Нужен глобальный мозговой штурм говорит спасатель

Глушков
                Нужен глобальный мозговой штурм говорит спасатель
                http://www.proza.ru/2010/07/25/548

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Для  Предотвращения возможной глобальной катастрофы (Пвгк) _ необходимо
    принципиально новое мировоззрение, формирующее принципиально новые нормы
    поведения и новый антропоцентризм большинства людей на Земле.
2. Новое мировоззрение не может быть сведено к чисто рационалистическому.
 3.  Новому мировоззрению необходим новый, СОВРЕМЕННЫЙ рационализм, в котором
    рациональное должно стать лишь одной ИЗ опор нового мировоззрения
    (в синтезе с  духовным и душевным).              .
4. Рациональное и иррациональное необходимо разделять и не смешивать
     в практической деятельности в рамках рационализма.
5. Новое мировоззрение должно обеспечивать настройку духовно-душевного поля человека.
6. Духовно душевное _это тоже рациональное эмпирическое, но качественно иное.
7. Искусство и природа открывают духовное восприятие Действительности с высокой точки зрения.
8. Ноосфера это Жизнесохраняющий Разум Человечества, развивающий Человечество совместно с Природой.
9. Духовное и душевное развитие должно быть в центре воспитания и образования.
10. Путь в мир духовного и душевного лежит, в том числе, и через восприятие искусства.
11. Синтез духовной душевности и рациональности = синтез целостности человека _ становится жизненной необходимостью.
12. Синтез целостности человека = синтез единства рационального и духовно-душевного _ включает в себя и единение с Природой, инициируя экологическую жизнесохраняющую волю = волю совместного развития человека с Природой.
 13. Экологический императив повлечет за собой императив этический,
       изменяющий общественно-моральные и индивидуально-нравственные ценности.
14. Библейские запреты заменили биологический канал развития на общественный,
      родили  коллективный разум и процесс накопления информации.
 15. Глобальный экологический кризис грядет неумолимо уже на пороге –
      -- и для обхода этого кризиса _ Человечество должно искать альтернативу
      стихийному процессу самоорганизации общественного развития.
 16. Всеобщее понимание необходимости Предотвращения возможной глобальной
       Катастрофы (Пвгк).
17. Выбор пути развития немыслим без участия Глобального Разума Глобальной
    Самоорганизации Человечества.
18. От того, как Коллективный Разум сможет опереться (в том числе)
      и на духовное + душевное начало, зависит судьба человека как биологического вида.
19. Для каждого человека есть своя "Ночь Просветления."=
= Раскрытие потенциала духовности большинства людей =
=есть главная задача воспитания и образования =
=и путь внедрения новой парадигмы развития.
20. Основная задача и начало воспитания духовности человека =
= есть воспитание эстетического восприятия Природы.
21. Огромная роль музыки в воспитании духовности человека.
22. В воспитании духовности человека особенно важны символы искусства, роднящие нас
      с Природой; роль литературы  и народных песен.
23. Нужен глобальный мозговой штурм в поисках принципов нового мировоззрения
        и для инициации Глобального разума.
24. Для Предотвращения возможной глобальной катастрофы (Пвгк)
      посредством внедрения нового мировоззрения
      необходимы также глобально значимые политические решения,
      инициируемые Глобальным Разумом.

Нужен глобальный мозговой штурм
разработки принципов нового мировоззрения _
так говорит спасатель.
(Дайджест статьи академика РАН Н.Н. Моисеева)

 1. Для  Предотвращения возможной глобальной катастрофы (Пвгк)_ необходимо принципиально новое мировоззрение, формирующее принципиально новые нормы поведения и новый антропоцентризм большинства людей на Земле.               
        Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, потому что новые знания и новый опыт непрерывно изменяют наши взгляды на мир, на нас самих и на наше место в нем.
        Но бывают периоды перестройки самих основ развития человека. И мы как раз и подходим к такому поворотному моменту.
       Кое-что из будущего представляется достаточно отчетливо. Уверен, что непременно появится система новых табу и возникнет необходимость новых знаний.
       А что еще необходимо сегодня, чтобы не было катастрофы завтра? –
Необходим новый антропоцентризм (человекоцентризм), который должен не просто ставить человека в центр мироздания, а стремиться изменить себя и Природу и свое поведение так, чтобы сохранить человека на Планете.
Но как этого достичь? Некоторым размышлениям на сей счет и посвящены эти заметки.
 
