13. Групповой портрет преступника

Константин Рыжов
12. Бэрик попадает в скверную историю http://www.proza.ru/2010/07/26/1135

Между тем, дела профессора Теодорова шли успешно. Прежде всего, как он и предполагал, ему удалось купить по очень сходной цене письма Вышеслава Могучего - дюжину пожелтевших клочков бумаги в одну восьмую листа, но исписанные лишь с одной стороны (как оказалось, легендарный градоначальник был очень немногословен).
Профессор приобрел и другие не менее ценные вещи. Так, в собственность Снежинского музея перешел  ветхий манускрипт знаменитого алхимика Пустошармуса Кричакского с подробным описанием того, как можно превратить в золото обычный свинец. К этому весьма полезному сочинению Аристарх Ромоданович добавил карманные часы позапрошлого века в нерабочем состоянии и помятый, покрытый ржавыми пятнами  шлем меченского князя Янека Кривозубого  – тот самый, в котором он принял геройскую смерть в знаменитом  сражении у Гнилого моста. Все это были экспонаты, достойные украсить собой коллекцию любого Исторического музея.

Доставив покупки на «Феникс», довольный профессор уложил их все в багажные ячейки, специально предназначенные для подобной цели. Известно, что большинство старинных вещей дошли до наших дней в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в особых условиях хранения, иначе они окончательно испортятся или, хуже того, рассыплются в прах. В связи с этим в складском отсеке «Феникса» был оборудован особый транспортировочный шкаф, снабженный собственными амортизаторами, которые сводили на нет любую тряску и даже легкую вибрацию, неизбежные при езде на автомобиле. Внутри шкаф был разделен на багажные ячейки из особого прочного стекла, так что положенная в них вещь оказывалась как бы под стеклянным колпаком. При желании для нее можно было создать особенный режим влажности и температуры, за соблюдением которого следила специальная автоматика. Таким образом, не возникало сомнения, что все вновь купленные экспонаты будут благополучно довезены до Снежинска.

Покончив с размещением покупок, Аристарх Ромоданович, напевая, прошел на камбуз. Он решил выпить чашечку кофе, а потом  перенести купленный манускрипт в лабораторию и обработать его страницы особым укрепляющим составом. Но едва он успел включить кофеварку, позвонил Андрик и в кратких словах известил профессора о неприятном положении, в котором они оказались. Понятно, что после разговора с помощником археолог и думать забыл о кофе. Страшно взволнованный, он побежал в музей и через десять минут был в кабинете начальника охраны.

К этому времени, благодаря железной логике  Андрика, виновность мальчиков уже не казалось столь очевидной, как прежде.

- Вы утверждаете, - говорил наш сыщик, - что я и мой друг воры. Тогда объясните, когда мы могли стащить этот ваш суперценный чертеж? Вы же видите, что у нас просто не было для этого времени!

- Ну, это как посмотреть! – возражал начальник охраны.

- Да как не смотри! – стоял на своем Андрик. – С того момента, когда Бэрик отключил сигнализацию, до того, как он был схвачен, прошло всего полторы минуты. Как он мог добежать до зала, разбить стекло, спрятать план и вернуться на место?

- У него могли быть сообщники!

- Если вы каким-то образом намекаете на меня, - возражал Андрик, то это совершенно напрасно. Ведь я постоянно находился рядом с экскурсоводом и не отходил от нее ни на шаг.

- Значит, это был еще кто-то! – упрямо стоял на своем толстяк.

- Ваше утверждение ни на чем не основано! Но даже, если предположить на минуту, что это так, зачем было  мне и Бэрику оставаться в музее, после кражи чертежей? В этом нет никакого смысла! Чем возводить на нас напраслину, признайте лучше, что вы пошли по неверному следу и упустили настоящего вора!

Убежденные его доводами, охранники начали колебаться. Тут в кабинете появился профессор Теодоров, который сумел окончательно поправить дело. По его просьбе охрана позвонила двум или трем известным меченским историкам, и те, не задумываясь, горячо поручились за своего коллегу.

- Хорошо, - проворчал толстяк, - по-видимому, вы  действительно не виновны. Я вас отпущу, хотя поведение вашего друга и было верхом безответственности.

- А вы, юноша, - сердито обрушился он на Бэрика, - впредь будьте осмотрительнее! Если бы какие-нибудь воры попросили вас постоять на шухере, в то время, как они грабят чужой  магазин, вы что же – встали бы и покорно стояли?

- Нет, - тихо пробормотал Бэрик, которому было ужасно стыдно. – Теперь-то я точно этого не сделал бы!

- А как вы вообще узнали об ограблении? – спросил Андрик. – Ведь никто не видел, как оно произошло, а сигнализация не работала!

- Всему виной происки этого негодяя, выдавшего себя за электрика! - признался один из охранников. – Ему было мало просто стянуть чертеж - он решил запутать следы и свалить вину на вас. И это ему почти что удалось! Когда на первом этаже музея погас свет, мы забеспокоились.  Тут-то и появился ваш электрик! Он подбежал с взволнованным лицом и крикнул: двое мальчишек, отключив сигнализацию, стянули со стены ценный экспонат! Мы кинулись ловить воров, а он спокойно вышел за дверь и скрылся. Если бы мы догадались, что он и есть настоящий грабитель, мы бы, конечно, не дали ему так легко уйти!

