Смерд, разъедини кольцо на лбу...

Консуэло Ходырева
Отрывок из книги "ЕСТЬ МНОГО МУДРОСТЕЙ НА СВЕТЕ"   

 Исчезли сундуки с секретной писаниной и полки с книгами, пол стал иным, запахло сыростью и вонью. Ассан лежал на голом лежаке, боль голову сковала, цепь на ноге мешала шевелиться. Услышав мамин голос, он поднялся, запутавшись в тряпье, упал. Вдали  маячил тусклый огонёк. Цепи хватило до угла, пополз,  пред ним предстала странная картина.  На деревянном троне сидела мать,  уродец, ноги обнимая, дитячьим голосом молил:
     -Сокола сними,  твой  разум скрыт, блокированы мысли. Тревожно мне, моя  любовная крупица,  куда-то исчезает. Что ты задумала? Отец - Владыка  возню устроил со щитами, на что  его благословила? Надев заговорённую одежду, срок жизни сократила втрое, ради кого?  Ассана  только поманил,  он перед Тьмою распластался и все, что ты ему открыла, на блюдечке поднёс. Ещё немного, и у земного брата исчезнет память, я буду вновь единственным сынком. 
     Подземный гул прервал беседу, Аллий принял свой прежний облик и подбежал к стене,  мелькнула огненная надпись,  Прислужники  предупреждали:
     Мать расторгает договор, Смерд перешел твои границы. Тьма   собирает на Совет.
     -Ты расторгаешь договор?  Первенца лишаешь материнства, ради тебя я людям мстил.   Я мало пожил на земле, но этих лет вполне хватило для ненависти ко всему земному.   Как Смерд посмел границы перейти,  лишен всего, земли, добра, ступеней.
     -Я помню этот  день, ужас и страх переборов,   пришла  тебе  на помощь,  мешки с каменьями  таскала.  Узнала позже,  каждый камень, загубленная вами жизнь. Ты ими Смерда победил. Он караулил меня всюду, я отвергала встречу с ним.  Гостем прикинулся  на свадьбе,  на руку надел браслет и произнес, подарок со значением, он сына вашего спасёт,  расторгнет договор, а мне вернёт былую славу.  Чутьё подсказывало,   ради богатства и земли, которыми владел когда-то,  Смерд    мне поможет сына уберечь.
     -На помощь позвала извечного врага!  Отняв добро, присвоив земли,  щадить не будет даже  крох.  Давным-давно  я  сыном был самой прекрасной матери на свете,  спасая  жизнь мою, она в пучине утонула. Земного сына выручать пришла,   он мощь природную против тебя направил,  за что ему такая почесть? Тьма собирает на Совет, мне есть, что показать. Размеры камня твоего отца никто не превзошел,  душа Ассана спрятана в сосуд, еще немного, она окаменеет. Как жемчуг в ракушке размеры набирает, так и душа от черных дел слоями будет обрастать.

     Мать намотала на руку цепочку и сына повела, как пса. Лишившись сил, на четвереньках, он еле поспевал за ней. Мелькали балахоны и мешки, Ассан взглянул на стены и затрясся, куда не глянь, сплошные черепа и  тусклые огни.  Он посмотрел на мать, спокойствие на лике, словно она не в страшном подземелье, а на земле в привычном месте. Он обнял материнские колени,  она погладила его рукой, провела пальцем по губам и прошептала:
     -Ни слова больше, ты должен всё увидеть сам.
     Балахоны, тряся мешками пред собой, стояли  по обе стороны стены. Раздался скрежет и голос, в котором слились сотни звуков от плача детского до ржания тревожной кобылицы,  произнес:
     -Земная Мать, с тобою   знаемся веками. В назначенное время, ты появляешься средь грешников земных, жизнь продлеваешь им,  богатство возвращаешь, спасаешь поселения и гибнешь от неблагодарных рук.  Семя родовое вместе с тобой проходит испытание. Из века в век пороки родовые передаются детям, прислужники мои ведут учет порокам  и наихудшие стараются внедрить в земной несовершенный разум. Извечная борьба за душу человека.    Мы, как всегда, готовы были тебя на сына обменять.  Нарушив наш привычный ритм, ты почему-то отказалась. Мы ждем признания души.
