Дедушкин хлеб. быль

Дарья Власова
    Вам приходилось есть дедушкин хлеб? А я счастливый человек. Не подумайте, не потому, что у меня есть какой-то супер- компьютер, игрушка или еще что-нибудь.
    У меня самый замечательный дед Юра. Я на выходные дни приезжаю к деду с бабой в деревню. Не успею зайти, как дед кричит бабушке: «Лида, где молоко? Давай быстрей, я замешу тесто. Настю будем кормить!
    И вот уже старенькие, морщинистые, но еще сильные дедовы руки замешивают тесто, ставят опару. Дед, как волшебник с крыльями, летает по кухни: то укутывает тесто в старое одеяла, то смазывает формочки для хлеба, то растапливает масло. словно колдует над тестом. Но сам не молчит, спрашивает: Настя, как дела в школе? Что нового? Как дела у Даши? (Это моя сестричка)
    -Дед, а дед. Кто научил тебя печь хлеб? Ведь ты у нас ветеринарный врач, а не повар?
    -Жизнь, внучка, жизнь…
    И начнет рассказывать о своем детстве. Как во время войны, будучи мальчишкой, стрелял в воробьев, чтобы накормить семью, бегал на рыбалку за шесть километров, потому что арык был далеко, собирал в садах абрикосы, персики, урюк, из которых делали сухофрукты и отправляли нашим солдатам на фронт.
    А вот и тесто подошло. Дед бережно берет формочки с тестом и ставит в горячую духовку.
    -Лида, давай мед, варенье, накрывайте на стол.
     -Дедушка, а расскажи еще что-нибудь!
    -Что рассказывать- то, внучка?! Тяжело было. Отец умер рано. Остались мы с мамой. Я, мама, старший брат Анатолий – ворошиловский стрелок, летал на самолете, бил фрицев, сестра Лиля- была тяжело больна, а вскоре умерла. Я ходил в школу, днем учился, после школы добывал себе пропитание, а вечером мы охраняли школу. Дежурили с мальчишками. Такое тогда было распоряжение.
    -Так что, Настя, учись, живи и радуйся жизни. Жизнь- тяжелая штука, но я ее люблю и дорожу ей.
    И тут, как всегда, бабулечка закричит тонким голосом.
    -Юра, горит хлеб! Что вы там с Настей, не чуете?
    -Нет, еще две минуты. Не лезь, когда пекарь работает. У нас с Настей все под контролем.
    И вот этот момент наступает.
    Дед открывает духовку, вынимает две большие румяные буханки. А запах… Этот запах не передать. Он у меня в памяти. Да, да, в памяти. Я и не знала, что можно помнить запахи.
    -Сейчас буханочка отдохнет и будем пить чай.
    Вся семья, а она у деда большая, садится за стол.
    Дедушка ставит буханку на полотенце и красиво режет ее на кусочки.
    -Настя, первый кусочек тебе! Ты мне помогала.
    И я смакую, медленно разжевывая маленькие откусанные кусочки хлеба… И ощущаю в них родное тепло дедушкиных рук.