2. Новое мировоззрение не может быть сведено к чисто рационалистическому.
        В окружающем мире есть некоторая граница познания, за которой лежит то, что принципиально недоступно. Поэтому мировоззрение никогда не сможет быть сведено к чисто рационалистическому.
       В формировании мировоззрения участвует множество причин. Это и религии, и семейные традиции, встречи с людьми, собственная активная деятельность и многое, многое другое.

3. Новому мировоззрению необходим новый, СОВРЕМЕННЫЙ рационализм, в котором
рациональное должно стать лишь одной ИЗ опор нового мировоззрения (в синтезе с духовным и душевным).             
    Моя книга "Современный рационализм" (Москва. 1995 г. Эколого-политологический университет) _ об одной из важнейших составляющих современного мировоззрения, о рационализме _ этом инструменте познания, который должен быть присущ любой цивилизации.
       Познание законов Природы и методов их использования отражает концентрированный опыт человека, то есть является эмпирическими обобщениями, позволяющими человеку предвидеть последствия своих действий. -- Но эти знания еще не есть мировоззрение. Это лишь шаг, абсолютно необходимый человеку.
        Примитивный антропоцентризм, основанный на представлении об абсолютном могуществе человека, уже не безобиден. И для того, чтобы использовать это могущество во благо человека, людям необходимы не только рациональное, добытое современной наукой, _ а необходимы и самые разнообразные знания. Поэтому я назвал свою книгу "СОВРЕМЕННЫЙ рационализм", чтобы подчеркнуть его отличие от рационализма классического.
        Рациональное должно стать одной из опор мировоззрения.

4. Рациональное и иррациональное необходимо разделять и не смешивать
    в практической деятельности в рамках рационализма.
        В процессе обучения необходимо выделить рациональное ядро мировоззрения, _ общее для всех, на что можно надежно опереться в своей практической деятельности.
Поэтому рациональное начало нельзя ни с чем смешивать; в рамках рационализма нельзя аргументировать Богом и любым иррациональным
(Прим. ред.: по контексту всей статьи, под «иррациональным» Н. Н. Моисеев подразумевает духовное и душевное.)
        Обязанность ученых, учителей раскрыть рациональное содержание наших знаний, дать этот инструмент нашим ученикам.

5. Новое мировоззрение должно обеспечивать настройку духовно-душевного поля человека.
Это вовсе не означает, что я недооцениваю те составляющие миропонимания, которые не сводятся к чисто рациональному знанию. Но их утверждение в человеке имеет совсем другое начало, качественно отличное от того, что мы называем обучением.
 Человек живет в определенном "эмоциональном поле", играющем не меньшую роль в его действиях и его судьбе, чем точные знания. И встречать завтрашний день мы должны не только во всеоружии наших знаний об окружающей Природе, но и при соответствующей настройке этого поля.

6. Духовно душевное _это тоже рациональное эмпирическое, но качественно иное.
Я не смею объяснить иррациональную сущность человека. Поэтому лучше проиллюстрирую место этого "поля" в формировании мировосприятия, _ соответствующими примерами собственного жизненного опыта, которые повлияли на мое мировоззрение и, вероятнее всего, сыграли немаловажную роль в том, как сложился мой жизненный путь, моя судьба.
Ведь иррациональное это тоже эмпирическое начало.
И оно приводит к ряду практических выводов, о которых я скажу в конце этих заметок.
        Я человек не религиозный, _ хотя никогда не был и атеистом. Моё неприятие атеизма - следствие того же рационализма: то есть, я не знаю эмпирического обобщения, которое позволяло бы мне утверждать отсутствие Бога или Высшего Разума.
       (О том, что я не могу утверждать и обратное, по существу я уже сказал.) Но факты духовного проявления в личной жизни непосредственно повлияли на мое мировосприятие.