- Жаль, у нас нет его фотографии, - вздохнул Андрик.

- Почему нет? – возразили охранники. – Все у нас есть!

- Откуда?

- Очень просто! На воротах замка стоит автоматическая фотокамера. Каждые пять секунд она включается и фотографирует входящих, так что никто не может проникнуть в музей незамеченным. Наш злоумышленник не стал исключением. Взгляните, подумайте  и скажите: это тот мошенник, которого вы видели?

Начальник охраны положил на стол  фотокарточку подозрительного типа, облаченного в синий рабочий халат. Бэрик тотчас признал в нем лжеэлектрика. Однако оказалось, что не он один успел свести с ним знакомство. Едва фотографический снимок перешел в руки Аристарха Ромодановича, тот изменился в лице и воскликнул:

- Невероятно! Не могу поверить, что это действительно он!

- Кто, профессор?

- Влад Норов!

- А вы не ошибаетесь? – осторожно спросил Андрик.

Вместо ответа Аристарх Ромоданович только махнул рукой. Он бы положительно сокрушен своим открытием. По требованию охранников ему пришлось рассказать о телефонном звонке в Мастодонс. Вслед затем Бэрик поведал историю с похищением письма и поджогом. Во всех этих таинственных событиях, как мы помним, имя Норова также занимало далеко не последнее место.

- Ну что ж, - воскликнул начальник охраны, - дело начинает понемногу проясняться! – Мы обязательно свяжемся с мастодонсской полицией.

Пока шел разговор, Андрик внимательно исследовал снимок. И тут он внезапно сделал открытие, настолько важное, что за него не было б стыдно даже легендарному Шерлоку Холмсу.

- Странно! – пробормотал мальчик. – А вам не кажется, что на фотографии снят не один вор, а двое. Это не обычный портрет преступника, а групповой!

- Как это? – удивились все.

- Если бы Норов просто входил в ворота, как входят другие, он бы смотрел прямо вперед, но его голова повернута в сторону. Обратите внимание также на его рот.

- А что в нем такого необычного?

- Он открыт! – пояснил Андрик. – Норов определенно с кем-то разговаривает. И этот кто-то находится совсем рядом. Значит, он также снят на фотографии!

-  Тогда где он? Мы никого не видим!

- А вы проследите за взглядом Норова! – настаивал Андрик. – Его глаза устремлены вверх, в левый верхний угол ворот. Следовательно, собеседник находится именно там! Видите это небольшое черное пятнышко у самого края? Кто бы это мог быть?

- Действительно! – согласился начальник охраны. – Тут кто-то есть, но разобрать кто это невозможно!

Юный сыщик вытащил из кармана лупу и стал скрупулезно, буквально по миллиметрам, изучать снимок.

- Я знаю, кто это! – объявил он вдруг. – Летучая мышь! И как я раньше не догадался, Бэрик! Ведь и там, в кабинете, тоже была она!

- О ком ты говоришь? – спросил озадаченный Бэрик.

- О твоем пресловутом пауке величиной в тарелку! Все эти дни он не давал мне покоя. Но, пораскинь я как следует мозгами, с самого начала можно было догадаться, что, если летучая мышь не летит, а ползет, она очень напоминает огромного мохнатого паука. Это и ввело тебя в заблуждение, поскольку ты смотрел на вора при  плохом, тусклом свете. Теперь не остается сомнений, что письмо похитила летучая мышь. А тот вор, который убегал от меня, вполне мог быть Норовым.

– Но хоть убей не пойму, - воскликнул Бэрик, - зачем ему воровать у нас свое собственное письмо? Мне  его поведение непонятно!

- Также как и мне, - признался Андрик. – Но сейчас меня больше интересует другое: зачем Норову потребовался план Мастоднсской плотины? Послушайте! - повернулся он к начальнику охраны. - А у вас, случайно, не осталось его копии?

- Увы, - развел тот руками, - нам она была как-то ни к чему. До сегодняшнего дня на этот чертеж вообще никто не обращал внимания.

Он задумался на минутку, а потом посоветовал:

- Попробуйте обратиться в наш Энергетический институт. Именно там когда-то разрабатывали проект Мастодонсской электростанции. Если копии у них не окажется, значит, ее нет нигде!

Его слова запали Андрику в душу, и когда путешественники, попрощавшись с охранниками музея, вышли за ворота замка, он твердо сказал:

- Мы должны заехать в Энергетический институт!

- А стоит ли? - засомневался Бэрик, - разве у нас есть лишнее время?

Он вопросительно взглянул на профессора, однако тот согласился с Андриком.

- Правильно! – сказал Аристарх Ромоданович. – Если есть хоть одна возможность прояснить это темное дело, мы должны ей воспользоваться. А то что же такое получается? Какие-то темные личности воруют письма, устраивают в нашем гараже пожар, «сидят на хвосте», сваливают на нас свои преступления, а мы никак не можем  взять в толк, что происходит!

14. В Энергетическом институте http://www.proza.ru/2010/07/26/1490

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294