Третья попытка

Михаил Владимирович Титов
- Как думаешь, тут глубоко? – Игорь перегнулся через решетку и плюнул в черную воду канала Грибоедова. Ветер подхватил слюну и впечатал ее в камень набережной. 
- Пойдем прогуляемся, - Андрей осторожно взял Игоря за рукав. – Там дальше очень красивый мост. Наверное, самый красивый в Питере. Банковский называется. С грифонами. Желание себе загадаешь.
- Да нет у меня уже никаких желаний, - Игорь оторвался от перил, тоскливо и с некоторым осуждением посмотрел на Андрея. – Мне в голову ничего не лезет, а ты мне тут про красоты толкуешь. Не трать время. На меня.
Он снова лег толстым животом на решетку и наклонился над водой. Развевающиеся, давно не мытые длинные волосы, сбившиеся в жгуты, напоминали бурые водоросли, что тянулись им навстречу со дна канала.   
- Самому отсюда не выбраться, - сказал Игорь тихо вниз, но так, чтобы Андрей его все-таки услышал.
- Пойдем-пойдем, - Андрей подошел вплотную: если что – успеть перехватить, но Игорь выпрямился, откинул с лица волосы и вяло сказал:
- Да, пойдем, это не место.

- Справа - Казанский собор. Чуть ли не первый в городе, построенный по проекту русского архитектора. До этого одни иностранцы строили, а тут русскому доверили. Там, при входе, Кутузов похоронен.
Андрей тараторил, пытаясь отвлечь Игоря, перебить мысль, но тот, сопя, с угрюмым видом держался поодаль и еле брел, норовя всякий раз сойти с узкого тротуара на дорогу.    
- «Англетер» тут далеко? – наконец произнес он.
- Не очень, это там, - Андрей махнул рукой вперед, а сам, как ему показалось, незаметно для Игоря, стал вытеснять его с дороги. – Мы лучше сейчас по Гороховой пройдемся, и к Адмиралтейству.
- Я все равно вашей географии не знаю, - усмехнулся Игорь. – И можешь меня не опекать. Я сюда умереть приехал. Вот так вот, Андрюш, - и он с вызовом посмотрел на остановившегося Андрея. 
- Я это уже понял, - Андрей тяжело вздохнул, но не удивился. – А «Англетер» тебе зачем?
- С Есениным хочу проститься.
- А с Пушкиным не хочешь?
- Не иронизируй. Мне не до шуток.
- А я и не шучу. Может, объяснишь, что случилось?
- Не хочу.   

Мимо грифонов, на которых Игорь даже не взглянул, и вплоть до Гороховой шли молча. Андрей, и без того уставший после работы, настраивал себя на тяжелый вечер и продолжение разговора: надо было искать какие-то весомые контраргументы, способные Игоря переубедить. Но в голову ничего не приходило, он понимал, что всякий довод будет с порога отметен, и ответы у Игоря уже заготовлены впрок. Еще с тех первых попыток. Он оглянулся. Игорь пыхтел сзади, шумно вздыхал и застывал посреди дороги, заслышав гул любого проезжавшего автомобиля. Водители сигналили, предупреждая, Игорь нехотя отступал в сторону: сбивать его в центре города никто не собирался.

- Вон там Распутин жил. Хочешь, дойдем до его дома? – Андрей остановился на перекрестке. 
- Не хочу. Ты мне лучше вот что скажи: ты жизнью доволен? – Игорь положил руку Андрею на плечо и заглянул в глаза.
«Пьеро, ей Богу, Пьеро, - разозлился Андрей. – Даже веки опущены, словно уголки пририсовали. Слезы еще не хватает. Бля, все то же».
- У меня все нормально, - сухо сказал Андрей, подавляя желание послать Игоря как можно дальше и пойти спокойно домой. - Тебе чего в жизни не хватает?!
- Да смысла не вижу, Андрюш. Смысла. К чему все это?! – он обвел рукой пыльную Гороховую, по которой мчались машины. – К чему?
- Смысла ты и двадцать лет назад не видел. Жил же как-то все это время.
- Жил, - покачал головой Игорь. – Пожил и хватит. Надоело. А ты конформист, Андрюш.  Но я тебя не виню... Как же мне хреново!
- Мне с тобой так трудно разговаривать, Снетков. Может, объяснишь, что случилось?
Игорь молча полез в сумку, достал сверток и протянул Андрею.
- Вот, передай, пожалуйста, родителям. 
- Что это?
- Деньги. Отпускные. Не хочу, чтобы ментам достались. 
- Может, сам и передашь, товарищ передаст? Съездишь, заодно и развеешься.
- Давай, прикалывайся. Только я уже точно здесь останусь.
- Ну-ну. Ближе-то места не было. Положи пока деньги обратно. Пойдем город смотреть. Напоследок. Когда ты его еще увидишь. Значит так, смотрим налево и направо.