       7. Искусство и природа открывают духовное восприятие Действительности с высокой точки зрения.
        Мне удалось увидеть и познать много прекрасного, что делало мою жизнь содержательной и определило многие особенности моего миропредставления, а следовательно, и поведения, и выбора жизненного пути в хаосе случайного и непредсказуемого. 
          Расскажу о двух эпизодах, которые сыграли особую роль в моей жизни. Однажды я со своей младшей дочерью пошел на концерт. Оркестр исполнял "Ночь Просветления" Рихарда Штрауса. Предо мной словно открылся новый мир. Я несколько дней был под впечатлением музыки Рихарда Штрауса. Она для меня действительно была "Ночью Просветления"! 
        А вот второй эпизод. Однажды на Алтае мы шли по узкой тропе. И неожиданно перед нами открылась гора Белуха, снежный Исполин-Охранитель (от холодных северных ветров) рощи лиственниц, которая высоко под Солнцем  НАД  ЛЕДНИКОМ поднималась неширокой полосой. Эта роща, обращенная к Солнцу, олицетворяла Жизнь, _ и над ней гора Белуха-Исполин, защищающий Жизнь.
Мы все остановились, завороженные открывшейся картиной: перед нами был один из символов жизни, встреча с которыми и восприятие которых не менее важны для человека, чем знание законов Ньютона и правил логического мышления.
       Потом еще несколько раз я переживал нечто подобное, всё больше и больше утверждавшее мой образ восприятия окружающего с высокой точки зрения.

8. Ноосфера это Жизнесохраняющий Разум Человечества,
развивающий Человечество совместно с Природой.
        И когда (с помощью компьютерной имитации функционирования биосферы)
я начал изучать свойства Земли как целостной системы и читать труды Вернадского, то у меня родилось свое представление о Ноосфере:
Я представил себе человечество той рощей у подножия Белухи, которая растет и тянется вверх под защитой великана, имя которому Природа.
Вот тогда я впервые написал о том, что Эпохой Ноосферы следует называть тот этап антропогенеза, когда человечество окажется способным реализовать режим коэволюции человека и биосферы.

9. Духовное и душевное развитие должно быть в центре воспитания и образования.
Мир человека - это неразрывная связь рационального и иррационального.
         Мир иррационального не в меньшей степени влияет на поступки человека, чем его суждения, основанные на принципах рационализма. (Так например, однажды услышанная мною "Ночь Просветления" Рихарда Штрауса в неменьшей степени определила переориентацию моей практической деятельности, чем разговоры с одним из умнейших людей, которого мне посчастливилось встретить, - с Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским, одним из блестящих ученых ХХ столетия, стоявшим у истоков современной генетики.)   
        И что, может быть, самое главное - наибольшую радость, ощущение полноты и прелести жизни дает человеку как раз его иррациональная составляющая.
        Поэтому эта важнейшая компонента нашего бытия не может не быть в центре внимания образовательной и воспитательной деятельности общества. Мы должны учиться на нее влиять так, чтобы уберечь человечество от деградации.

10. Путь в мир духовного и душевного лежит, в том числе, и через восприятие искусства.
Потому что искусство_ это, прежде всего, _ обращение к той иррациональной сущности человека, которая и есть его собственное Я!
Оно нужно и необходимо прежде всего для того, чтобы затронуть те струны, которые перестают звучать в повседневной обыденности, глохнут под бременем жизненной необходимости либо из-за традиционных материальных стремлений.

11. Синтез духовной душевности и рациональности = синтез целостности человека _ становится жизненной необходимостью.
Через искусство к человеку приходит то глубинное, что лежит за пределами познания, но что в неменьшей степени, чем рациональные знания,  влияет на познаваемое и познанное. И вместе с тем у человека возникает ощущение полноты и прелести жизни, которое, может быть, и составляет ее истинное содержание.
И тогда возникает синтез, о котором мечтали представители искусства нашего Серебряного века. Сейчас такой синтез становится жизненной необходимостью. Его необходимость была гениально угадана нашей отечественной культурой еще сто лет тому назад.

