Бабушка Катя

Калмыкова Татьяна Викторовна
Из раннего из детства: мы с двоюродным братом Алешей  сидим на столе у тарелки с клюквой, ждем бабушку из магазина и давим ягоды на белую  оконную занавеску. Сначала пятно темное, потом расплывается и делается красным с переходом в розовый. Красиво!
Бабушке это не показалось красивым и она нас наказала:
- Станьте в угОл за сундук, ОглОеды!
Вдвоем в углу это не наказание, это другая игра.

У нее окающий волжский говорок с поговорками, присказками в рифму и без.
Присказки у нее на все случаи жизни. Каша манная – любовь обманная; каша гречнева – любовь вечная. Бабушка, а каша пшенная? Каша пшенная – любовь огромная. А рисовая? Каша рисова – любовь бисова. А бисова это как? Быстрая, не нужная.

А еще помню весну не знаю какого года и такой разлив Волги, что вода плескалась в подполе. Откроем за кольцо дверку подпола, ляжем на  пол поближе к краю и наблюдаем за маленькими рыбками. Чудо! Через неделю вода сходила. Мы без спросу лазили в подпол за рыбками, но их не было. Опять чудо.

Первое что вспоминается о ней - непременный самовар на столе веранды. Не электрический, настоящий.
По очереди ходили в гости на чай: то Филипповна к ней, то она к Филипповне. После бани чай пили  дважды, потому что баню любили с легким паром – это часов в 10, а в обед само  собой по заведенному лет 20 назад ритуалу садились к самовару. У бабушки новостей за сутки накапливалось мало, дела семейные да огород и она больше помалкивала, а Филипповна была пенсионеркой, но работала - дежурила в будочке обходчиков на железной дороге и приносила много чего интересного. Ее муж-пенсионер специально ездил на заседания суда как на работу и слушал выступления сторон. Обожал слушания по гражданским делам. Был бы жив сейчас не отходил бы от телевизора в «Час суда» с Павлом Астаховым. Раздражался и сердился,  когда слушание дела откладывалось.

Филипповна мастерски сушила белые сухарики  к чаю, толкла в ступке сахар, превращая его в пыль,  и посыпала маленькие квадратики. Объеденье,  лучше покупных ванильных! Хранила секрет приготовления, но я однажды подсмотрела, что  она замачивает батоны в молоке. Это было чрезмерным расточительством по тем временам, поэтому сухарики готовились не часто. На печке  за цветастой занавеской у нее всегда стоял мешок из наволочки с черными сухарями, но это из другой песни о ее голодном детстве.

В юности бабушка Катя  была хороша! Моя младшая сестра очень на нее похожа внешне и скрытным молчаливым характером, точеной фигуркой. Не то, что я в бабушку Анну - полтора на полтора.
Недаром ее приметил капитан речного судна и женился. Родились две девочки – моя мама  Антонина и тетя Рая помоложе.

Бабушкина замужняя жизнь закончилась навсегда, когда на судно пришла новая буфетчица. Больше бабушка замужем  не была. Судно с капитаном и буфетчицей периодически ходило вверх и вниз по течению Волги, но бабушка Катя как героиня в фильме «Родная кровь» никогда не выходила и не махала с берега рукой.

Мы как то отдыхали на море и удивились, что хозяйка, у которой мы жили, годами не ходит на берег,  не купается, не лежит на пляже как отдыхающие, видит море издалека.
Вот и моя бабуля редко выходила на берег Волги, но знала все о том, что происходит на берегу.
- Олешка, Семеныч стерлядку предлагат! Бери свежу, сОлену не надО, стара.
 - Олешка, схОди ка на берег тО, там плавней  прибилО. Свали за малинникОм под навес, пускай сохнут, на растопку пОйдут.

Вкусно с хрустом расщепляла полено на щепочки для самовара. Когда старый самовар потек, мы с мужем подарили ей новый двухведерный с медальонами на боках и дарственной гравировкой. Она была не довольна:
- Не пОдъемный он, не утащу я его с крыльца тО, греет долгО.
Пришлось нести старый самовар к лудильщику в ремонт.

В 75 лет у нее остался один передний зуб.
- Бабуль, чего ты его не удалишь?
- Дак, сОвсем без зубов тО нельзя – ОгОлОдаю!
В чашку с чаем она крошила курагу, яблоко, ягоды, печенье и все другое по сезону года. Называла это тюрей. Колола маленькими щипчиками большие куски сахара. Рафинад не покупала. Не экономный он, тает.
 
Любила когда я ей дарила желтые пачки индийского чая со слоником или на худой конец  краснодарский № 36.
Смысл ее жизни в последние годы  был по словам философа Розанова: «Летом варить варенье, а зимой его есть».

Научила меня печь закрытый капустный пирог с вареными яйцами.
Режет его на части и обязательно скажет:
- Вот пОмру  я,  дак и пОминайте таким пирОгом.

Вспоминаем добрым словом и пирогом.