела на  иностранный  поступать.
                ( у  неё  в  аттестате были только пятёрки и четвёрки )
                - Меня  на  экзамене  по  иностранному  спросили,  откуда  у  меня  такое  странное  произношение,  -  это  французский  или  его пародия ? И поставили  тройку...  Я  не  прошла  по  баллам...

                - Вот  придурки  экзаменаторы...  Если  бы  они  знали  какие  у  нас  были  учителя.  Они  сами  не  знали  никакого  языка.  Как  же  они  могли  преподавать ?  А  ведь  преподавали... Я  вот  после  школы  не  знаю  ни  немецкого,  ни  французского,  ни  тем  более  английского...( Нас  в  школе  попеременно  учили  этим  языкам  и  каждый  год  учителя  менялись,  а  итог  равен  нулю ).
                - Да,  но  этого  экзаменаторам  не  объяснишь...
                - Я  бы  объяснила...
                - А  я  не  смогла  и  вот  сижу  теперь  здесь...

                В  бухгалтерии  Таню на  роли  ученика  бухгалтера  продержали  больше  года,  хотя  она  уже  через  неделю  во  всём  разобралась  и  работала  наравне  со  всеми,  также  задерживаясь  на  рабочем  месте  до  девяти  часов  вечера,  вместо  положенных  шесть...  И  некому было  пожаловаться,  так  как  отношение  к  молодёжи  и  вообще  к  рабочему  люду  было  наплевательское...

                Меня  то же  долго  держали  учеником  лаборанта,  пока  я  не  написала  директору  фабрики.   Он  здорово  обиделся   на   меня  и  целый  год  не  мог  мне  простить  этой  наглости...

                Наша  общая  незащищённость  очень  сблизила  нас  и  почти  сроднила.  Мы  стали  по-настоящему  дружны,  найдя  много  общего  во  взглядах  и  переживаниях... Мы  обе  очень  любили  литературу  и  много  читали.   Я   читала  книги  запоем,  а  Танечка  вдумчиво  и  глубоко... У неё  были  такие  выводы  и  заключения,  что  я  слушала  её  развесив  уши...

                Особенно  нас  сблизил  Достоевский.  Я   всегда  ассоциировала  Достоевского  с  его  героем  князем  Мышкиным (Идиот).  А  она  дала  мне  почитать  книги о жизни  писателя,  где он  вырисовывается  довольно  эгоистическим  человеком,  который  использовал  любимых  женщин,  как  своё  подспорье  в  трудные  годы ,  а  потом  бросал  их,  меняя  на  других...  Это  явно  не  князь  Мышкин...

                И ещё  Танечка  любила  Шиллера,  Гейне  и  Гёте,  -  особенно
"Фауста".  "Фауст"  у  неё  был  в  разных  переводах  и  она  с  интересом  сравнивала
эти  стихотворные  переводы  и  смысл  заложенных  в  них  философских  мыслей... Для  меня  это  было  внове  и  очень  любопытно... И  я  впервые  серьёзно  стала  читать "Фауста".

                Несмотря  на  полудетский  вид  и  небольшой  рост,  к  Тане  все
относились  очень  хорошо  и  с  уважением.  Таня  была  очень  умной  девушкой...  И
я  тоже  как-то  по-другому  стала  смотреть  на  неё  и  явно  чувствовала,  что  она  в какой-то  мере  умнее  меня,  острее  и  реальнее  воспринимает  окружающий мир.

                И ещё у  неё  было  чуткое  и  обострённое  чувство  юмора  и  по  отношению  к  себе,  и  к  другим... Если  бы  она  захотела  написать  юморески, рассказы,  -  это  было  бы  похоже  на  "Деревню Гадюкино"... Но  она  считала  это никому  ненужным.  А  жаль! Её  письма - это  маленькие  шедевры.  И очень талантливы.

                Летом  мы  с Таней  иногда  ходили  в  лес.  По  лесу  я  бегала, не  жалея  ног,  чтобы  вместе  с  усталостью  сбросить  с  души  накопившееся  за  неделю  раздражение  от  нелюбимой  работы.  Таня  же  по  лесу  ходила  неспеша,  а  когда  мы  приходили  к  лесной  речке,  она  садилась  у  воды...  Она   любила  смотреть  на  воду  и  слушать,   как  журчит  вода...   О  чём  она  в  это  время  думала  и  мечтала ?   Я  никогда  её  не  спрашивала,  а  она  молчала...

                Как-то  весной  мы  поехали  в  Киев,  где  как  раз  недавно  открыли  музей-памятник Родины-Мать... Этого  как  раз  около  Печорской  Лавры. Мы  ходили  вокруг  и  около,  фотографируя  прекрасные виды  вокруг.  И  вот  тогда  к  нам  подошёл  Серёжа  в  морской  форме  и  попросил  нас  сфотографировать  его   на  фоне  камня "Новороссийск".  Потом  он  всюду  сопровождал  нас  и  даже  проводил   вечером  на  вокзал  к  электричке.

