Границы лицедейства

Анастас Мокрани
                Жизнь-сложная пьеса
                Еще никому не удалось выйти из нее живым
                Ирина Шкода

Плачь, Лицедей, плачь, когда твои маски оплакали свои роли.
Снимай эти маски, уже холостые и никчемные. Можешь вернуться туда, где все кончилось, так и не начавшись. В свою тишину, в свою матовую темноту. Войти в свою крепость и распахнуть свой сон. И поверх сна, как сервиз на скатерти, разложить всех персонажей пьесы.
А колоритные-то какие! Посмотри, Лицедей, какие яркие персонажи! Какие чувства, какой накал страстей, какой причудливый рисунок полета душ! Какая изысканная постановка!
И какой банальный сюжет…
Ну, неужели нет других сценариев? Ведь при таких шикарных декорациях да при таких действующих лицах!
Неужели ты сам не мог изменить этот сюжет прямо по ходу спектакля?
Мог бы. Запросто. Одного притянуть, другого подтолкнуть в плечо, кому-то улыбнуться, а с кем-то многозначительно переглянуться… И прозвучали бы другие диалоги, полились бы другие песни.
Ты мог изменить все – но только не финал. Ибо в конце все равно все персонажи с пустыми глазами станут на помеченные крестиками свои места на сцене и сомнамбулически проговорят свои давно заученные финальные сакраментальные фразы.
Ты не можешь не подчиниться этому приговору. И не должен. Ибо все вы были приговорены еще в начале пьесы.
Иди же, откланяйся! Это был финал.

Пусто. И темно. И тихо.