12. Синтез целостности человека = синтез единства рационального и духовно душевного _ включает в себя и единение с Природой, инициируя экологическую жизнесохраняющую волю = волю совместного развития человека с Природой.
        Ключ, способный открыть дверь в будущее человечества, я думаю, окажется синтезом рационального Разума и того иррационального начала, которое заложено в людях. От того, как Коллективный Разум сможет опереться в том числе и на иррациональное начало, зависит судьба человека как биологического вида.
Духовные миры не возникают сами по себе, и они вовсе не случайны. И если люди хотят сохранить себя, свой род, то, что накоплено культурой за тысячелетия, им необходимо не только знать современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком.
Только тогда может возникнуть тот Синтез, то единение с Природой, когда само понятие антропоцентризм потеряет смысл.

13. Экологический императив повлечет за собой императив этический,
изменяющий общественно-моральные и индивидуально-нравственные ценности.
        Экологический императив (= то есть, система ограничений человеческой деятельности, система запретов, выполнение которых необходимо для продолжения процесса развития общества) неизбежно приведет к выработке нравственных критериев, _то есть:  Экологический императив повлечет за собой императив нравственный.
        И это неизбежно приведет к изменению структуры ценностей, позволит обрести новые цели и новые стимулы жизни.

14. Библейские запреты заменили биологический канал развития на общественный, родили  коллективный разум и процесс накопления информации.
        Табу "не убий!" (= запрет на убийство себе подобного) вывел человека из эволюционного тупика и обеспечил развитие человеческого разума.
Знаменитый австрийский этолог Конрад Лоренц утверждает даже большее: не обладая инстинктом волка (волк отпускает побежденного, подставившего свою шею под его зубы) люди без табу на убийство _ просто перебили бы друг друга.
Благодаря утверждению этого табу, возникли основы морали древнего человека, и его эволюция сменила биологиеский канал развития на общественный, при котором
возникли коллективный разум и накопление информации _ и  стали развиваться ускоряющимися темпами.

15. Глобальный экологический кризис грядёт неумолимо уже на пороге –
-- и для обхода этого кризиса _ Человечество должно искать альтернативу стихийному процессу самоорганизации общественного развития.
        Вероятно, лишь два-три десятка тысяч лет отделяют нас от утверждения на Земле современного человека _ кроманьонца.
Теперь у нас нет этих тысяч лет_ нет и сотен. Экологический кризис грядет неумолимо уже на пороге. Конечно, законы самоорганизации сработают и сами по себе. Но это будет связано с ожесточенной борьбой за ресурсы, за место под Солнцем. С кровью и гибелью множества людей и даже целых цивилизаций.
        А есть ли у человечества альтернатива развития? _ Убежден: человек не имеет права отказаться от поиска этой альтернативы.

16. Всеобщее понимание необходимости Предотвращения возможной глобальной
       Катастрофы (Пвгк).
        Сегодня, быть может, мы открываем самую драматичную страницу истории человечества.
        Все отчетливее вырисовывается невозможность, "абсолютная тупиковость" того естественного пути общественного развития, той "извилистой тропы самоорганизации", которой шло человечество до сих пор (хотя и достигло удивительных успехов). Такое понимание становится достоянием не только отдельных ученых, как это было четверть века тому назад. Оно постепенно становится достоянием миллиардов людей, живущих на Земле.

17. Выбор пути развития немыслим без участия Глобального Разума Глобальной Самоорганизации Человечества.
        Человечеству предстоит смена парадигмы развития, переход в другой эволюционный канал, подобно тому, как это случилось в начале палеолита, когда оно постепенно перешло от биологической эволюции к эволюции общественной.
        Каков будет теперь этот новый канал, никому пока неизвестно. –Но убежден, что выбор пути развития немыслим без участия Коллективного Интеллекта Человечества.
       Не утопии, которые является плодом размышления того или иного мыслителя, -- а плод именно Коллективного Интеллекта.
        Значит, вопрос состоит не в том, чтобы создать некую конструкцию (подобно Кампанелле… или Марксу…) –
-- А вопрос состоит в том, чтобы запустить Коллективный Интеллект, направив его усилия на поиск необходимых составляющих тех цивилизаций, которые окажутся способными создать новую парадигму развития.

