12. Бэрик попадает в скверную историю

Константин Рыжов
11. Маленькое приключение при въезде в Меченск http://www.proza.ru/2010/07/26/1027

Спустя короткое время, «Феникс» остановился у стен величественного замка. Сидя у окна, мальчики с восхищением рассматривали мощные зубчатые стены и башни с бойницами.  Вокруг крепости тянулся глубокий, выложенный кирпичом ров, через который был перекинут подъемный мост, а над всеми постройками возносилась высокая башня-донжон.

- Вот это да! – воскликнул Андрик. – Всамделишный замок! Заглянуть  бы в него хоть одним глазком!

- Нет ничего проще, - заметил, входя  в салон, Аристарх Ромоданович. – В этом замке размещается  Меченский исторический музей. Отправляйтесь и смотрите, сколько душе угодно. Что до меня, то я бегу на аукцион в местное Историческое общество. Судя по каталогу, на продажу выставлено несколько весьма интересных для нас лотов! Если цена окажется не слишком высокой, Снежинский музей приобретет, наконец, все двенадцать писем, отправленных три века назад меченскому князю  основателем нашего города Вышеславом Могучим.

Прежде чем разойтись, путешественники перекусили варениками с клубникой и запили их очень приятным на вкус мультифруктовым соком. Андрик собрал тарелки и сунул их в посудомоечную машину, после чего все вместе вышли на улицу. Аристарх Ромоданович, помахав на прощание рукой, исчез внутри здания с колоннами, двери которого украшала бронзовая табличка с надписью «Меченское историческое общество».

Мальчики двинулись в противоположную сторону, перешли через мост, миновали ворота и оказались на мощенной брусчаткой площади. Вокруг сновало множество туристов. Одних можно было увидеть у бойниц на стенах, другие взобрались на самую вершину донжона и любовались открывавшимся оттуда видом, третьи внимательно разглядывали замковую церковь и усиленно щелкали фотоаппаратами. Специально для туристов в углу площади был установлен манекен древнего воина в полном вооружении. В одной руке он сжимал огромный прямоугольный щит, а в другой – длинный меч.

- Здорово! – сказал Андрик. – Ты бы хотел жить в  рыцарские времена, Бэрик?

- В рыцарские времена? – удивился толстяк. – Да ни за что! Что бы я стал там делать без электричества, «микроволновки», телевизора и всего остального?

- Чудак! – покачал головой Андрик. - Ты бы имел многое другое, чего сейчас не найдешь ни за какие деньги!

- Что, например?

- Ну, хотя бы турниры!

- Это когда два рыцаря разъезжаются в разные концы арены, а потом сшибаются со всей силой и шпыняют друг друга копьями? Покорнейше благодарю! Очень приятно вылететь из седла и растянуться у всех на виду, словно ты какой-нибудь каскадер-недоучка!

Мальчики вошли в здание старой казармы, где располагались теперь залы музея, присоединились к группе туристов и стали слушать рассказ экскурсовода. Строгая дама в очках, вооружившись лазерной указкой, вела их от одной витрины к другой, попутно рассказывая о древней истории Меченска: о том как изначально в здешних лесах жили свободные племена, никому не подчинявшиеся и не признававшие над собой ничьей власти, как вождь одного из них провозгласил себя князем, построил замок и постепенно подчинил себе весь окрестный народец. Из казармы экскурсанты по крытому переходу перебрались в княжеский дворец. Тут  экскурсовод заговорила о временах не столь отдаленных, когда ученые монахи на беду себе и всем поэтам-романтикам изобрели порох, после чего  блестящая эпоха рыцарства быстро подошла к концу, или, выражаясь поэтическим языком, «канула в Лету».

 Переходя из одного зала в другой, они поднялись на самый верхний, третий, этаж, где уже ничего не напоминало о рыцарстве, но зато многое можно было узнать о современном Меченске. Разговор пошел о фабриках, научно-проектных институтах, о торговых фирмах и местном университете. Эти подробности почти или совсем не занимали Бэрика. Поэтому он стал слушать экскурсовода  не так внимательно. Под конец он совсем оставил экскурсию и, обогнав товарища, прошел вперед, бегло посматривая по сторонам, пока не остановился возле большого макета, изображавшего плотину, перегородившую русло какой-то полноводной реки. Желая показать во всех деталях устройство электростанции,  мастер макета снял крышу с генераторного зала и очень эффектно изобразил мощные потоки воды, низвергавшиеся с огромной высоты и вращавшие лопасти турбины.

