Супермаркет

Петр Панкратьев
Интенсивность жизни растет, набирает обороты, ускоряется. Количество потребителей неуклонно увеличивается. С каждым днем прибывают новые, более требовательные, искушенные, продвинутые. Общество потребления желает улучшения качества, количества, ассортимента. Уже не осталось людей на планете не знакомых с таким явлением как супермаркет. Супермаркет! Вначале загадочное и будоражащее воображение, а затем повседневное и жизненно-необходимое явление вошло в жизнь и прочно там укоренилось. Даже страшно подумать, как можно теперь обойтись без всего этого изобилия, аккуратно выложенного на полках. А кто-нибудь задумывался, почему так?
Вспомни свой первый визит в супермаркет. Благоговейный трепет от встречи с чем-то новым, возможно даже страх то того, что неизвестно как правильно нужно себя вести. Зачем же тебя туда занесло? Может быть, нужно было что-то приобрести, а может просто поглазеть, ведь тебе раньше это явление было неизвестно, незнакомо. Длинные полки с разложенным по группам товаром, яркие этикетки, манящий запах свежей выпечки, приятная музыка или голос, утверждающий, что тобою сделан правильный выбор, потому что именно здесь и сегодня… Где-то в центре, между рыбными консервами и минеральной водой, теряются ощущение реальности и цель твоего визита. Рассеяно блуждая по искусственно созданному лабиринту, ты начинаешь сожалеть, что мало наличности в кошельке, а из твоей корзинки уже вываливаются продукты. Возле кассы ты набираешь еще, всяких, таких необходимых мелочей и рассчитываешься. Только выйдя на улицу, вспоминаешь, что молоко и хлеб, которые реально были нужны так и не были куплены. Ладно, решаешь ты, ничего страшного, ведь эти продукты можно будет купить в ларечке, который расположен в двадцати шагах от твоего подъезда. Любопытство удовлетворено – экскурсия состоялась. Теперь известно, что надо брать больше денег, больше корзинку и обязательно список продуктов, которые нужно купить. Но список почему-то остается не составленным и история повторяется – покупается все, кроме того, что тебе нужно. Чуть позже появляется некоторая толерантность и многие капканы и ловушки современного маркетинга становятся очевидными. Появляется ощущение, что теперь тебя так просто не проведешь! Ты смотришь передачи, читаешь газеты. Там представлены разоблачающие факты многих маркетинговых уловок, которые тобой уже давно разгаданы. Собственная важность растет, ведь тебе удалось вычислить все эти секреты самостоятельно, без посторонней помощи, а эксперты только подтвердили твои догадки. Но главный капкан ускользает от твоего внимания и внимания обозревателей средств массовой информации. Почему ты идешь туда, если рядом с твоим подъездом расположен ларечек, в котором есть все необходимое? Потому что удобно, – отвечаешь ты, – ведь там собрано в одном месте все, что может понадобиться в хозяйстве. Или, потому что это экономит время. Или, потому что там некоторые вещи реально дешевле. Или, потому что просто идти больше некуда.
Собрано в одном месте, разложено по полочкам, позволяет сравнивать похожее между собой и по цене, и по производителю, и по предполагаемому качеству. Это настолько востребовано, что вытесняет прочее, ведь скорость жизни продолжает нарастать, и не стоит лишний раз напрягать мозг поиском. Все продумано, взвешено, проанализировано. Просто бери и пользуйся! Все как в твоем представлении о мире – разложено по полочкам и оклеено ярлыками и ценниками. Ведь тебе точно известно как правильно и как должно быть! Например, если пришла ночь, то нужно спать, а утром нужно навести марафет, чтобы окружающие воспринимали тебя так, как нужно тебе. Или, состоявшийся человек должен иметь в обязательном порядке высокооплачиваемую работу, семью, детей. А если один из пунктов отсутствует, то у этого человека не все в порядке и надо с этим что-то делать, как-то ему помогать, что-то советовать. Если мужчина зарабатывает, то это достойный выбор для женщины. Если у женщины длинные ноги и симпатичное личико, то мужчине следует выбрать именно эту женщину. Каких еще этикеток? Их бесконечно много. Все в мире вращается вокруг того что правильно. Просто когда-то кто-то придумал эти правила и теперь не надо напрягаться – бери и пользуйся! Супермаркет сознания.