Аврора у колыбели Авроры

Татьяна Лестева
           Редакция журнала «Аврора» у колыбели "Авроры"
          Встреча на «Адмиралтейских вервях».

15 июня десант журнала «Аврора», несмотря на проливной дождь,  высадился на знаменитых «Адмиралтейских вервях», тех самых, в которых в начале ХХ века был построен и спущен на воду легендарный «однофамилец» – крейсер «Аврора». Предстояло незабываемое путешествие по петербургскому заводу, который по отношению к городу можно сравнить разве что с Ватиканом по отношению к Риму: город в городе, музей под открытым небом.
Нет, конечно, есть и музей под крышей, свято хранящий историю легендарной первой  российской верфи, созданной в 1704 году Петром I, от истоков до сегодняшнего дня. С посещения музея и началось знакомство с заводом, который по праву может быть назван жемчужиной отечественного кораблестроения. Первым директором вервей был Меньшиков. И небезынтересный исторический факт: на этой верфи работал сам царь, получая зарплату в 366 рублей, он разрабатывал чертежи кораблей «Полтава» и «Ингерманланд». Прекрасные скульптуры и  чеканки с портретом Петра не только украшают музей, но и придают его экспозиции художественное очарование. И снова открытие для людей, не знакомых с историей отечественного кораблестроения. 1720-1724 год. Построена первая подводная лодка! Каково? Даже трудно себе представить ход инженерной мысли, позволившей  решить все эти сложные технические задачи. Информация о технологии  строительства и эксплуатации в течение целого столетия была государственной тайной России. Экспозиция открывается флагом «Адмиралтейских верфей». И снова Пётр I – он автор флага, который до сих пор развивается над славным петербургским предприятием. И новая, вернее старая хорошо позабытая сенсация: 1770 год, Россия впереди планеты всей – самый мощный корабль мира (!), стальная броня до 40 мм, - это «Пётр великий»!  С грустью подумалось, какое место в мире занимает флот современной России?  Но сенсации продолжаются. Видели ли вы где-нибудь круглые корабли? Думаю, что нет. Тогда – в музей «Адмиралтейских верфей», посмотрите на макет. Два круглых корабля построили на заводе: «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». И они сыграли свою роль в истории страны: после крымской войны по Лондонскому договору России было запрещено иметь свой флот на Чёрном море. Оба круглых корабля, вооружённых пушками, охраняли черноморские порты России.
История завода продолжатся: тут и речные катера-трамвайчики на 77 мест, бороздившие Неву, и созданная треть всех российских подлодок, включая и атомные, и первый гигант ледокольного флота с ядерным реактором – «Ленин». Музей не забыл представить в экспозиции и социальную сферу: трогательная фотография детского лагеря завода в 1922 году: худенькие ребятишки в коротких трусишках загорают под соснами. 22 год! Конец гражданской войны! А завод отправляет детей своих рабочих в лагерь. А вот и фотография будущего маршала СССР  В.К. Блюхера, но пока он только рабочий этого завода. Есть за что!
Заканчиваем экскурсию у легендарного знамени Комитета обороны, переданного заводу на вечное хранение.
Дождь ещё накрапывает, а роскошный экскурсионный автобус уже ждёт у входа в музей, чтобы показать весь арсенал цехов, зданий и сооружений. И первая остановка у самого старого цеха, того самого, который  в 1903 году дал жизнь крейсеру «Аврора». Высоко над цехом об этом историческом событии свидетельствует памятная доска. Фотография на память.
Цеха верфей потрясают своими грандиозными размерами. Только здесь можно ощутить героизм рабочих создающих плавающие небоскрёбы высотой с 13-15-этажный дом. А ведь каждый квадратный метр обшивки нужно приварить к соседнему участку, загрунтовать, покрасить, не говоря уже о внутренней отделке кораблей. Грандиозная работа, великие труженики…
А вот на стапеле готовится к пробному плаванию «Кирилл Лавров» – громадный танкер по заказу «Совкомфлота», позволяющий перевозить одновременно 70 тысяч тонн (!) нефтепродуктов. Чёрное золото России  вытекает из неё мощной лавиной не только по трубопроводам, но и вывозится вот такими танкерами.  «Михаил Ульянов»,  такого же водоизмещения, уже бороздит волны морей и океанов.
 – Что, ещё остался и советский коммерческий флот? – недоумённо спрашиваю начальника цеха?
Оказывается нет, это не «советский», а «современный» коммерческий флот, компания, находящаяся где-то на Кипре. Радует только то, что есть заказы у завода, есть рабочие места, не растерян многовековой опыт строительства. Информация о том, куда идёт поток прибыли от продажи нефти, правда, оптимизма  не вызывает. «Народные артисты СССР на службе у бизнеса», – грустно констатирую я реалии современной жизни россиян. 
Обеденный перерыв. Посещаем столовую: фирменные «адмиралтейские» пирожки, которыми удалось, вопреки нормам регламента и собственным поварам, накормить даже Путина с Медведевым при их визите. Говорят, оценили! Не отстаём от них и мы: «Да вы готовите вкуснее, чем моя жена, –  восклицает потрясённый бард В. Фёдоров, – хотя она готовит очень вкусно».  Восхищённый Баркалов читает директору заводского общепита стихотворение «Берёзка» о русских женщинах. А впереди – творческая встреча редакции «Аврора» с работниками завода.
Очередная приятная неожиданность – за столом президиума В.Л. Александров, генеральный директор, доктор технических наук, профессор, Герой Российской Федерации, почётный гражданин города. С интересом и нескрываемым удовольствием слушаем его краткое выступление о достижениях и задачах завода. Интервью с ним можно прочитать в журнале «Аврора» №3, 2010. Кажется, что мы находимся в период расцвета отечественной промышленности, эдакий оазис среди пустыни с разрушенными отечественными предприятиями. Но проблемы есть –  и большие, и малые. Своими проблемами делится главный редактор ООК «Аврора» В.И. Новичков. Здесь формат поменьше, а трудностей значительно больше. Но «Аврора» всё ещё на плаву,  и пока не превратилась в музейный экспонат аналогично своей знаменитой тёзке.
     А дальше звучат стихи, песни бардов, музыка, прерываемые аплодисментами.
Целый рабочий день жизни на «Адмиралтейской верфи». Масса впечатлений. И надежда на дальнейшее сотрудничество.
               
Июнь 2010 г.
Санкт-Петербург