     - Я расторгаю договор, Аллий свершил насилие над сыном,  окольцевал телесный разум и завладел  душой обманом. Насилию нет места в договоре.
     Мать подошла к Аллий и сдернула с сосуда покрывало.
     -Сосуд несли тебе в подарок. Свечение тусклое, оно едва заметно, душа Ассана не погибла, покуда светится она,  хозяину  принадлежит.   
     -Мать Тьмы, позволь  прислужнику Аллий перед тобою  оправдаться.
Какая разница, где ей окаменеть, внутри его или в сосуде. Вот клятва грешника, для матери земной Ассан  утерян безвозвратно.
     -Вливая пакостный раствор, он в рот ему вставлял дощечки.  В беспамятстве сын   повторял слова,  очнувшись,  возмутился, насилию нет места в договоре.
    -Прием не нов, мы пользуемся им. Особых нарушений нет, он осуждал отца, Старейшин, народ безликий и их никчемные дела. Мечтал соединиться с нами, стена слова  запечатлела. Земная мать удостоверилась сама.
    -Аллий менял слова местами и суть беседы исказил. Я требую суда над ним, прошу расторгнуть договор и получить  земную волю. Ассану дать последний шанс, через подземный ход попасть в смертельную низину. Надеждою живу, вдруг да пропустит стража сына. Но, прежде, в твоих подземных лабиринтах он должен дедово надеть обличье и жизнь его пройти, затем обличье мальчика раба, что спас свой город от напастей и шкуру пса, которого убил.
     Тьма проскрипела:
    -К чему три жизни проходить? Низину я  облюбовала, сама веду надзор за ней, живьём не выпускаю даже пташку. С потерею смирись, остаток лет живи спокойно.
    -Последнее желание исполни, больше не свидимся с тобой.
    -На белый свет явились вместе, мы двойня матери одной. Жизнь подносила разные дары, даров жестоких было больше.  Во мне они родили месть, в тебе всегда прощение. Я стала Тьмой, ты всякий раз рождалась на земле с Любовью, так почему опять ты подо мною? Сегодня процветаю Я, а были времена, ты Миром правила, жизнь человека взметнулась над богатством и непродажною была. Я долго выжидала, когда в умах земных подешевеет жизнь, убийство, грабежи, захват земель деяньем власти станут.
    Сама я не могу разрушить договор, мы в сочетании слов повязаны навечно, свет-тьма, день-ночь, добро и зло, любовь и ненависть, верность и измена, честь и бесчестие, родить или в утробе загубить, как много «или» через нас проходит.
Прислужники мои, судьбу просящей Матери земной решайте без меня. Аллий, твои мешки всегда наполнены до верха, суждения свежи и пытки изощренней, мы первым слушаем тебя.
    -Во мне её любовная крупица, я ею дорожу, пронёс через века, не предавал, не продавал и не менял на камни дорогие. То, собственность моя, позволенная Тьмой.  Я против расторжения договора. Земная мать меняет ход событий к которому привыкли все. Меж ней и мужем нет щелей, в делах и мыслях слиты во едино. Они общаются глазами и жесты рук не подконтрольны. Впервые, я не могу раздор внести.
Веками за сыновей своих, жизнь отдавала без оглядки. В ней зародилась двойня, она её рожать собралась.
    Зная о пороках будущих Владык, народ бездумно сажал их на вершину власти, а нынче заартачился и дал Ассану отворот.
В последней просьбе откажи, зачем Ассану проходить жизнь деда и
шкуру псины надевать? Я подтасовывал слова, Ассан без памяти лежал со мною на один, но,  странным образом деяния мои известны стали. Неясности всегда опасны, действия матери земной из-под контроля вышли.