                На  следующее  утро  он  приехал  в  наш  городок и  разыскал  меня  и  Таню...После  работы  мы  все  вместе  гуляли  по  городу  и  расстались  поздно  вечером.  Я и  Танечка  ушли  домой,  а  Серёжа  в  гостиницу... Через два  дня он  уехал  домой,  в  Геленджик,  а  через  неделю  прислал  письмо,  где  приглашал  нас  к  себе  в  гости  на  море...

                Мы сидели, читали  и  размышляли  над  Серёжиным  письмом.  Мне Серёжа  не  нравился,  хотя  рассказчик  он  был  потрясающим, - он  мог  не  умолкая  рассказывать  смешные  морские  байки  и  анекдоты. С  ним  было  очень  интересно, но  не  настолько,  чтобы  связать с  ним свою  судьбу.

                У  Танечки  только  несколько  месяцев  назад,   как   умерла  мама  и  она  очень  сильно  переживала  эту  трагедию.  Внешне  она  была,  как  всегда,  сдержанной  и  тихой,  но  я  знала,  что  она  очень  одинока  и  грустна...

                - А  что,  если  ты  съездишь  к  Серёже,  увидишь  море,  отдохнёшь?
                Серёжа  как  будто  вполне  порядочный  человек, -  он  тебя  не  обидет.  А  если  что,  -  дашь  мне  телеграмму  и  я  прилечу  к  тебе,  -  и   мы  покажем  ему,   как  обижать  бедных  провинциальных  девочек.

                Таня  взяла  отпуск  и  полетела  в  Геленджик... Потом  пришло  от  неё  письмо,  где  она  с  юмором  рассказывала  о  своём  отдыхе  у  моря.  Сережа
в  самом  деле  оказался  очень  порядочным  и  не  обижал,  и  не  покушался  на  честь  Татьяны...  Таня  прислала  телеграмму  с  просьбой  продлить  ей  отпуск,  а  потом  письмом  сообщила,  что  она  и  Серёжа  подали  заявление  в Загс  . 

                Следующее письма  было  с  просьбой  передать  в  отдел  кадров  заявление  об  увольнении  с  работы,  а  заодно  и  приглашение  на  свадьбу...
Заявление  я  отдала  в  отдел  кадров,  но  на свадьбу,  к  сожалению,  не  приехала.
Приехала  я  к  ней  летом,  в  самый  жаркий  месяц...

                Приняли  меня  хорошо  и сердечно,  показали  свой  дикий  дачный  участочек  в  5 или  10 км  от  города.  Участок  их  находился  на  берегу  засохшей  речушки,  которая  оживала  только весной... Всё  вокруг  заросло  высоким  старым  кустарником,  с  которым  ещё долго  и  долго им  придётся  бороться  и  выкорчёвывать.

                Танечка  выглядела  неплохо, -  посвежевшая,  аккуратненькая  и  деловая.  Она  ещё  не  успела  устроиться  на  работу,  но  уже  вроде бы  смогла приглядеть  себе  неплохое  место  бухгалтера, - не  слишком  денежное,  но  зато недалеко  от  дома.

                Серёжка  то же  был  доволен  своей  участью  и  как  прежде  сыпал  анекдоты  и  морские  байки... Его  можно  было  слушать  до  бесконечности. И я  подумала,  как  хорошо,  что  Танечке  так  повезло  с  хорошим  мужем... Как  же  ей  весело  живётся ! -  неглупый,  остроумный  муж  с  неплохой  инженерной  должностью  в  каком-то  морском  ведомости. Его  умные  друзья,  которые  всегда  рады  придти  в  гости  или  принять  у  себя  хорошую  компанию .

                Казалось,  что  Серёжа был  знаком  и  вхож  в  интеллигентную  среду  Геленджика...  И  мог  рассказать  о  многих  из  них  смешные  истории.  Да он  и  о  себе  рассказывал  с  юмором.  Хорошо  и  интересно  им  жилось... Не  то что  мне  в   моём  опостылевшем  городке... 

                Я  повздыхала  и  пожаловалась  на  свою судьбу  и  скуку.  И  молодая  пара  тут же  вызвалась  подыскать  и  познакомить  меня  с  хорошим  кандидатом  в  женихи...  Так  я  и  уехала,  обнадёженная  их  обещанием...

                А  потом  у  меня  появился  свой  кандидат  в  мужья  и  о  Геленджике  я перестала  думать...Но  переписку  с  Танечкой  вела  постоянную...Она
рассказывала  о  постоянных  перебоях  с  водой,  о  небольших  причудах  Серёжи, о  приезде  к  ним  в  гости  её  сестры,  которая  никак  не  хотела  от  них  уезжать...

