Её призвание - помогать подросткам

Андрей Сигутин
Беседа с психологом Надеждой Смирновой   

О писателе и журналисте Надежде Смирновой впервые узнал, прочитав в журнале «Славянка» ее воспоминания о том, как она пришла к вере в Бога. Ее путь к храму был весьма непростым... Вот небольшой отрывок из ее рассказа: «А потом случилось страшное. Я заболела. Диагноз врача-онколога звучал как приговор. И опять противный голос нашептывал мне: «Господь не любит тебя. Все твои молитвы, горячая вера оказались ненужными». Я затосковала, впала в уныние. Сомнение змеем-искусителем заползало в душу. Может быть, действительно, Господь отвергает меня? Зачем тогда верить в Того, Кому ты  не нужна? И зачем молиться, если  тебе уготована смертельная болезнь? И почему именно мне? Моя душа металась в поисках ответов и пока не находила их. Но тут мне на глаза попалось «Житие преподобного Серафима Саровского» Скажите, ну разве это не промысел Божий? Эта книга давным-давно стояла у меня на полке, но увидела ее я только сейчас. Прочитала, не отрываясь, и все мои сомнения исчезли. Сколько болезней, унижений перенес батюшка Серафим, но не поколебался в вере, выстоял, хранимый Богородицей и Спасителем. И нам заповедовал хранить веру и любовь ко Господу. А что же я? При первом серьезном испытании готова была предать истины, преподанные нам Иисусом Христом, изменить вере, уйти опять в паутину беспросветной безбожной жизни. И я кинулась в церковь, молилась, каялась, плакала. Мне стало легче, душа просветилась, и любой исход своей болезни я готова была принять  с благодарностью.
Непрестанная молитва, вера и надежда помогали переносить мне болезненные процедуры, Господь укрепил мои силы, и по милости Своей послал мне еще одно чудо - выздоровление, чтобы я могла снова радоваться миру и благодарить Господа за все Его благодеяния. Наверное, я должна была пройти через испытание страшной болезнью, чтобы понять: вера без страданий ничто, а Господь любит каждого из нас..."
 
Спустя некоторое время после заочного знакомства с Надеждой наши журналистские пути пересеклись. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что она уже не первый год оказывает профессиональную психологическую помощь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Разве можно было пройти мимо этой «журналисткой находки» - весьма незаурядного собеседника, - и не обсудить столь актуальную тему?

- Надежда, когда и как вы пришли к вере в Бога?
- Конечно, не в детстве и не в юности. Тогда понятия об этом у меня вообще не было. В семье, и в школе нас воспитывали атеистами. Пионерка, потом комсомолка со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Но душа металась, чего-то ждала. Честное слово, мне было все время как-то неуютно. Помню, как я поехала с маленькими детьми в Калининград и с замиранием сердца зашла в храм. В тот момент у меня возникло ощущение, что я вот-вот взлечу, настолько легко и радостно мне было. Но на дворе стояли коммунистические времена. Крестить детей мы поехали в соседний городок нашей области. И на меня написали анонимку. Я тогда работала корреспондентом в местной газете. Меня вызывал первый секретарь райкома, грозил увольнением и общественным порицанием. Я выдержала его напор. И, думаю, с этого времени и началась моя дорога к храму. Потом уже в нашем городе открыли церковь, и я стала туда ходить, сначала, преодолевая себя, косые взгляды некоторых горожан и непонимание семьи.  Сейчас все мои дети и внуки, муж - люди верующие. Мы обвенчались с мужем 10 лет назад, а дочери - каждая в день своей свадьбы. Мы активно участвуем в жизни церкви, и, я думаю, наша жизнь отличается от жизни неверующих людей. Несмотря ни на что, мы счастливы!