Андрей опять включил экскурсовода, чтобы не возвращаться к избитой теме, но в рассказе, как на брусчатке Дворцовой, гладкости не было. Слова произносимые мешались с мыслями, и выходило что-то вроде: 

«что сейчас-то произошло… Впереди Адмиралтейство… понимаю, в студенческие годы – голодные, общага, несчастная любовь, неустроенность… Гороховая - одна из главных вен Петербурга… Невский, Гороховая и Вознесенский… Три луча от Невы… да, он тогда вены себе вскрыл… в общаге, но дверь не закрывал… Сейчас до садика дойдем, там смешной Пржевальский, на Сталина похож…  потом на время вроде успокоился… и опять - уже попытка повеситься…. но как-то театрально, артист все-таки… с такими же прощаниями… А от садика выйдем на Дворцовую. Про Александровскую колонну позже расскажу… пришел с гитарой, босиком, букет ромашек в петлице… все ведь с понтом, мол, я могу, а вы… Эта глыба стоит без крепежа, ее в свое время все боялись. Даже не ездили рядом, думали – упадет… работа в Москве, вот-вот купит квартиру… личная жизнь неустроенная, так сам виноват… Такие девки были, ни с одной не ужился… зато работы выше крыши да и деньги есть… Дом Пушкина там недалеко, на Мойке… стихи пишет… песни… художник должен быть вечно обиженным и недовольным… иначе никак…» 

Андрей бессознательно прибавлял шаг, будто хотел сбежать от Игоря, но тот, несмотря на вес и смурное состояние, держался всего на шаг позади.
- Хватит уже, а, Андрюш?! - Игорь остановился. - Не говори ничего. Я все равно не усваиваю. Давай прощаться.
- Ты где ночевать собираешься? – Андрей пропустил его слова мимо ушей.
- Зачем мне это? – Игорь недоуменно посмотрел на Андрея. – Деньги у меня заберешь, а я пойду, – голос его дрогнул, и Андрею показалось, что Игорь вот-вот заплачет. – Телом моим потом займешься? Когда найдут… Чтобы родителей не дергать.
- Может, тебе лучше в похоронное бюро сразу обратиться?! – не выдержал Андрей. – Или, может, хватит судьбу искушать?   
- Проверю еще разок. Если ангел хранит…
- Значит так, - Андрей не дал ему договорить, - ангела своего завтра проверишь. А сейчас хватай зад в охапку и к метро. У нас всего полчаса. 
- Не…
- Чего не…?
- Не хочу, чтобы Светка меня таким видела.
- Она тебя и не таким видела. 
Видя, что Игорь заколебался, Андрей подхватил его под руку и потащил на Невский.

- О, Снетков! – Света широко улыбалась, как будто и в самом деле была ему рада. – Давно тебя не видела. Сколько с последней встречи прошло? Лет пять? Семь?
- Привет, - Игорь посмотрел на нее исподлобья. – Хорошо выглядишь.
- Про тебя этого не скажешь, - усмехнулась Света. – Поправился. Брюшко отрастил.
- Да, - охотно и с тоской в голосе согласился Игорь. – Постарел. Смотри, весь седой, - он провел ладонью над правым виском.
- Краску для волос купи, - сморщилась Света. – Могу тебе посоветовать – какую. Седину закрашивает на раз. Только она на грязные волосы не ляжет.
Игорь с недоумением и растерянностью посмотрел на нее, а потом на Андрея.
- Я вам мешать не буду, - выдавила улыбку Света. - Еда на столе и в холодильнике. Я спать.
Игорь осторожно снял шлепки, отряхнул ладошкой прилипшую к голым пяткам грязь и, перехватив настороженный взгляд Андрея, скороговоркой выпалил:
- Язва. Как ты с ней живешь?! Горячая вода есть? Я сполоснусь.
Все время, пока Игорь мылся, Андрей простоял под дверью: всерьез намерения Игоря он уже перестал воспринимать, но внутри вот это «а вдруг» все равно не давало расслабиться полностью. Из ванной Игорь вышел голый по пояс, живой и невредимый, и даже что-то мурлыкая себе под нос. 
- Суп налить? – спросил Андрей. 
Игорь на минуту задумался.
- Пол-половничка плесни. И чайник поставь, - добавил он через паузу.