                Со  временем  письма  стали  приходить  всё  реже  и  уже  не  были  такими  жизнерадостными,   как  раньше.  Танечка  болела.  Она,  которая  никогда не  болела  никаким  гриппом,  сильно  простыла  у  тёплого  моря  и  заболела  воспалением  лёгких...И  теперь  ей  каждый  год  приходится  ложиться  в  больницу,  чтобы  подлечить  ослабевший  организм...

                Я  тогда  не  слишком  серьёзно  восприняла  это  её  сообщение,  так  как  сама  довольно  часто  ложилась в  больницу  из-за  больных  почек,  которые простудила  при  поездках  в  колхоз  на  картошку... 

                А  потом  я  уехала  из  своего  городка  и  наша  переписка  почти  прекратилась.  Она  возобновилась,  когда  я  вышла  замуж  и  приехала  в  Москву.  Семейная  жизнь  для  меня  была  непривычна  и  тяжела, хотя  муж  был  добрым  и  хорошим... Но  его  образ  жизни  и  сугубо  мужской  взгляд  на  быт  меня  просто  угнетал...  Я  и  не  предполагала,  что  тоже  самое  испытывает  и  Танечка. 

                Но  в  отличии  меня,   когда  я   могла  поплакаться   маме  о  своей  нелёгкой   судьбе   найти  у  неё   утешение,  Танечке  некому  было  пожаловаться  и  не  у  кого  было  искать  поддержку ... Танечка  была  сиротой,  так  как  давно  похоронила  свою  маму,  а отец  у  неё  погиб,  когда  ей  было  всего  пять  лет...

                В  сорок пять  лет  умер  брат  Тани,  а  её  старшая  сестра  была  занята  сугубо  своими  делами, -  в  очередной  раз  то  разводилась,  то  мирилась  со  своим  мужем... К  тому же  у  неё  росли  и  взрослели  её  дети.  И сестричке  было  не  до  Тани...

                Я  тоже  редко  писала  ей  письма,  занятая  своими  семейными  делами.  Потом  у  меня  умерла  мама  и  я  больше  года  находилась  в  горестном  ступоре  и  мне  весь  мир  был  не  мил... И  я  каждый  день  ходила  на кладбище.

                Но  время  берёт  своё  и  переписка  возобновилась.  и  опять  Танечка  писала  хорошие,  полные  юмора  письма.  И  вдруг  целый  год  молчания...
После  нового  года  пришло  небольшое  письмецо  от  неё,  где  она  сообщала,  что  у  Серёжи  был  инсульт,  но  он  уже  ходит (  палочкой )  и  всё  время  бурчит, -  вечно  всем  недоволен,  -  всё  ему  не  так  и  всё  вокруг  не  то.   И   она  устала  ему  угождать... И  бросить  его ,  больного,  не  позволяет  совесть...

                И в конце приписка. "Мне всё  так надоело,  даже  жить неохота"...

                Эти  последние  слова  меня  ударили  в  самое  сердце.  Так  Таня  никогда  не  говорила  и  не  писала... не  смотря  на  нелёгкую  жизнь,  она  всегда  была  оптимисткой  и  во  всём  находила  смешные  стороны...  А  теперь...

                Я  несколько  раз  брала её  письма  и  перечитывала,  но  только  к  Дню  Победы  послала  ей  письмо,  где  приглашала  её  к  себе. "Если  тебя  не беспокоят  мои  кошки,  приезжай  и  живи  у  меня"...  Ответа  от  неё  не  было...

                Через  месяц  я  разыскала  затерявшийся  где-то  её  телефонный  номер  и  позвонила  Танечке... Трубку  долго  никто  не  брал,  а  потом  раздался  мужской  голос,  -  грубый  и  сердитый...  Я  спросила  о  Тане, -"можно  её  к  телефону?"
                - Тани нет...
                - А где она ? 
                - Её  нет...совсем нет...Она  умерла !
                - Что ?  Когда ? Почему ?  Что  с ней ???
                - Да  ничего... Она  простыла  и  не  захотела  лечиться... Вот  и умерла... Как  раз  на  8  марта... Сама  виновата... Всё... Прощайте !

                И  трубку  бросили. 
                Я  не стала  перезванивать.
                Я стояла  ошеломленная  и  потрясённая...

                Перед  моим  внутренним  взором  возник  образ  Танюши,  -  тоненькой,  хрупкой  девочки-девушки с  большими  умными  глазами  и  пухлыми  губками.
Её  улыбка,  её  взгляд,  голос  и  вся  её  внешность  были  просто  несовместимы  с  образом  смерти...  Она  так любила  жизнь,  так  умела  радоваться  всему  хорошему  и с  юмором  относиться  к  неприятностям  и  неудачам... И  вдруг "мне всё надоело"...