    Соколы над нами устроили возню, таскают бревна и щиты, соединяют их цепями. При них одежда теплая, еда, такого раньше не бывало. Мы заставали их врасплох, губили неугодных.
    В Ассане дремлет сила небывалой мощи. Родители с рождения скрывают знаки на спине, отваром трав отбеливают кожу.  Он Властелин всех пауков, мышей  летучих, тварей, которых люди так боятся, заполучив его, живое под контроль возьму.
Насчет просящей Матери земной, я не сужу поступки матерей. Смешались в них безумная любовь и  вера, умытая слезами, что впереди всегда просвет. Они все думают, рожденное дитя всех лучше и земное счастье достанется ему без всяческих  его усилий.  Я всё сказал, надеюсь, оценили вести.
    Со всех сторон послышались слова:
    -Аллий придумывает часто, где ложь, где явь не разберёшь. На скорпионах он помешан, заказывал из дальних стран, ему тварюг коробками возили. Знак приближенным покажи.
    Ассан задрал рубаху, знак зашевелился и стал перемещаться к голове. Над ним склонились балахоны и закричали:
   -Кажется, живой!
    Тьма рассмеялась:
    -Рисунок кожный двигаться не может, мерцание лампад играет вашими тенями.
    Смерд, потрясая  полупустым мешком, не дожидаясь приглашения, запрыгал перед Тьмой.
    -Я, Смерд, ждал этого Совета. Соперник мой богат камнями, открою почему.  Ищейкой следовал за ним и разгадал обман. Тьма обязала нас с каменьями не расставаться и при себе держать мешки. Что бы пороки не иссякли, при первом  знаке в её котёл мы высыпаем долю. Аллий свои мешки держит в секретном месте, счёт податям ведёт, а свои камни бросить забывает.
    Соперник, как всегда шёл налегке, без всяческой защиты. Тени мои загнали его в угол, и я потребовал вернуть мешок, украденный когда-то. В нём были два огромных камня, души родителей моих, не выдержав укоров, они повесились при мне. Аллий молил дать время для раздумий. Три ночи и три дня при нём было дитё, решил, для похоти своей он приволок очередную жертву. Когда передо мною стеною стали его Тени, дошло,  в облике дитячьем земная Мать пришла  на помощь, каменья принесла.  Аллий отнял последнюю добычу, смешон для всех, мешок мой худосочен.  У нас не принято друг друга обдирать, он вечно что-нибудь да вносит в привычный подземельный быт. Любовная крупица подсказывает выход, он в выгоде всегда, раздай её по крохе нам.
    -Всем, кто вливается во Тьму, я задаю вопрос, какую память о пребывание на Земле, желаешь при себе оставить? Ты попросил жилище брата. Не покладая рук, с женою и детьми в скале они выпиливали камни и через два десятка лет брат с младшим внуком на руках перешагнул порог. А ты, от зависти умом свихнулся, родителей подвёл к кончине. Являлся к брату приведением, детей и внуков запугал, выжил с насиженного места. Время, жильё с землёй сравняло, ты выбрал неудачную крупицу. Зависть, людской порок, её мы размножаем на земле, а не в  своих подземных лабиринтах.
     -Если Аллий Ассаном завладеет, он будет главным среди всех, мешок мой пуст и к вашим подберётся. Надо расторгнуть договор, земная Мать защиту потеряет, лёгкою  добычей станет, душа не сможет ускользнуть.
    Гремя мешками, вокруг Аллий носились балахоны, раздался скрежет, шум разом стих.
    -Я выслушала всех. Земная мать, прислужники считают, ты волю можешь получить, через четыре дня твой договор с Аллий расторгнут, даю их для прощания с сыном. Полуживую душу на время отдаю владельцу, когда Ассан в низину попадет, решу, кто будет ею править. Просьбу исполню, мне любопытно посмотреть, какой подарок поднесёт твой разум напоследок.
