Гюрза

Галина Чеснокова
Гюрза (Vipera lebetina)


1.     В 1995 году путешественник Эрик Роутфорд повстречался в Индии с одной такой змеей. Потом в своих статьях он делился впечатлениями об этой встрече: «Только по счастливой случайности мне довелось остаться невредимым после нападения гюрзы. Что меня дернуло поднять лежащий на дороге камень, я уже не помню. Но именно под этим камнем пряталась от палящего солнца медно-коричневая змея с мелкими пятнами на боках. Змея решила, наверное, что я хочу обидеть ее и яростно начала защищаться. Сама гюрза была в метр длинной, но она совершала прыжки в мою сторону почти в длину своего собственного тела, при этом издавала яростное шипение. Совершенно обезумев от страха, я принялся отскакивать от нее, но она снова нападала на меня. Уж не знаю, сколько мы продолжали этот сумасшедший танец. Спасением для меня стало то, что в мою сторону по дороге приближался автомобиль. Змея решила, что с машиной она не справится, и уползла. Тут я больше не мог устоять на ногах…»


2.    Гюрза распространена в Северно-Западной Африке, на островах Средиземного моря, в Западной, Средней и Южной Азии. Она населяет Сирию, Палестину, Аравийский полуостров, Иран, Ирак, Турцию, Афганистан, Западный Пакистан и Северо-Западную Индию. В пределах бывшего СССР змея встречается в Закавказье, на Апшеронском полуострове Азербайджана и в Средней Азии. Также изолированные популяции живут в Дагестане. На юге Казахстана гюрза в настоящее время почти истреблена и встречается крайне редко.


3.  Яд гюрзы обладает резко выраженным гемолитическим действием и по токсичности уступает только яду кобры. При укусе эта змея вводит 50 мг яда, и без своевременного и правильного лечения нередки случаи гибели. Долгое время гюрзу отлавливали (годовой отлов в Средней Азии и Закавказье около 5000 экземпляров) для содержания в серпентариях и получения яда, из которого производили медицинские и диагностические препараты, в том числе сыворотку «Антигюрза» и препарат для диагностики гемофилии.


4. В начале 60-х годов прошлого века я как аспирантка ЛГУ им Жданова проживала в общежитии для аспирантов и иностранных стажеров , что на улице Шевченко в Питере. По субботам и воскресеньям мы танцевали. Нет, гюрза к нам не приползла, но на танцах я познакомилась с неким Сашей, аспирантом факультета биологии, который писал диссертацию на тему эффективных способов использования яда змей. Основной его вывод был до смехотворности прост- свежий ,только что добытый яд гюрзы  в сотни раз эффективнее того же яда, привезенного «с поля», как говорил он, в места его обработки. Над кроватью Саши висела высохшая кожа змеи, которую он хотел подарить мне, но я отказалась. Отказалась я и от  дальнейшей дружбы с Сашей, хотя он был неплохой пацан. Не испытывала я влечения к змееловам. Но история с гюрзой мне запомнилась.
            
 Саша работал, как говорят специалисты, «в поле», то есть на месте обитания змей, где-то в Средней Азии. С ним был только его конь, который привёз его  в «поле» и должен был увезти обратно на стоянку биологов.  Он заполнил несколько пробирок ядом змей, которых ловил сам же и из пасти которых выдавливал смертельную жидкость. В небольшой палатке, укрывающей его от ветра и солнца, он сделал лабораторные исследования и оформил записи в дневнике. Как он рассказывал позже, ловить гюрзу он навострился, надо было только умело держать её двумя руками за какое-то место под челюстями. Когда Саша стал сворачивать палатку, готовясь к отъезду, из-под брезента выползла огромная гюрза и бросилась на змеелова. Дальше он почти ничего не помнил. Помнил только, как в каком-то бреду и тумане взобрался на своего коня и отключился. Сашу спасли. Конь привез его на стоянку во-время и Саше оказали медицинскую помощь. Но если бы не конь…… Не знала бы я , что яд гюрзы очень эффективен в момент укуса и в сотни раз слабее ко времени его обработки для производства лекарств и сыворотки.