- Я вот думаю, Андрюш, послать мне ее или нет? – отодвигая тарелку и отирая ладонью губы, неожиданно спросил Игорь. – Что скажешь? 
- Ты о ком? – Андрей тоскливо посматривал на часы. Стрелка угрожающе приближалась к двум. На сон оставалось всего ничего.
- Бабу свою, - объяснил Игорь. 
- Вот в чем дело! – Андрей выдохнул с облегчением. – Опять баба. Это из-за нее жизнь кончилась? 
- Ты не понимаешь, - обиделся Игорь. - Таких сейчас не осталось.
- Я то же самое про Таньку с Галькой слышал. Эта чем особенная?   
- Они все хорошие. Не хороши, заметь, а хорошие. Но с теми я расстался потому, что они на меня похожи были, а эта другая. Таких, которые в мужике без остатка растворяются, сейчас нет.
- Так не расставался бы.
- А и не хотел, она сама порвала. Я теперь ей тоже хочу больно сделать. Гадость какую-нибудь.
- А красиво уйти не получится?
- Нет, - отрезал Игорь. – Я ж, как дурак, себе все уже придумал. Жениться хотел, а она – до свидания, будем друзьями. Какими друзьями, Андрюш?! На хрена мне такая дружба?! Я ей письмо написал. Все, что здесь, - он постучал себя кулаком по волосатой груди, - там написано. Пусть ей будет так же плохо.
Игорь уткнулся взглядом в стол, взял кусок хлеба, посолил его и, жуя, спросил:
- У тебя-то со Светкой нормально?
- Нормально.
- Ну да. Жениться надо было, как вы, по молодости-глупости. Сколько вы вместе?
- Шестнадцать лет.
- Охренеть! Дети взрослые. Квартира своя. Обставлены, одеты. А мы полгода встречались. Размечтался – жизнь начнется… И вот - кончилось… Мечта умерла. Ты понимаешь, что такое – мечта?
- С трудом, - отмахнулся Андрей. – Пойдем на балкон, я покурю, а ты воздухом подышишь.

Над соседней высоткой, перекрывшей половину неба, рваными облаками расползалась серость: то ли ночь заканчивалась, то ли уже утро начиналось. Андрей затянулся и выдохнул дым в открытое окно.
- Она просто моих проверок не выдержала, - глядя вниз, сказал Игорь.
- Каких проверок? – Андрей даже не повернулся, все продолжал смотреть в темные окна дома напротив.
- Я ее проверить хотел. Звоню, говорю, что приеду, а сам не приезжаю. Или напишу что-нибудь резкое, отправлю и жду реакции. 
- Ты, Снетков, не меняешься, - устало поморщился Андрей. - Зачем тебе это? 
- Хотел понять – мой человек или нет.
- Теперь понял. Сколько ей лет?
- Двадцать четыре.
- А тебе в полтора раза больше. Она умней оказалась.
Андрей докурил сигарету, с силой вдавил окурок в стенку жестяной банки из-под кофе, служившей пепельницей.
- Пойдем спать.
- Давай еще постоим, - предложил Игорь. – Это какой этаж? 
- Четырнадцатый.
- Если упасть отсюда, думаю, хозяин той машины порадуется.
- Порадуется, - подтвердил Андрей.
- Всмятку будем.
- Угу, всмятку. 
- Ну так что – послать ее или нет? Что скажешь-то?

Андрей задумался, но вместо ответа на вопрос в голове плыло: сейчас что ни скажу, все по-своему повернет… и зачем это?.. уже не высплюсь -  через несколько часов вставать… а вечером надо будет вести его куда-нибудь, хотя бы в Петропавловку – выгулять… послезавтра – ипотеку оплачивать, и ни конца ей ни края, где-то в следующем десятилетии… девчонки от бабушки скоро приедут, нужно их куда-то отправлять, чтобы остатки лета не просиживали в душной квартире… а до отпуска еще целый месяц и провести его придется, доделывая ремонт.

- Не слушаешь? – обиженно перебил Игорь. – Тебе не интересно? 
- Пойдем все-таки спать, Снетков. Завтра допоешь свою печаль. Утро вечера мудренее.   

Санкт-Петербург, 23-24 июля 2010 г.