Рассказ деда

Елена Рожкова-Астахова
       


  Весна. Я люблю это время года. Люблю за то, что просыпается природа после зимней спячки, теплее и ласковее светит солнце, и я становлюсь на год взрослее.
Мой день рождение совпадает с ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ. Я жду этот день с нетерпением. Каждый год, рано утром мы с дедом предстаем перед родителями сияющие  как самовары. Еще накануне дед достает свои ордена и аккуратно их чистит.
  Вот и сейчас я сижу за столом в комнате деда и наблюдаю, как он, открыв старый сундучок, осторожно, словно боясь, повредить, достает свои ордена и медали и раскладывает их на столе.
- Вот, Николка, смотри - эта медаль « за Сталинград». Меня там тяжело ранили. Ели оклемался в госпитали. Тяжелые шли бои, наших ребят много полегло, но и фрицам здорово досталось. Медаль мне уже в госпитали вручали. Там–то я и познакомился с твоей бабушкой, - дед тяжело вздохнул.
-Деда, а ты ее очень любил?
- Очень. Краше моей Маруси я не знал.   
- Дедуль, а эта за что медаль?
Дед улыбнулся в усы
- А-а-а. Это мы с бойцами в немецком тылу немного пошалили.
- Это как?
- Это, Коленька, под Ровно было, в самом начале войны. Однажды вечером вызвал нас к себе командир.
- Деда, а кого – вас?
- Нас – разведчиков: Усачева Ивана, Клочко Миколу, Дубко Михаила, Лейкина Василия и меня. Получили мы приказ разведать обстановку в ближайшей деревне и добыть языка. А сделать это надо было аккуратно и тихо. Командовать группой поручили мне.    
На рассвете мы отправились на задание. Туман окутывал деревья, а со стороны леса веяло прохладой. Был тогда сентябрь, пора золотой осени. Листья под ногами ковром лежали, а наступать страшно.
-Это почему же, деда? Может, он был таким красивым, что ты боялся его топтать?
- Нет, Николка, в то время я боялся, что нас могут услышать. При каждом шаге листья под ногами шуршали, волновались, будто цель у них была – выдать нас. Вот так, осторожно ступая, мы приблизились к деревне. Остановились на краю леса. Надо было решить, кого послать в разведку. Тут – то и вызвался Василий. Эх, знал бы, что он натворит…не пустил бы его.
- Это почему же, дедуль?
-А вот слушай. Василий вызвался сам. И главное, обещал все сделать тихо. В напарники ему я назначил Миколу. Он сам с этих мест и окрестности знал хорошо. Ну, а с остальными ребятами мы замаскировались. Лежим и наблюдаем.
Деревня оживать начала; до нас доносилась немецкая речь, бранные крики полицаев, на удивление…мычание коров и лай собак.
 Так наблюдая, мы пролежали полчаса.  Вдруг до нас донеслись крики и беспорядочная стрельба, а затем раздался взрыв. Отступать мы не могла, Василий и Микола еще не вернулись. А надо было принимать решение, в деревне поднялась паника,  продолжались взрывы вперемешку со стрельбой.
- И какое ты принял решение, деда?
-Решения я не успел принять, появились наши разведчики.  Как грибы около нас выросли. Оба довольные, улыбаются, но без языка. Объяснение я  потом от них  добился, когда мы далеко от места были. Они вот что учудили. Проникнув в деревню, ребята засели в сараи с коровами. Немцы туда всех коров из деревни согнали и для охраны двух местных полицаев поставили.  А наши ребята решили пошутить. Василий немецкий язык хорошо знал. Его частенько командир вызывал, переводить на допросах. Он на бумаге на немецком языке написал «Заминировано». И бумажки на рога коровам повесил.
- Так ты за это задание медаль получил?
- Ох, Николка, за такое выполнение приказа мы могли попасть под расстрел.
-Но ты же жив, дедуль!
-Так – то оно так…ведать есть бог на свете. Эти обормоты языка не взяли, только склад с горючим взорвали. Дальше нечего было ждать, пришлось уходить. Как возвращаться назад? Что делать? Эти вопросы мучили каждого из нас. Не выполнить приказ – означало арест.  А тут, словно Всевышний нас пожалел.
Идем мы просекой и слышим гул машины. Только в кусты нырнули, а из-за поворота легковушка выезжает, и что удивительно без охраны.  Пока я размышлял, как остановить машину, она притормозила недалеко от нас. А дальше как в сказке: из нее вышли двое немцев. Один был одет в штатское без опознавательных знаков, а второй, явно, шофер. Нашему отряду оставалось только повязать их и забрать документы, что мы и сделали.
- А дальше?
-  Когда мы скрылись в лесу, послышался нарастающий гул машин и выстрелы.
 Да-а. Тогда нас наградили медалями. Документы оказались ценными. Немец в штатском был спецом по железным дорогам, а по–нашему – инженер. По этим документам узнали, что немцы отвели от железной дороги ветку, которая вела в тупик. Именно там стояли вагоны с техникой, готовые к наступлению. Вот так мы избежали наказаний.
 Дед бережно положил медаль на стол. Я заглянул на дно шкатулке.
- Дедуля, а это что в бумажке завернуто?
- А это, Николка, уже другая история