И снова о нём. Ответ Валерию Хатюшину

Кира Ратова
Статья эта была размещена к качестве рецензии на текст Валерия Хатюшина
http://www.proza.ru/2006/05/07-143
Рецензию постигла печальная участь, автор её удалил, наряду с другими, которые не вписывались в русло его концепции. Автор формирует иллюзию негативного отношения к наследию Высоцкого русского народа? Зачем?

Вы знаете, а ведь Высоцкий был умным человеком, впрочем, как и все настоящие поэты, имел ясное и правильное мировоззрение. Писал стихи, а почти все они, песни и баллады, облекая мысль в доступную для окружающих форму. Был страшно одинок. Его образ - маска. Кстати, здесь можно привести параллель с Есениным. В его стихах отражена жизнь, жизнь такая, какой она была, настоящая ЖИЗНЬ. Мощнейшая энергетика в его стихах, в его актёрских работах. Завораживал зал. Просто выходил на сцену и отдавал, вчеканивал в зал дар, отшлифованный постоянной, каторжной внутренней работой. Здесь можно очень много всего понаписать, Вы не правы, на мой взгляд, очень и очень во многом. Не могу здесь не упомянуть стихи Высоцкого о войне, думаю, что нет смысла спорить, это классика.

Вот одна удивительная баллада Высоцкого, в ней, отражение его сути. Народ чувствует фальшь, его нельзя обмануть притворством, можно на какое-то время увести от настоящего, но, лишь на время. Любое искусство находит отклик у людей, тогда, когда затрагивает глубинные внутриличностные переживания. Народ принял Высоцкого, он принял ТАКОЙ образ самого себя (народа), который создал поэт.

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид,
Но одежды латали
Нам матери в срок —
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Принимавшие вой,
Тайну слова "приказ",
Назначенье границ,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам
Не давали остыть,
И прекраснейших дам
Обещали любить;
И, друзей успокоив
И ближних любя,
Мы на роли героев
Вводили себя.

Только в грёзы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав — столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мёртвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев
Ещё тёплым мечом
И доспехи надев, —
Что почём, что почём!
Разберись, кто ты: трус
Иль избранник судьбы —
И попробуй на вкус
Настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его — не тебя,

Ты поймёшь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал —
Это смерти оскал!
Ложь и зло — погляди,
Как их лица грубы,
И всегда позади
Вороньё и гробы!

Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит нужные книги ты в детстве читал!
1975