- Надежда, почему вы решили стать психологом?
- Психолог - это моя вторая специальность. Я много лет проработала педагогом-историком, и очень часто мне приходилось сталкиваться с детьми, которые пытаются и не могут решить проблемы, связанные с общением, с восприятием мира,  обучением. Ко мне обращались за помощью, и очень хотелось помочь этим детям, но не хватало профессиональных знаний. Так я решила стать психологом. Меня привлекла высокая цель этой профессии. Ведь психолог, как и врач, призван помогать людям.

- У вас был непростой путь к храму... Обладали ли вы на тот момент познаниями в области психологии?
- Путь к храму, мне кажется, у каждого человека бывает непростым. Всегда он связан с сомнениями, переживаниями, отступлениями. И это естественно. Мы живем в непростом мире. Мире, где нравственные идеалы заменены стремлением к материальному, а им самим правит жестокость и равнодушие. Кроме того, большая часть населения современной России не подготовлена к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Сейчас повсеместно наблюдается разрушение нравственного уклада жизни, утрата основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, правил доброй и благочестивой жизни.
Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировоззрения. Один из русских писателей XX века так говорил об этом: «За религию у нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашенных яиц и кулича на Пасху». Современным людям необходимо прочувствовать, что такое крестный путь грешной души к Богу. Это непросто, поэтому порой и бывает таким трудным, тернистым наш путь к храму. Но если ты почувствуешь единение с Богом, придя к нашей вере, истинной, спасительной, то уже никогда не захочешь больше находиться во мраке безверия. Так произошло и со мной. Я бесконечно благодарна Богу, что Он дал мне почувствовать Свою помощь.
К тому моменту, когда я пришла к вере, я уже имела некоторый опыт работы психологом, и мне очень помогли мои знания. 

- Как именно знания психологии помогли вам прийти к вере?
- Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе».  Можно сказать, что одна из граней внутреннего мира человека, изучаемых психологией, это совокупность особенностей его характера.  Кроме того, человек, посвятивший себя этой профессии, находится в постоянном поиске, стремлении к духовному развитию, росту, наполнению. По-другому - никак.  Ведь если у тебя ничего нет, то и нечего отдать другим людям.  Поделиться можно только тем, чем обладаешь сам.
Изучая психику человека, я поняла, насколько она сложна и многообразна по своим проявлениям. Как много здесь необъяснимого и непознанного.  И понять, помочь вместить все это может только вера в Бога.  Когда я пришла в профессию, то была уже верующим человеком. Знания, полученные мной во время обучения, помогли мне утвердиться в вере и понять предназначение психолога, главный принцип его работы: «Не навреди». Да и многие принципы психологии перекликаются с религией. Посмотрите,  если мы говорим о самопознании, то здесь не может не вставать вопрос о ценности личности в Боге и отношении к близким, о необходимости возлюбить ближнего, как самого себя. Именно способность любить ближнего дает нам возможность глубже познать самого себя.

- Как вера в Бога помогла вам справиться с серьезной болезнью?
- Любая болезнь выбивает человека из колеи, заставляет страдать и жалеть себя. А тем более, если это болезнь смертельная, в некоторых случаях неизлечимая. Так случилось и со мной. Когда я услышала страшный диагноз, я растерялась и испугалась. Я не могла понять, почему именно со мной это могло произойти. Я ведь верующая. Так я думала, забыв, что Господь дает каждому из нас шанс покаяться в грехах, через страдания очистить свою душу. В тот период я читала много православной литературы, беспрестанно молилась, и в какой-то момент поняла, что принимаю свою болезнь как милость Божью. Попустив мне такой страшный недуг, Господь дает мне возможность еще раз задуматься о своей жизни,  чтобы понять: где, как и когда я сделала что-то не так. Я уже могла без слез думать о будущем и принимала любой исход болезни. Для меня важным было в тот момент примириться со своими ближними, попросить у каждого прощения и самой простить. Простить многое и многим. Благодаря молитве, я сумела это сделать. И....  Выздоровела. Слава Богу!