    Хозяин дедовой души Аллий, он поведет Ассана по уголкам прожитых жизней. Аллий на выдумки богат и чтобы не было обмана, из слуг любого выбирай, он проследит за каждым   шагом.
    -Прошу назначить Смерда, я доверяю ему сына.
    -Странный выбор, я приказала для обновления в котёл отправить сгусток Смерда. Он не надёжен, продажен за пустяк, добытчик никакой, с потерей справиться не может.
    Прислужники от удивления затихли, земная Мать извечному врагу, любимца поручила. Балахон Смерда взлетел, повис над всеми и с силой брякнулся о камни, когда услышал он приказ:
    -Смерд, проводи их к лабиринту и при Ассане будь до выхода в низину.
    Он шел и бормотал:
    -Я ненавижу Соколиный род, желание одно, стереть с земли их поселение, убивать и убивать, всех и полукровок тоже.
    Мимо проносились тени, убийство, кровь, проклятия и стоны заполнили пространство подземелья. Прислужники и слуги хвалились перед Тьмой добычей.
    Накинув свой платок на балахон Смерда, земная Мать сказала:
    -Моя небесная защита иссякает, охотников по мою душу много, Тьма перекроет небосвод, чтоб ввысь душа не упорхнула. Она пообещает вам, кто мне дыхание оборвет, к себе приблизит до четырех шагов, введет в круг приближенных.
    Когда-то с помощью моей,  ты вниз скатился по ступеням. Долг возвратить хочу. Небеса при рождении мне подарили пояс, на нем цепочка из колец. Кольцо, год жизни означает, с прожитым годом, оно мне падает под ноги. Нынче упало множество колец, осталось семь.  Кроме Владыки и Совета, число это никто не знает. Когда последнее кольцо окажется у ног, в распоряжении моём останется неделя. Сокол последнее кольцо тебе под ноги бросит и в день кончины укажет место, где ты расправишься со мной. Награда будет очень щедрой.
    Тебе Ассана доверяю, Аллий по призрачной дороге каменья будет рассыпать, следи, чтоб каждый побывал в руках у сына. Цвета камней тебе знакомы, в зависимости от злодеяний, они оттенками играют. Белые камни собирай, в карман Ассану по одному бросай, Аллий пропажу не заметит.
    Меж двух камней у старого притока, в трухлявом пне припрятала подарок, он из запасников Аллий. Это задаток за труды.
    -Просьба проста, я выполню её. При выходе из лабиринта Ассана твоего разденут  и камни белые к Аллий вернуться сами.
    -Поведай мне свои мечты.
    -Мечтать приятно, Тьма уничтожит соперника Аллий, мешки его останутся при мне, Соколов я буду убивать по одному, без сожаления и раздумий. Тебя на части разрублю, Тьма будет любоваться мною.
    -Всё будет так, как ты задумал, мечты в реальность обратишь, в круг войдёшь, при условии,  камни белые в карман положишь сыну.
    Ассан прижался к матери, снежная лавина неслась на них, сметая на  пути жилища и людей.  На вершине замаячил силуэт, Ассан узнал его и шепотом спросил:
    -Зачем ты это сделал? Погибли люди, исчезло поселение.
    -Тьме захотелось свежей пищи, я отнесу добычу ей.
    Мать потрясла его за плечи:
    -Ассан, вы в разных временах, здесь нет живых людей, перед тобой видения и тени. Мы почти у цели, прислужники и стены  не слышат нас, Сокол устроил им преграду. Спасение сравнимо с крохотной песчинкой, душа в тебе едва жива и тело ослабело, но если волю соберешь в кулак, ты испытание осилишь. Жизнь деда для тебя примером стала, Аллий мостил его дорогу, пройдешь через неё и через все загубленные ими жизни. Смерда проси на лбу зарубки делать, разрыв кольца ты должен сохранить, иначе, жизнь в тебе угаснет.
