Александр Сигачев Песни казачьего календаря

Журнал Речевые Игры 1
       Александр СИГАЧЁВ
               
ПЕСНИ КАЗАЧЬЕГО КАЛЕНДАРЯ
         Музыкальное нотное приложение,  № 1




ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

       Предлагаемый материал представляет собой музыкальное нотированное приложение  к сборнику «Песни казачьего календаря». Автором данного сборника, собирателем фольклорных казачьих песен была поставлена скромная, посильная задача, осуществить упрощенный вариант нотирования собранных казачьих песен по казачьим хуторам и станицам. Скромные финансовые возможности не позволили автору опубликовать книжный вариант текстов собранных песен вместе с нотами. Приходиться осуществлять задуманное поэтапно: тексты и музыкальные приложения к ним публикуются отдельно (в сети Интернет тексты песен изложены на сайте Проза.ру - http://www.proza.ru/2008/12/10/662). Нотные приложения к песням казачьего календаря планируется опубликовывать частями (по 50 песен в одной серии).

Данная серия нотированного материала - № 1 сделана от руки, она является первой пробой и не лишена недостатков - возможных опечаток и всякого рода несовершенств. При сборе песенного материала в своих трёхлетних песенных экспедициях по Дону, я стремился  записывать на аудио кассеты в первую очередь из наследия казачьих календарных песен, которые особенно трогали меня. Во многих случаях, одни и те же песни в разных станицах и хуторах пелись по разному, и, воспользовавшись авторским правом, прибегал к незначительной трансформации песенного материала, что порой позволяло в некоторых случаях смягчить некоторые ритмические вольности исполнителей песен (часто в этих вольностях, исполнители мне сами признавались).

В данном обобщённом песенном сборнике «Песни казачьего календаря» предпринята попытка собрать и восстановить в возможной полноте тексты и мелодии  песен Всемирного казачьего братства. В  эпоху воинствующей, большевистской бездуховности в России, при «расказачивании Дона» (геноцид по отношению к казачеству под руководством  Троцкого), при истреблении всего его духовного наследия, был  уничтожен полный свод народных казачьих песен - «Песни казачьего календаря».
      
 В период «расказачивания Дона»: одна часть казачества была отторгнута от Родины в изгнание - в русскую эмиграцию; другая часть - была уничтожена в концентрационных лагерях, третья часть стала изгоями в своём Отечестве: рассеялись беглецами по всей России, не имея при себе ни документов, ни средств к существованию. Среди беженцев с Дона в Тульскую губернию, оказался и мой отец, Сигачёв Александр Фёдорович, казак Донской, станицы Островской, хутора Каменный. Совсем ещё юным бежал с Дона и вынужден был ютиться в землянках, в заброшенных подвалах, на чердаках, в бараках и в трущобах - на  «ударных стройках коммунистических пятилеток», пока, с горем пополам устроился на работу в конный парк конюхом. Там он и работал, там и жил, оттуда и на фронт в 1941 году в конную дивизию отправили...

Но казачья песня не только осталась жить, но обогащалась новыми песнями, которые являлись связующей нитью, объединяющей Вселенское казачье братство; она предстала перед изумлёнными  слушателями всего мира во всём своём великолепии. Казачья песня, это живой свидетель красоты и душевных качеств самобытного, свободолюбивого, героического народа. Истинно народная песня способна выдержать любые испытания лихолетий, она неразрывно слита с глубинными переживаниями и бессмертна, как бессмертен сам народ, творец своей духовности и своих песен.

Сила народной песни в отличие от других письменных памятников старины состоит в том, что песня не несёт в себе отпечатков иноземного влияния, в отличие, например, от летописей (как известно, многие летописцы были далеко небеспристрастны на страницах своих «сказаний»). Песня сохраняет тот первозданный душевный лад людей, когда она рождалась. Песни создавал сам народ, без заморской подсказки и без корысти. Во все времена народ пел своё, вкладывал в песню свою жизнь, свои чувства, надежды, горе и радость. Народная песня жила так, как жил и чувствовал её создатель – народ, во всём своём многообразии. Она была явлением свободного творчества, естественным отражением жизни и быта вольного народа.

Основной критерий подбора песен Вселенского казачества состоял в том, чтобы найти образцы песен не только типичных для казачьей традиции, но и обладающие высокими музыкально-поэтическими достоинствами. Мне искренне хотелось внести свою скромную лепту в песенную сокровищницу казачьей вольницы, овеянной немеркнущей славой легендарных подвигав: Разина Степана Тимофеевича, Ермака Тимофеевича, Дежнёва Семёна Ивановича, Болотникова Ивана Исаевича, Булавина Кондратия Афанасьевича, Пояркова Василия Даниловича, Хабарова Ерофея Павловича, Пугачёва Емельяна Ивановича, Платова Матвея Ивановича, Деникина Антона Ивановича.

Воспользовавшись предоставленной возможностью, мне хотелось бы  выразить благодарность братьям Донским казакам и сёстрам казачкам, которые любезно соглашались на исполнение старинных календарных песен. Выражаю искреннюю благодарность и признательность ЦАРЁВОЙ Екатерине Михайловне, ректору народного музыкального университета Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, профессору искусствоведения и ЗАЙЦЕВОЙ Елене Александровне, кандидату музыкального искусствоведения, Московского музыкального института им. Шнитке, - за неоценимые практические советы в вопросах оформления музыкального фольклорного материала. Особую признательность выражаю моей дочери СИГАЧЁВОЙ Наталье Александровне за проведенную большую, кропотливую работу по  техническому корректированию и компьютерной вёрстке нотированных материалов, текстов «Песен казачьего календаря». 
В самых потаённых уголках своего сердца вынашиваю волнующую надежду на благосклонное отношение слушателей к данному моему музыкальному приложению к сборнику «Песни казачьего календаря». Буду искренне признателен за все замечания, пожелания и предложения к совместному сотрудничеству. 
      
        «Здравствуй, тихий Дон, снизу доверху, сверху донизу. С Кубанью вольной, Тереком бурным, Яиком студёным, Иртышём полноводным, Амуром широким и вы, атаманы-молодцы, в станицах привольных и всё казачество искони славное»
                Из старинной казачьей здравницы



Нотное оформление «Песен казачьего календаря» представлено в ссылке http://scipeople.ru/publication/99462/ (в конце статьи, см. «Вместо вступления»