Кошара

Александр Зубков 2
                Кошара.
                Кошара – это небольшое сооружение
                в степных и горных пастбищах, в которых
                пастухи прячут от непогоды овец и
                новорождённых ягнят.                                          
   
               
     В начале февраля 1960 года меня  вызвал зам. командира полка по технической части  и предложил поехать в командировку  в  самое дальнее подразделение полка. В роте на радиолокационной станции какая-то неисправность, с которой не могут справиться местные офицеры. Им необходимо помочь.

     Это подразделение  располагалось  в горах Копетдага.  В местности, носившей название  «Чеждепе».  Радиолокационная  рота, расположенная там,  находилась на высоте около 2000  метров над уровнем моря. За территорией  Бадхызского  заповедника, в 170 км  на запад от Кушки,  вдоль государственной границы.


   Добираться туда было сложно: из Мары поездом до  Кушки, а далее машиной подразделения к месту расположения роты.


     Оформив командировку, на вокзал я пошёл только на следующий день. Поезд в Кушку ходил через сутки, так как от  Мары до  Кушки была проложена однорельсовая колея ещё в  1898 году царским правительством России. И хотя, с момента строительства железный дороги из Мары в Кушку на то время прошло уже более 60  лет, но в этом плане ничего не изменилось. Так же существовала однорельсовая дорога между Мары и Кушкой и, так же поезд в Кушку ходил через день.
 
    Появившееся  свободное  время  решил использовать  на знакомство с энциклопедией. Хотелось более подробно узнать об этом удивительным крае. Посетив Областную  библиотеку, реализовал своё намерение. 
 
    Было интересно узнать, что представляет собой «Бадхызский заповедник», его историю,  и что такое «город Кушка». Среди офицеров ходили  поговорки: «Меньше взвода не дадут, дальше Кушки не пошлют» и вторая:
«Есть на свете три дыры: Термез, Кушка и Мары».

    БАДХЫЗСКИЙ ЗАПОВЕДНИК —  в Туркмении, в Марыйской обл., в междуречье Теджена и Мургаба. Основан в декабре 1941г. Площадь около 88 тыс. га. Полупустынная растительность, фисташники. степи, аборигенная популяция кулана; джейран, леопард, гиена, медоед (лысый барсук), варан, кобра…(большой энциклопедический справочник).  «Бадхыз» - на туркменском языке означает «Начало  ветров».

   Кушка - город  на юге Марыйской обл. в Туркмении. Железнодорожная станция, 5,2 тыс. жителей, мясокомбинат, дирекция  Бадхызского заповедника, другие предприятия. Основан в 1890 как крепость. Самая  южная точка Российской империи, а затем СССР.  На самой высокой сопке стоит 10-метровый каменный крест, обозначавший крайние точки Российской империи.

    Эти сведения были для меня интересны, но не давали  представления  с чем придётся встретиться в этой поездке. Ну не с гиенами и леопардами же…

     И вот, наконец,  вечером,  сел в поезд, а утром был уже в Кушке. С вокзала  прошёл по единственной улице городка до дирекции заповедника. Там  должна была с 14 часов ожидать автомашина подразделения. 

    До условленного часа было ещё много времени. Просто, не представлял себе, как его убить. Внезапно, повстречал лейтенанта-грузина, с которым познакомился в январе этого года, когда ехал в командировку в Теджен.  Мы с ним оказались в одном купе, он ехал в отпуск. 

    Естественно, что в пути  много общались и за дорогу, выпили не одну рюмку  чая.  Леван стал молодым  отцом. У него родился сын и он ехал в родной город Тбилиси, чтобы забрать жену и ребёнка в Кушку.  И вот случайная встреча в Кушке. Появившееся свободное время, я провёл дома у своего знакомого, в гостеприимной,  грузинской семье. Познакомился с его очаровательной женой  и  богатырём - наследником. После этой встречи, Кушка показалась мне весьма симпатичным городком, расположенном на холмах и очень зелёным.
 
    Но вот, наступило условное время встречи с представителями нашего дальнего подразделения, пора было уходить. Леван меня проводил до дирекции   заповедника,  и мы расстались.

     На условленном месте уже ожидала автомашина Газ-63  загруженная продуктами. Кроме водителя и сержанта в машине  находился ещё один солдат, возвращавшийся из отпуска. Сержант уступил мне место в кабине, и мы поехали.

     Проехав  сопку, на которой стоял каменный крест, как-то незаметно, оказались за городом. Дорога шла на подъём, двигатель автомашины натужно работал. Мы приближались к горе, видневшейся впереди.

     Дорога стала заползать в ущелье и наша автомашина,  повторяя её изгибы, двигалась вперёд и всё выше. На дороге валялось много  больших  валунов, появившихся в результате обвалов.  Их  наш водитель был вынужден объезжать. Справа от нас находилась отвесная скала, слева колючая проволока, за которой сразу была видна распаханная КСП (пограничная контрольно-следовая полоса).