- Что бы вы могли посоветовать человеку с заниженной самооценкой, зацикленному на своем  несовершенстве, который думает: «Я ничтожество, хуже всех. У меня никогда ничего не получится. Неудивительно, что никто меня не любит...»?
-  Ко мне часто обращаются люди именно с такими проблемами. Порой такая оценка себя  становится навязчивой, приводит к депрессиям и нервным срывам. Здесь важна тактичность и понимание. И конечно, нужна профессиональная помощь психолога. Ведь, человек, как правило, не доверяет своим близким. И к словам, мамы, например: «Ты очень хороший»,  «Ты симпатичная», относится скептически. Эта проблема не решается за один день. Как правило, психологу требуется длительное время, чтобы помочь такому человеку. Во время занятий мы учимся заново узнавать себя, и, самое главное, - правильно себя любить. Однажды ко мне обратилась достаточно взрослая девушка, которая находилась в глубокой депрессии. Моя пациентка убедила себя в том, что она очень некрасивая: ее раздражал собственный маленький рост, рыжие волосы. Она придумала себе массу всяких недостатков, и никакие доводы родных и друзей не могли переубедить ее в обратном. Мама была обеспокоена, так как девушка уже не раз задумывалась о самоубийстве.  Когда я с ней встретилась, то была поражена, насколько она чувствовала себя неуверенной,   воспринимала окружающее в черных красках. Она не умела себя любить и принимать. И, слава Богу, благодаря нашим встречам, она смогла потихоньку начать верить в себя и принимать себя такой, какая есть. Через некоторое время девушка призналась мне, насколько изменилась ее жизнь после того, как она сумела по-христиански полюбить себя.

- Скажите, как правильно любить себя?
- Любить в себе Образ Божий, осознавать себя творением Божиим, орудием в Его Руках. В этом смысле евангельская любовь к себе - это отречение от себя. Поэтому эгоисты на самом деле не любят себя, а зациклены на себе.
С точки зрения психологии, человеку, особенно с заниженной самооценкой, бывает очень сложно любить себя. Светские люди порой неправильно понимают, в чем же заключается истинная любовь к себе, и поэтому это чувство у них приобретает гипертрофированные формы. Человек начинает чрезмерно холить себя и свое тело, зацикливается на своем здоровье, стремится всячески баловать себя. И взращивает в себе чрезмерную эгоистичную любовь. А от такой любви к себе рождается страх за себя, любимого. От нее же возникают безволие, беспомощность и эгоизм.
И что же, выходит, не надо стремиться любить себя? Конечно, надо. Но любить себя правильно.  Здесь существует множество рекомендаций. На некоторых из них мне бы хотелось остановиться. Очень важно никогда, ни с кем себя не сравнивать. Мы часто, особенно это касается женщин и подростков,  придумываем себе различные идеалы и пытаемся подделать себя под них. Это, как правило, заканчивается плачевно и ведет к нездоровой самокритике. Но как только мы перестаем на кого-то равняться, у нас исчезает чувство зависти, и наша жизнь значительно облегчается. Православному в повседневной жизни нужно сравнивать себя со Христом, почаще отвечая себе на вопрос: как бы в данной ситуации поступил Спаситель?
Еще одно правило - не обижаться. Все мы знаем поговорку «На обиженных воду возят». И это верно. Ведь обиды порождают массу отрицательных эмоций и подчас ведут к нервным срывам и болезням. Нужно учиться относиться к обидам правильно, думая, что человек, который сказал вам что-то обидное, просто не смог справиться со своими комплексами.
Старайтесь не культивировать неприятности: «Вот, сейчас мне не везет, что-то не получается, не идет, так как хотелось бы...». Не злитесь, а остановитесь и вспомните фразу великого Соломона: «Все пройдет, и это тоже». И все сразу же покажется не таким уж и плохим.