18. От того, как Коллективный Разум сможет опереться (в том числе) и на духовное + душевное начало, зависит судьба человека как биологического вида.
       Новая парадигма развития возникнет не из пустоты. Она может развиться только из того, что уже есть внутри нас, _
_ подобно тому, как человечество ( и ранее переживавшее кризисы)
находило выход в той потенции, которая была заложена в него Природой.
        Ключ, способный открыть дверь в будущее человечества, думаю, окажется синтезом Разума и того иррационального начала, которое заложено в людях. _
_ И от того, как Коллективный Разум сможет опереться в том числе и на иррациональное начало, зависит судьба человека как биологического вида.

19. Для каждого человека есть своя "Ночь Просветления."=
= Раскрытие потенциала духовности большинства людей =
=есть главная задача воспитания и образования =
=и путь внедрения новой парадигмы развития.
      Наука может формулировать необходимые ограничения _ целую систему табу, --
 -- но сможет ли человечество принять их? _ Каковы здесь возможные пути преодоления неизбежных противоречий и пути синтеза?
        Достоевский сказал: "Красота спасет мир". --- Но ведь мы все очень разные, и наше восприятие и понимание прекрасного тоже разнится. -- Но я убежден, что для каждого человека есть своя "Ночь Просветления". Нужно только однажды её узнать!
        И помочь найти её и есть, может быть, главная задача Учителя.
        Задача воспитания нового человека, человека эпохи ноосферы совсем не безнадежная. Человек в гораздо большей степени обучаем, чем это общепринято считать. Конечно, в каждом человеке заложено некое иррациональное начало. У каждого человека свой собственный внутренний мир, отличный от мира другого человека.

20. Основная задача и начало воспитания духовности человека =
= есть воспитание эстетического восприятия Природы.
         Вот почему процессы и приемы обучения, которые мы используем, чтобы научить человека владеть методами, разработанными на основе рационального мышления, совершенно недостаточны для воспитания того, что принято называть духовностью.
         Надо уметь ПОКАЗЫВАТЬ, может быть, даже иногда и не объясняя: слышащий да услышит!
        Поэтому, может быть, надо начинать с эстетического воспитания (прежде всего) эстетического восприятия Природы.
        Это основная задача воспитания человека в самом раннем возрасте - детский сад, семья, первые классы школы.

21. Огромная роль музыки в воспитании духовности человека.
         И уже на этом этапе огромна роль музыки.
        Ибо прежде слов идут символы. Именно они проникают в душу человека, определяют его духовный настрой и превращаются в суждения или действия.

22. В воспитании духовности человека особенно важны символы искусства, роднящие нас с Природой; роль литературы  и народных песен.
        Мне представляется, что этому принципу отвечают русские народные песни.
        К сожалению, они почти забыты, хотя русская классическая музыка XIX века шла от народной музыки, от того единства с Природой, которая ей свойственна.
         Не меньшее значение имеет и русская литература. Она для этого дает удивительного разнообразия материал, демонстрирующий самые разные оттенки "звучащей струны".
        Не только знаменитое Тютчевское "Не то, что мните вы, природа...." - стихотворение, которое должно войти во все хрестоматии по русскому языку и экологии.
        Разве не то же демонстрирует нам долго недооцениваемая нами поэзия Серебряного века? В ней то же стремление к синтезу слов и символов, музыкальных прежде всего. Об этом писали русские мыслители, близкие к символизму (прежде всего, Д. В. Мережковский и В. С. Соловьев). Об этом же говорили и сами поэты, например, Валерий Брюсов и Александр Блок.
        Всё это наследие сегодня должно быть пересмотрено и использовано для духовного воспитания наших юных граждан.