     Затем, дорога пересекла КСП.  В этом месте был разрыв колючей проволоки.  Дальше мы поехали за КСП в 5-10 метрах за государственной границей. Проехать иначе было невозможно. Я понимал, что мы едем по территории Ирана, за государственной границей. С непривычки было как-то не по себе. Вскоре,  вновь въехали на нашу территорию и поднялись на горную равнину. Вокруг была степь. Начало уже темнеть. С автомашиной появились проблемы. Двигатель периодически захлёбывался и глох. Молодой солдат - водитель заводил его, двигатель работал несколько минут и снова глох. Мы продвигались по 10 – 15 метров вперёд и, наконец, остановились совсем. Кроме спичек, ни фонарика, ни переносной электролампы у водителя не было. Нам предстояла февральская ночь в горах, на ветру, на морозе. Если днём в горах солнце прогревало воздух до +15*С, то ночью было около -10*С мороза. Шинели нас от холода не спасали. Ситуация становилась угрожающей. В феврале, в горах ночи были морозными.  В заповеднике  немало крупных хищников. А оружия у нас не было. Не было связи,  и помощи ждать не приходилось. Возможно, нас через несколько дней и начали бы искать, а сейчас необходимо с возникшей ситуацией справляться самим. Стало совсем темно. Похолодало, Порывистый, холодный ветер проникал под верхнюю одежду.  Сержант, ехавший с нами, пошёл осмотреть  окрестности.

     Вскоре, он вернулся и сказал, что в паре десятков метров впереди имеется какое-то сооружение, в котором можно укрыться. Мы все пошли, посмотрели и увидели невысокое сооружение,  из саманного кирпича, в котором не было ни окон, ни дверей, а только одни дверные проёмы. Было принято решение укрыться от ветра здесь, а утром разобраться, что случилось с машиной. Найденное помещение защищало нас от ветра, но не от холода. Предстояла морозная ночь в горах. Солдат-водитель сходил к машине и принёс ящики, освободив их от продуктов. Спички у водителя были и, вскоре, огонь костра, разведённого внутри  укрытия,  сделал нашу жизнь веселее. Но вот беда, сухие, тонкие дощечки прогорали очень быстро. Стало ясно, что на всю ночь костра не хватит. Водитель опять сходил к машине и принёс огромную покрышку. На вопрос:
     - Зачем  её принёс?

     Солдат ответил, что это покрышка не от его машины,  и он её давно хотел выбросить. Мы положили покрышку в костёр и, вскоре, она загорелась.   

     Покрышка горела медленно и жарко, выделяя с теплом много чёрного дыма, который поднимался к потолку и выходил из помещения через дверной проём.

     Я сел на глиняный пол, опёрся спиной о стену и, разморённый теплом костра, уснул. Проснулся от того, что лучи солнца, заглядывая через дверной проём,  грели  лицо. Увидел, что уже наступило утро. Всё тело моё затекло и ныло. Поднявшись, вышел и размял свои затёкшие мышцы, затем  разбудил солдат, спавших вповалку вокруг потухшего костра.  Мы посмотрели друг на друга и стали смеяться. Наши лица были чёрными от копоти и на них сверкали белым только белки глаз и зубы.

   У водителя оказался необходимый запас воды, мы умылись и занялись машиной. Оказалось, что прорвало диафрагму бензонасоса, и бензин не поступал в карбюратор в необходимом количестве. Заменить диафрагму было нечем.

   Используя мой опыт эксплуатации мотоцикла, мы быстро сняли бензобак, поставили его на крышу автомашины. Соединили сливной краник бензобака с входным патрубком карбюратора длинным шлангом, который, на наше счастье, оказался у водителя. Бак стали держать на крыше сержант с отпускником солдатом, и мы поехали… Какое это было счастье!  Двигатель работал устойчиво и ровно.  Вскоре, мы оказались на пограничной заставе, через которую проходила дорога. Нас встретили пограничники. Вышел начальник заставы, старший лейтенант. Он спросил, что с нами случилось,  и  где мы провели ночь?  Ему рассказали о наших злоключениях. Он  спросил:      

   - Так вы ночевали в Кошаре, в этом овечьем родильном доме? А мы  гадали, куда вы пропали? Наши посты вас видели ещё вчера.

   У пограничников оказалась запасная диафрагма. Её наш водитель быстро установил. Бензобак вернули на своё место. Всех нас покормили в столовой. У меня, на всякий случай, была бутылка водки, которую я вез ещё из Мары.   

   Эта бутылка оказалась размером  нашей благодарности за взаимовыручку между родами  войск. Через пару часов, уже без приключений, мы прибыли в  подразделение.

   С тех дней прошло более 60-ти лет.   Я уже давно не лейтенант,   да и  государства, в чьей армии мы тогда служили, тоже уже давно нет. Но все эти годы в моей памяти держится та  Кошара,  приютившая нас холодной
ветренной,  февральской  ночью в горах   Копетдага.               

               
                Александр Зубков               

                Киев,  июль 2010 года.