- Как вы считаете, необходимо ли православному христианину, выражаясь светским языком, для того чтобы быть успешным в семье и воспитании детей, обладать знанием психологии?
- Мне кажется, любой верующий человек уже обладает необходимыми начальными знаниями психологии. Ведь главные качества успешного психолога - это умение слушать, доброжелательность, стремление помочь и понять. А разве не такие качества должны иметь родители, воспитывая своих детей, или молодые люди, пытающиеся строить семейные отношения? И разве не такие добродетели должен нести в себе православный христианин?

- От некоторых трудных подростков плачут даже учителя, как вам удается находить с ними общий язык?
- Наверное, для любого психолога такой вопрос покажется странным. Находить общий язык с абсолютно разными людьми - часть нашей профессии. Действительно, с трудными подростками подчас бывает нелегко общаться: они грубят, хамят, или, наоборот, замыкаются в себе. Здесь мне помогает вера. Я стараюсь, прежде всего, увидеть в них хорошую сторону. Что заставляет их быть такими? Семья, окружение, личные качества? Я  стараюсь понять их, а дети это чувствуют и раскрываются, доверяют тебе и ждут помощи.
 
- Расскажите немного о себе:  как вы учились в школе, обижали ли вас одноклассники, сталкивались ли сами с проблемой «отцов и детей» в подростковом возрасте?
- С проблемой «отцов и детей», думаю, сталкивается любой человек, в какое бы время он ни жил. Но у меня она проявлялась не особенно остро. Дальше легкой обиды на родителей дело не шло. Помню, они заставляли меня одеваться теплее зимой, а мне хотелось пофорсить в короткой юбке.  В школе я училась хорошо, участвовала в общественной работе, у меня были хорошие друзья. И меня, как и всех подростков, мучили комплексы. Я была невысокая, крепкая девчонка, а мне казалось, что я слишком полная для своих лет, и ужасно сама себя стеснялась. Кстати, мне потом стоило огромного труда избавиться от этого комплекса. Но психологов тогда не было (смеется).

- С какими проблемами к вам как психологу чаще всего обращаются подростки? Кстати, они обращаются к вам по совету сверстников или на консультацию их приводят родители?
- Возраст от 12 до 16 лет - очень сложный период в жизни человека. В это время мы очень зависимы от чужого мнения, постоянно ждем одобрения, стараемся казаться лучше, пытаемся доказать свою состоятельность. Поэтому и проблемы, с которыми ребята идут ко мне, в основном, связаны с общением. Это  конфликты в семье, проблемы "отцов и детей", любовные проблемы, одиночество, непринятие себя. Подросткам на самом деле очень непросто выживать в этом мире: сложно разобраться в  информационном шквале, кругом множество  искушений, на первых взгляд безобидных, но имеющих глубокие последствия для психики ребенка. Ведь подростки, особенно воспитанные в неправославной среде, совсем не защищены от заразы скрытой агитации и не способны видеть тяжелых последствий, на их взгляд, невинных суждений или манеры поведения. Повзрослевшие дети начинают искать ответы на вопросы, пытаясь понять, куда же им двигаться дальше, и приходят к психологу. Ведь родители подчас не понимают своих детей, или слишком заняты на работе, или просто не могут и не хотят что-либо объяснить своему ребенку, действуя методами запретов. Учителя, вынужденные выживать на копеечную зарплату, заняты или измотаны, чтобы уделять внимание каждому ученику. А вопросов у подростков слишком много, чтобы самостоятельно найти на них ответ. Как правило, они обращаются ко мне по совету сверстников. Родители приводят своих чад очень редко. Из этого можно сделать определенные выводы. И от этого становится очень грустно.