Бэрик так увлекся этой величественной картиной, что поначалу не обратил внимания на невысокого, юркого человечка в синем рабочем халате, неизвестно откуда появившегося в зале. На носу у незнакомца красовались очки, хотя, по правде сказать, они совсем не придавали ему солидности. А виной тому были плутоватые глаза, бегавшие из стороны в сторону и словно рыскавшие в поисках добычи. Выражение лица у незнакомца было хитрое и лукавое. Казалось, он хотел сказать всем, к кому обращался: «Знаю, знаю, что вы задумали, да только меня не проведешь!» Подойдя к мальчику, незнакомец тихонько остановился у него за спиной  и также стал разглядывать макет.

- Что, юноша, интересуетесь мастодонсской электростанцией? – вкрадчиво произнес он, дотрагиваясь рукой до плеча Бэрика.

- С чего вы взяли? – спросил наш герой, мгновенно вспоминая все, что рассказывал ему о мастодонсской плотине профессор Теодоров.

- Вы рассматриваете ее с таким исключительным вниманием, что других предположений просто не приходит в голову!

- В самом деле, - согласился Бэрик. – Даже не знаю, что меня увлекло. Но почему этот макет оказался в вашем музее?

- Все очень просто! – охотно отозвался человечек в халате. – Когда жители Мастодонса задумали перегородить плотиной свою реку Великую и соорудить на ней электростанцию, они стали искать опытных инженеров, которые помогли бы им выполнить все расчеты.  Ведь строить плотины далеко не простое занятие! Самых дельных помощников они нашли в нашем городе. Вот и выходит, что электростанцию возводили по проекту, разработанному в Меченске. Только было это очень давно. Между прочим, в музее имеется копия того самого исторического проекта!

Бэрик повернул голову и увидел на стене под стеклом большой ватманский лист, весь покрытый какими-то мелкими значками. Разобрать, что на нем изображено он не сумел. Ведь читать чертеж могут только те, кто этому специально учились. Другое дело макет! Тут все было ясно без объяснений.  Бэрик вернулся к нему и сказал:

- Невероятно! А еще говорят, что мир не тесен! Я всего несколько дней назад случайно услыхал о Мастодонсской плотине, и вот, в первом же встретившемся мне на пути городе натыкаюсь на ее макет!

- Нечему удивляться, мой юный друг, нечему удивляться! – поддакнул новый знакомый. – Перед вами, если можно так выразиться,  зримые плоды глобализации! Скоро все города, как бы далеко они не находились, будут связаны меж собой также тесно, как дома на одной улице.

- Неужели? - удивился Бэрик. – А вы наверно, научный сотрудник музея?

- Да что вы! Что вы! – замахал руками его собеседник. – Я всего лишь электрик! Вот пришел перегоревшую лампочку сменить. Вы, кстати, не могли бы мне помочь?

- С удовольствием! – кивнул Бэрик. – А что надо делать?

- Да так, ничего особенного! Отключите электричество, подождете минутку, а потом включите вновь. Тем временем я как раз успею все закончить.

Просьба была пустяковая, и Бэрик согласился ее исполнить. Они миновали несколько залов и вышли на узкую лестничную площадку черного хода. Тут электрик почему-то остановился и некоторое время внимательно прислушивался. Все было тихо.

- Значит так, - деловито объяснял он, приближаясь вместе с Бэриком к большому распределительному щиту, дверцу, которого украшала табличка с черепом и скрещенными костями. – Я укажу вам рубильник, который следует повернуть. Только вы его сразу не трогайте! Сосчитайте про себя до шестидесяти, а я тем временем успею вернуться в зал. После смело поворачивайте рукоятку и вновь считайте… ну, скажем, до ста – достаточное время для того, чтобы сменить лампочку. Потом верните рубильник в прежнее положение и возвращайтесь. Как видите, ничего трудного в этом нет.

- Конечно, - сказал Бэрик, хотя табличка с черепом пришлась ему совсем не по вкусу.
 
Электрик попытался открыть щиток, однако дверца не поддалась. Это препятствие, казалось, его немного озадачило, но только на мгновение. Отвернув полу халата он порылся в кармане штанов и извлек из него… Нет, не ключ, как ожидал Бэрик, а тонкий длинный гвоздь. Сунув его в скважину, электрик поковырялся немного в замке и вновь дернул за ручку. На этот раз дверца щитка отскочила в сторону. За ней, как это обычно бывает, открылся целый ряд тумблеров и электрических переключателей, к которым со всех сторон сходились толстые провода. Новый знакомый указал Бэрику один из рубильников.