23 Нужен глобальный мозговой штурм в поисках принципов нового мировоззрения и для инициации Глобального Разума.
       Убежден, что выбор пути развития немыслим без участия коллективного интеллекта человечества.
Не утопии, которая является плодом размышления того или иного мыслителя, а именно плод Коллективного Интеллекта.
Значит, вопрос состоит не в том, чтобы создать некую конструкцию ( подобно Кампанелле… или Марксу…). –
-- А в том, чтобы запустить Коллективный Интеллект - направить его усилия на поиск необходимых составляющих тех цивилизаций, которые окажутся способными создать новую "парадигму развития".

24. Для Предотвращения возможной глобальной катастрофы (Пвгк)
      посредством внедрения нового мировоззрения
      необходимы также глобально значимые политические решения,
      инициируемые Глобальным Разумом.
        Экологией сегодня принято называть науку о собственном доме, то есть о биосфере, её особенностях и её взаимоотношениях с человеком, _
 и человека с остальными людьми.
        Человек должен знать, что можно делать, а чего нельзя ни при каких обстоятельствах. Но выучить это -- ещё полдела. Надо, чтобы он следовал обученному. Чтобы он просто не мог вести себя по-другому. Здесь, конечно, надо говорить и о самой структуре общества, ее институтах и многом другом, о том, что мне хочется назвать "экологическим социализмом".
                Академик РАН Н. Н. Моисеев.


Форматирование в дайджест и техническую корректировку журнальной версии текста Н. Н. Моисеева                выполнил Глушков www.proza.ru 25.07.2010

ПФ (Присоединённые файлы) и пояснения:
1. Перед текстом портрет Никиты Николаевича Моисеева _ Академика Российской Академии Наук. Портрет скачан из: Яндекс-поиск изображения по ссылке Никита Николаевич Моисеев/портрет со ссылкой http://www.rulex.ru/rpg/persons/181/181220.htm.
2. Дайджест  выполнен по тексту из Интернет – сайта С. П. Курдюмова http://spkurdyumov.narod.ru, который в свою очередь ссылается  на статью
«О необходимых чертах цивилизации будущего» академика РАН Н.Н. Моисеева из журнала «Наука и жизнь», 1997г. {Копия полного текста этой статьи Н. Н. Моисева приведена мной на www.proza.ru под названием «Копия Статьи Академика РАН  Н. Н. Моисеева»}
3. При выполнении дайджеста применены:
смысловое разделение текста и оглавления этих разделов (по эссе Фигаро Шара «Меморандум Академика РАН Н.Н.Моисеева» на www.proza.ru);
синонимическая замена (в некоторых контекстах) терминов:
«иррациональное» <<< ---- >>> духовное и душевное,
«рациональное» <<< ---- >>>  логическое; рассудочное; обоснованное официальной современной наукой,
поиск решения посредством коллективного интеллекта человечества<<< ---- >>> 
<<< ---- >>>  глобальный мозговой штурм ;
Коллективный Интеллект Человечества = Коллективный Разум Человечества =
= Ноосфера <<< ---- >>>  Глобальный Разум,
в 3-х случаях произведена контекстная перестановка фраз,
по смыслу и логике дополняющих друг друга
( с дублированным сохранением этих фраз также и на своих местах оригинала).
4. Об академике Моисееве можно прочесть в моём эссе на www.proza.ru «Спасатель Планетарной Жизни Земли».
5. По теме этой статьи Н. Н. Моисеева на www.proza.ru мной опубликованы также :
      «О мозговом штурме в поисках Мировоззрения Пвгк»   
      «Качество человека и Принцип Единого Я».
6. По теме этой статьи Н. Н. Моисеева на www.proza.ru опубликованы также
эссе Фигаро Шара о Прахизации (=абсолютной аннигиляции) засилья грубого материализма.
7.  Настоящий текст является уточнением моих публикаций на www.proza.ru «Нужен мозговой штурм _ так говорит Спасатель» и «Академик Моисеев о цивилизации будущего», которые мной удалены в связи с этой публикацией.

      Глушков www.proza.ru 25.07.2010