 - Расскажите,  пожалуйста, какие вы используете психологические методы и приемы в работе с подростками?
- В психологии существует большое количество приемов и методов, которые позволяют сделать работу психолога эффективной и действенной. Я люблю и ежедневно применяю в своей работе наблюдение. На основе наблюдения  делаю  выводы о тех или иных психических процессах. Здесь все важно. Как подросток разговаривает, как ведет себя на уроках или в свободное время, даже его молчание может сказать очень много. Конечно же, в психологии не обойтись и без такого метода, как беседа. Правильно построенная беседа помогает собеседнику полностью раскрыться, ну, а психологу, действительно, помочь ему.
Ребята очень любят тестирование. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Дети ждут этой оценки, бегают за результатом, им интересно знать: «А какой я на самом деле». Из профессиональных тестов я часто использую тест Люшера, Айзенка, социометрический, рисуночный тесты. Иногда провожу тренинги.
Что касается технических приемов, то каждый психолог выбирает те, которые наиболее применимы в той или иной ситуации. Но это всегда доброжелательность, мягкий, теплый голос, в котором слышится симпатия, взаимодействие на равных и демонстрация стабильности и спокойствия. Здесь должен быть применен такой основной принцип: «в главном - единство, в спорном свобода, во всем любовь». Только тогда можно рассчитывать на успех.


- Каково ваше отношение к сериалу «Школа» и неужели в реальной жизни  современные подростки настолько же распущенны и духовно деградированы?
- Мне много приходится общаться с «трудными» или, как их еще называют, неблагополучными подростками. Кроме того, я работаю в профессиональном лицее, где в основном, обучается молодежь, относящаяся к наиболее социально незащищенным слоям населения: это дети-сироты, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из неблагополучных и неполных семей. Кроме того, в  этом возрасте, как никогда, подростки подвержены влиянию негативной социальной среды. И, тем не менее, мне никогда не приходилось наблюдать такого открытого цинизма, вульгарности и пошлости, которую пытаются нам навязать режиссеры «Школы». Да, среди подростков встречаются разные. Пытаются самоутвердиться посредством нарочито плохого поведения. Курят, матерятся, хамят. Но все равно чувствуют, что поступают не совсем так, как надо, испытывают чувство вины, приходят извиняться. Ребята много знают, о многом мечтают. Рассуждают на любые темы, у них всегда полно вопросов.  В «Школе» нам пытаются показать совсем другого подростка. «Безбашенного», дерзкого, лишенного нравственности. Если такие школьники, действительно, существуют, значит, Россия обречена.

- Как вы воспитываете в себе и в своих подопечных смелость, спокойствие, уверенность, самообладание?
- Эти качества вырабатываются и утверждаются в человеке, прежде всего, при преодолении различных препятствий - внутренних и внешних. Внутренние препятствия создаются самим человеком - его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, застенчивостью, пассивностью, сомнениями. Внешние препятствия могут создаваться со стороны других людей, трудностями выполнения задачи, профессиональными сложностями и др. Для воспитания этих качеств существует достаточное количество рекомендаций и  психологических приемов. Здесь же приведу несколько высказываний, которые заставляют моих подопечных задуматься и вызывают у них желание измениться.
Несдержанность - хуже глупости. Кошмарна жизнь тех, кто не научился управлять собой.
Самообладание надо тренировать, как мышцы, начиная с мелочей.
Самообладание позволяет человеку жить, как надо - а не так, как хочется.
Несдержанный человек - раб желаний.
Воспитывая сдержанность, человек может избавиться от пороков и вредных привычек.
За минутные слабости человек расплачивается годами.
Терпеливости человеку не хватает - даже больше чем смелости.
Терпение - хранитель семьи.
Сильный - слабого не обидит.
Смелость - города берет.