- Вот эту ручку, - пояснил он, - повернете по часовой стрелке на счет «шестьдесят», и все будет в порядке.

- Ладно, - кивнул мальчик.

Электрик исчез, а Бэрик послушно сосчитал до шестидесяти и крутанул рубильник. В ту же секунду электрическая лампочка, горевшая у него над головой, погасла, и вся лестница погрузилась в кромешную темноту. «Наверно, так и должно быть», - подумал Бэрик и стал считать до ста. На счете «тридцать» в его голове неожиданно возник вопрос: «Как электрик сможет достать до потолка?» Мальчик напряг память, стараясь вспомнить, была ли у того стремянка. Особой наблюдательностью наш герой не отличался, и потому этот вопрос поставил его в тупик. Хотя чем дольше он вспоминал, тем больше убеждался, что никакой стремянки у электрика с собой не было. А на счете «семьдесят» Бэрик сообразил, что и запасных лампочек в зале он тоже, кажется, не заметил. «Чего уж там, - смущенно сказал себе мальчик. – Досчитаю до ста, а там будет видно».

Исполнить это намерение ему, впрочем, не удалось. На счете «восемьдесят семь» снизу послышались торопливые шаги, на стенах замелькали блики от электрического фонаря, и перед оторопевшим Бэриком появились два здоровенных детины, одетых в синюю форму охранников.

- Стоять! Не двигаться! – грубо гаркнули они, после чего подскочили к мальчику и самым непочтительным образом схватили его за шиворот.

- Позвольте, - возмутился Бэрик, - в чем дело? Я всего лишь выполняю просьбу вашего электрика!

- Придумай что-нибудь получше, парень! – сурово посоветовал один из охранников. – Наши электрики ни с какими просьбами к посетителям не обращаются.

Он повернул рубильник и включил свет. Другой охранник тем временем связался с кем-то по рации.

- Все в порядке, шеф, - заявил он, - мы только что сцапали вора.

Внутри у Бэрика все похолодело. Теперь уже не было сомнений, что он попал в какую-то скверную историю.

- Это ошибка, - пробормотал он, - я не вор.

- Рассказывай! – недоверчиво отвечали охранники. Крепко держа Бэрика за руки, они повели его обратно по коридору.

- Честное слово! – пытался убедить их мальчик, однако его уверения не произвели на охранников никакого впечатления.

- Если ты не вор, - спросил один из них, - то зачем полез в распределительный щит и отключил сигнализацию?

Бэрик начал рассказывать про электрика, но не успел закончить, потому что навстречу им выбежал грузный, раскрасневшийся человек, как оказалось, начальником охраны. Он сердито посмотрел на Бэрика и сообщил:

- Похищен экспонат с инвентарным номером 11813!

- А что это такое? – спросили охранники.

- План Мастодонсской электростанции!

- Вот незадача! – удивились те. - И кому только он мог понадобиться?

Несчастного мальчика ввели в тот злополучный зал, где он столкнулся со лжеэлектриком. Бэрик увидел, что стекло, закрывавшее прежде лист ватмана, разбито, а сами чертежи пропали. Тут появился Андрик.

- Что случило? – с тревогой спросил он.

Бэрик принялся вновь рассказывать свою историю.

- Стойте! – крикнул начальник охраны и с подозрением посмотрел на юного сыщика, – а это кто?

- Я его друг, мы вместе путешествуем, - объяснил Андрик.

- Ясно! Значит сообщник! – воскликнул толстяк, – хватайте его, ребята, и не отпускайте, пока не признается, куда спрятал чертежи.

- Я не знаю ни про какие чертежи! – развел руками  Андрик.

Охранники, не слушая, повели обоих мальчиков прочь из зала. Проходя мимо окна, Андрик бросил взгляд на площадь, где оставался их «Феникс», и сердце его мучительно сжалось. Он сразу заметил среди стоящих машин тот самый черный джип, от преследования которого они с таким трудом ушли сегодня утром.  Прямо у него на глазах черная машина тронулась с места, съехала на дорогу и скрылась из виду…

13. Групповой портрет преступника http://www.proza.ru/2010/07/26/1417

«Заповедные рубежи»  http://www.proza.ru/2013/07/08/294