                Как же  был  скверен  Сергей  со  своими придирками,  если  довёл  такое  жизнелюбивое  существо,  как  Танечка, - умную, добрую  и  доверчивую  девочку  до  почти  самоубийства...  Как  жесток  мир.   Как жестоки  люди...

                Я  представила  себе,  как  устало  и  обессилено  лежит  Таня,  больная  и  усталая... Она  не  хочет  ни видеть,  ни  слышать  ничего,  и  особенно  Сергея.  который  довёл  её  до  отупения  и  полного  безразличия...

                В  открытое  окно  доносится  пенье  птиц  и  нежный  запах  цветущего  абрикоса...Старое  абрикосовое  уже  давно  достигло  второго  этажа  и  его  ветки  лежали  на  балконных  перилах,  протягивая  в  комнату  свои  розоватые  душистые  цветы... 

                Этот  абрикос  напомнил  Танечке  первый  год  её  жизни  здесь, когда  Серёжа  каждое  утро  отрезал  у дерева  одну  небольшую  цветущую  веточку  и  ставил  её  в  стакане  на  столик  в  кухне.  Для  неё... А когда  созревали  плоды,  он, перегибаясь  через  балкон,  рвал  самые  спелые плоды  и приносил  их  ей...  И  она  брала  их  в  свои  ладони  и  ощущала  их  тёплую  живую  пушистую  поверхность. Ей  было  жалко  их  есть, - они  такие  красивые,  упруго-мягкие  и  сочные...А  он  садился  рядом  и ждал,  когда  она  укусит  сочный  сладкий  плод. Он  молча  ждал...

                Танечка  протягивала  ему  одну  из  абрикос  и  они  с  вместе  с  наслаждением  съедали  все  сорванные  абрикосы...  Какое  это  было  хорошее время!
Если  бы  он  сейчас  сел  рядом   и   также  настойчиво  потребовал  ей  лечиться  и глотать  горькие  лекарства,  она  бы  подчинилась  ему...

                Но  он  только  ходит  по   комнате  и  всё  бурчит  и  бурчит.  А  стук  его  палки  об  пол  вызывает  у  неё  боль  в  голове.  И  ей плохо...
Хочется  закрыть  глаза  и  ничего  не  видеть,  и  ничего  не  слышать... Уснуть...

                Она  чувствует  как  слабеет,  как  силы  покидают  тело  и  оно  становится  слабым  и  беспомощным...И  холодею  ноги,  пальцы,  руки... Она  уже  почти  не  ощущает  своего  тела.  Только  мысли  в голове бесконечным  потоком  текут,  рождая  полузабытые  мечты,  образы,  лица... Мама,  брат,  отец...

                "Мама...мама... -  шепчет Таня, -  мама,  помоги  мне...

                Приступ  кашля  не  даёт  ей  говорить  и  мешает  дышать...Она  задыхается  и  жадно  хватает  воздух...  Если  бы  не  этот  ужасный  кашель,  как легко  и  просто  можно  было бы умереть... О  Господи !...  как  тяжело ! ...

                Она  умерла  под  утро,  в  темноте,  в  одиночестве,  после  очередного  приступа  кашля...  Она  задыхалась,  она  жадно  хватала  ртом  воздух,  но  лёгкие  больно  сжимались  и  не  давали  ей  глубоко  вздохнуть  и  глотнуть  последний  глоток  жизни...  Мучительные  конвульсии  тела  и  мысль,-  "  скорее бы  это  всё  кончилось"...И  задыхаясь,  уже  умирая,  она  со  стоном  выдохнула -"ЖИТЬ!"

      
                Серёжа  проснулся  рано  утром  и  по  старой  привычке  позвал  Таню .  Таня  молчала.  Он  ещё  раз  позвал.  В  ответ  тишина.  Нехотя  сполз  с  кровати  и  подошёл  к  дивану,  где  лежала  Таня...  Глаза  её  были  закрыты.  Она  была  бледна  и  неподвижна.    Он  взял  её  за  руку.  Рука  была  мягка,  но  уже  холодна...  Умерла !   

                Он  вышел  на  балкон  и  закурил.  Он  был  свободен... Весна! Нежно-розовые  цветы  абрикоса  нагло  лезли  на  балкон  и  благоухали  на  весь  двор... Сегодня  будет  хороший  солнечный  день... И  море  тихое,  словно  спит...

                И  ещё  он  подумал,  что  надо  позвонить  сыну,  -  пусть  подготовит  похороны...  И  ещё надо  дать  телеграмму  Таниной  сестричке,   может  приедет  проститься...  Столько  хлопот...  И  опять  гостей  полон  дом... Надоело...