- Сейчас много говорят о воспитании подрастающего поколения, однако, к сожалению, на деле часто всё разговорами и заканчивается. Не могли бы вы дать конкретные, практические рекомендации-приемы по воспитанию детей?
- Не надо бояться идти на диалог с ребенком. Мы часто, вместо теплой беседы с ребенком, применяем в воспитании запретительные формулировки: «Ты не должен туда ходить», «Не крась ресницы», «Не кури». И считаем это правильным. Но даже новорожденный малыш - уже личность. Да, он пока полностью зависим от нас, но мы замечаем, что у него уже проявляется свой характер. А в подростковом возрасте ребенок уже претендует на некоторую самостоятельность, и на все запреты отвечает активными действиями, пытаясь все сделать наоборот. К сожалению, сейчас многие семьи утратили внутреннюю связь друг с другом, идет разрушение традиций и обычаев. Мы почти не собираемся за семейным столом, и в нашем доме не пахнет пирогами. А ведь за одним столом легче договорится. И потом, ну что может лучше всего помочь в нашем общении с детьми? Конечно, это любовь, терпение и понимание. Старайтесь воспитывать в своих детях такие вечные общечеловеческие качества, как стыд, совесть, честь, понятия добра и зла. Вспомните Макаренко. Когда у него спросили, в каком возрасте надо начинать воспитывать ребенка, он задал встречный вопрос: «А сколько вашему малышу лет?». Услышав ответ: «Один год», он грустно заметил: «Вы уже опоздали».
 
- Все-таки родители в воспитании вынуждены применять и запретительные меры, как это делать правильно? И вообще, как  психологи советуют  наказывать детей, например, ремень можно применять?
- Понятно, что всем родителям хочется видеть своего ребенка воспитанным, послушным и счастливым. Это - наши дети, и мы обязаны оградить их от всех невзгод, которые непременно выпадут на их долю. Однако если родители будут лишь читать нравоучения, упрекать, запрещать и ссылаться на собственный опыт, то могут получить прямо противоположный результат. В общении с подростком допустимы только такт, деликатность, понимание, сопереживание и уважение его прав как личности.
Любой психолог вам скажет, что при хорошем эмоциональном контакте с подростком родители избавлены от многих неприятных неожиданностей.
Дети, которых родители с самого детства контролируют, относятся к запретительным мерам спокойно, не протестуют и подчиняются родителям. Но если вы раньше своего ребенка не контролировали, не пытались вести с ним доверительные беседы и ограничивались только проверкой уроков, а теперь вдруг станете требовать, чтобы  не задерживался допоздна на улице,  не ходил на дискотеки и т.д. - это, наверняка, вызовет у него реакцию протеста.  Кроме того,  вы явно не добьетесь ничего, а только потратите впустую свои нервы. 
Здесь надо понять самое главное: проблемы подростка с родителями возникают лишь тогда, когда родители занимают неправильную позицию. Есть такое высказывание: «Нет плохих детей - есть плохие родители». Мы плохие не потому, что не любим своих детей, скорее, наоборот, но вот понять, подчас, как правильно, мы не всегда можем. Наша ошибка и в том, что мы продолжаем считать своих детей маленькими, а ведь подросток - это вполне сформировавшийся как личность человек. И он стремится быть самостоятельным. Другое дело, что нас, взрослых, не всегда радуют его попытки вырваться из-под нашей опеки, и некоторые поступки подростка могут и огорчать, и даже злить.
Будет неправильно, если родители совсем откажутся от запретительных мер. Любому ребенку необходимы некие рамки, ему нужны четкие запреты, нужно знать, что - хорошо, а что - плохо. Наказания - это  и есть определение этих рамок ограничения для ребенка в принятии решений. Я - за наказания, но если только они  оправданы, то есть если другие воспитательные меры не принесли успеха. 
Ну, а как именно наказывать детей, зависит от характера ребенка, возраста и сложивших отношений  в семье. 
Это может быть запрет какого-либо значимого для ребенка занятия, например, компьютерной игры или похода в кино. Некоторые запрещают ребенку некоторое время видеться c  друзьями или лишают сладкого.  В каждой семье запреты - чисто индивидуальное дело.
А вот бить ребенка категорически нельзя.  Если 2-х летний малыш не обидится на шлепок по «мягкому месту», то для школьника это будет унижением его достоинства. В любом возрасте применение ремня, любого физического насилия (толчки, подзатыльники, шлепки, т.д.) - крайняя мера наказания, которая может привести  к серьезным нарушениям психического и личностного развития ребенка.
В случае конфликтов будут приемлемы следующие советы:
1) тактично и спокойно объясните подростку, почему его поведение неправильно; 
2) предложите ребёнку что-нибудь более привлекательное, взамен того, что вам кажется неприемлемым;
3) вашим главным качеством  должно стать терпение;
4) если поступок не повторится, не наказывайте подростка;
5) награды или, как их еще в психологии называют, «поглаживания» более эффективны, чем наказания.
В качестве поощрения можно использовать деньги, только старайтесь делать это нечасто. Нам надо понять, что подростки теперь, как никогда, нуждаются в вашей помощи. Берегите себя и своих детей.
Ссоры неизбежны даже в самой благополучной семье, поэтому важно достойно разрешать конфликт, разговаривать друг с другом о своих эмоциях и чувствах.