    Тьма соблазняет человека и обращает душу в камень. Хранилище её забито, камней скопилось, счету не объять. Для отдыха,  облюбовала ложе, оно в убийственной низине.  Прислужники, безвинно убиенных деток  закапывают там. Кости не могут разобраться, кто друг, кто враг и мстят живому существу.  Если каменья белые на землю упадут, дождем умоются, согреются теплом небесным, ветер поможет светлым душам на небеса взлететь. Кости покой земельный обретут и перестанут мстить живому. Низина превратится в сад, тысячелетие назад и я деревья в нем сажала.
    Аллий был прав, на землю в обличии твоем явилась сила небывалой мощи. Наш Соколиный род тебе любовь земную прививал, Тьма предложила путь иной.  Судьба земли решается сегодня, или жизнь человека взметнется над богатством,  или богатство уничтожит жизнь.
    -Аллий всему виной, сбил  с верного пути. Ты тоже виновата, не доверяла и о величии не донесла, тебе все тени поклонились и Тьма отвесила поклон.  Аллий стоял ступеней ниже.  Я никогда бы  не променял тебя на сгусток из людских пороков. Я жить желаю на земле, придумай что-нибудь. Другие матери не глядя, жизнь отдают спасая семя. Тьма согласилась на обмен, на цепь пойду не я, а ты. Годами мал, без опыта житейского и знаний, погибну в подземелье.  Тебе не привыкать, для сына постарайся.
    -Обуял страх за собственную жизнь? Ты собирался править Миром, захват земель и власти передел, ВСЕГДА УБИЙСТВО, оно перед тобой во всей красе.
    -Не узнаю тебя, слова чужие, ни доброты, ни ласки.
    -Ты рос под зонтиком отца, с ним на Советах заседал, в любви родительской купался.  Родителей в народе почитают, ты эти почести накинул на себя не заслужив делами. На жизненном пути петель не счесть, все через них проходят. Споткнулся раз, второй и третий, сознаться мощи не хватило, тщеславие, сокрытие, обман заполнили нутро. Мудрость народная, советы, стрелою пролетали мимо.  Твой вольный разум иные ощущения захотел.  Хлебнул и испугался. Вместо себя готов родную мать подставить, да не одну, с детьми в утробе.   На возраст не коси, жизнью своей распорядился сам, чужие судьбы задевать не смей. Я не могу тебе помочь.
    -Влияние отца убило материнство, прощаясь с ним, пообещала себя и деток  уберечь.  Аллий им предсказал коротенькую жизнь.
    -Земные существа помочь не смогут, во владениях Тьмы они обречены на гибель. Расторгнув договор, через четыре дня и я  небесную защиту потеряю, кроме единственной пещеры, под землю мне заказан путь. Смерд вновь потребует расправу  над Аллий, Тьма согласится, могущество и ей не по нутру. Открыться  не могла, любой намёк мне стоил жизни. Отец, приглядываясь  к поступкам и делам,   предвидел все твои шаги, сближение с Аллий для нас  не ново.
    -Предвидел и от опасности  не уберёг,  зачем ты выбрала в мужья такого человека!
    Сокол издал тревожный звук, мать обняла Ассана
    -Мне  находиться здесь опасно, прислужники умышленно закрыли лазы, твои сестра и брат затихли, дыхания земного не хватает. Ещё немного и они погибнут.  С тобою в подземелье будет Тьма и десять лет, прожитых с нами. Мы безгранично веруем в тебя, на земле, каждый Соколёнок раскрыл объятия для встречи. Слышишь гул, Тьма куролесит на верху, отец от гибели народ спасает.
    Ассан упал, корчась от боли, закричал:
    -Четыре дня мне уделить не хочешь! Мне все равно, погибнут или нет, я при родителях живых напялил смертную рубаху. Где воля добрая твоя!
    Память его запомнила последние слова:
   -Смерд, разъедини кольцо на лбу, оно срастаться начинает.