- Часто конфликты с детьми возникают оттого, что взрослые, во-первых, не умеют держать себя в руках, а во-вторых, не слышат своего собеседника. Как избавиться от раздражительности и научиться слышать людей?
- Думаю, вы согласитесь со мной, что раздражение - очень неприятное чувство. Оно может захватить чувства и ум и заставить нас совершить действия, о которых мы ещё долго потом будем жалеть. Если вы испытываете раздражение - вы уже не правы. "На меня что-то нашло", "это был не я", "меня понесло" - действительно, в момент раздражения мы «не осознанны», нас фактически нет - есть биологическая реакция...
Раздражение всегда имеет эмоциональный оттенок. Иногда оно переходит в агрессию, злобность, ненависть, когда внутри всё закипает и требует выхода - в виде крика или резкого движения.  Если мы не будем сдерживать себя, то раздражение может вырасти до громадных размеров. Вроде, совсем недавно это было легкое раздражение, а потом нас  начинает не устраивать абсолютно всё: работа, дом, жена,  весь мир... Именно тогда появляется раздражительность - малейший пустяк и "человек выходит из себя", устраивает истерику, кричит, стучит - в общем, не контролирует свои действия... Думаю, что не скажу что-то новое, но ученые пришли к выводу, что заболеваниями сердечно-сосудистой системы страдают, в основном, люди несдержанные, раздражительные и агрессивные.  Другими словами, злость на окружающих людей: соседей, своих родных и близких, не прощение обидчиков являются сегодня убийцей номер один.  Но раздражение опасно не только этим. Обманывая друг друга, интригуя, подсиживая, оскорбляя и срываясь на крик, мы деградируем как личность, мы попираем законы человечности. Не говоря уже  о том, что, с  точки зрения Православия, это является грехом.
Поэтому от таких чувств, с Божьей помощью, надо избавляться.
Конечно, есть способы избавиться от раздражительности, агрессии и злобы. Во-первых, покаяться и в молитве попросить у Бога сил больше не раздражаться. После этого можно побыть в тишине на природе, послушать медленную красивую музыку или, напротив, нагрузить себя тяжелой физической работой - каждый выбирает сам средства борьбы с раздражительностью. Во-вторых, думайте обо всем хорошем в своей жизни. Каждый вечер вспоминайте, что хорошего произошло с вами сегодня и поблагодарите за это Бога. В моих тренингах всегда присутствует вопрос: «Что хорошего произошло с тобой сегодня». Иногда ребята злятся, начинают утверждать, что все плохо и просвета нет, но потом все равно оказывается, что хорошее все-таки было, и это сразу поднимает настроение. К слову сказать, святитель Игнатий (Брянчанинов) учил, что если навалилось уныние, то  нужно начинать благодарить Господа, непрерывно произнося: «Слава Богу».

- Вспоминается высказывание старца Паисия Святогорца о том, что человек должен быть «фабрикой» добрых мыслей.
- Конечно. И еще, если кто-то или что-то вас раздражает, воспользуйтесь техникой благодарности. Я ее часто советую своим подопечным. Считаю, она эффективна и дает нам возможность мгновенно избавиться от чувства раздражения. 
Как только вы почувствуете раздражение, необходимо мысленно поблагодарить собеседника за то, позитивное, что было в его намерении сказать вам. Например, вы разозлились на водителя автобуса, который обдал вас грязью, отъезжая от остановки.   
В тот момент, когда вам хочется ругаться и грозить вслед автобусу кулаком, просто подумайте: "Спасибо тебе, водитель, за то, что дал мне понять, чтобы я не подходил слишком близко к проезжей части. Спасибо, что ты напомнил мне, что я должен быть осторожен.  Прости меня за нехорошие мысли и эмоции   по отношению к тебе!». 
Как только вы, по  милости Божией, избавитесь от раздражения, то сразу почувствуете, как это здорово:  жить в гармонии с собой и с миром. Вы станете спокойней, научитесь понимать и слышать друг друга, и качество вашей жизни повысится.

- Есть ли у вас методика по работе людьми, зависимыми от алкоголя и табака? В чем она заключается и насколько эффективна?
- Есть психологи, которые специализируются на данной проблеме.  Я больше работаю в возрастной психологии, тем не менее, бывают случаи, когда подростки обращаются ко мне именно с такими проблемами. У меня есть специальная аудиометодика, которая достаточно эффективна, при наличии сильной мотивации у пациента. Кроме того, необходимо  помочь выработать  человеку   силу воли, уверенность, постепенно у него более ярко проявляется ощущение собственной независимости от спиртного. Пациент должен осознать: не он зависит от окружающей обстановки, а она подстраивается под него. По слову апостола Павла, «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Часто пристрастие к спиртному у подростка развивается от того, что он закомплексован и  ненавидит  себя.  Важным результатом лечения является повышение самооценки пациента, так, он начинает понимать, что нельзя в себе затемнять образ Божий. Как правило, во время консультирования,   мы с подростком пытаемся совместными усилиями разобраться в причинах возникающих внутренних конфликтов, которые ведут к употреблению алкоголя или курению, при этом очень важно научиться решать эти проблемы, искать выход из сложных ситуаций. Избавление от подобных проблем  - сложный процесс, и помощь психолога очень важна. Помощь необходимо оказать вовремя, пока неврозы и депрессии, связанные с пристрастием к спиртному и табаку, не перешли в критическую стадию.
Что интересно, подростки отлично понимают, что пить и курить нехорошо, они с удовольствием идут на контакт, мы подолгу разговариваем, но все они, в основном, не мотивированы на избавление от дурных привычек. Да, курить плохо, да, вредно для здоровья, но.... А дальше идет целый набор причин, по которому они бросить не могут или не хотят. Здесь мне помогают и мои знания истории. Я рассказываю ребятам о том, что курение и алкоголь никогда не культивировались в православной Руси, более того, это считалось страшным грехом. Объясняю, почему. Слушают, и были случаи, когда после наших встреч бросали выпивать или курить навсегда.

- В заключение, что бы вы еще хотели сказать по данной теме (что не прозвучало в предлагаемых вопросах)?
- Напоследок, я хотела бы рассказать вам поучительную притчу. Я прочитала ее в одной книге, с тех пор часто привожу как пример своим пациентам, которые сетуют на то, что все в их жизни идет не так, ничего не получается, и они никак не могут выпутаться из проблем.
Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: "Как же его оттуда вытащить?"
  Тогда хозяин ослика рассудил так: "Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно - почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения".
Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, к всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.
Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, к всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!
 ...В жизни вам будет встречаться много всякой грязи, и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх - и только так ты сможешь выбраться из колодца.
Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого, колодца.
Встряхнись и поднимайся наверх. Подросткам, которые только еще на пути к храму, даю такой совет. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:
1. Освободи свое сердце от ненависти - прости.
2. Освободи свое сердце от волнений - большинство из них не сбываются.
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
4. Отдавай больше.
5. Ожидай меньше.