Крутой поворот 54

Евгений Вахромеев
КРУТОЙ ПОВОРОТ 54
/продолжение/

Ведь по сути, в нас все их привычки-то есть - собачьи, кошачьи, свинячьи, да мало ли их…
- Хорошо бы их лучшие качества позаимствовать…
- Ага, было бы куда приличнее. Ведь нам жизнь-то человеческую строить надобно.
- А может, мы всё же построим эту жизнь, раз Бог от нас этого требует?
- Ага, пока только церквей каменных понастроили. Вона какие «хоромы» стоят, златоглавые… А в душах-то чего?...
- Ну зачем же так, они красивые. Да и дух в них особый. И те кто хотел бы в Бога верить, этот дух их и притягивает. Там они и пробуют открыть и очистить души свои.
Думаю, они искренне там исповедуются…
Получается, нужны нам эти церкви.
- Так-то оно так, молодой человек, да всё дело в том, для чего он эту душу открывает? Да и духовник в священный сан не напрасно одевается. Ага, он ведь в нём, как бы помазанник Божий. А видать и служба-то его, как помазанника должна быть к своим прихожанам. Со всей внимательностью, к их «болячкам» относиться надо. Потому как многие из нас, души свои раскрывая, скудость свою показываем. Ага, именно так, молодой человек…
А ему, видать всё равно, с чем приходят, лишь бы благословить…
Ага, а он ещё подсказать мудрое слово должен, такое, чтобы к Богу-то и направило… с душой-то скорбной. И ведь цельная очередь идёт к нему… А он без разбору, не шибко ратуя за молящего кажного и благословит… Дескать, ступай, милай, всё будет нормально… Ага…
Ты уж меня прости, молодой человек, не по старости я так, а по опыту своему, горькому…
- Вы знаете, нужно с доверием относиться к любому человеку.
- Ага, я же за это…
- Ведь, если кто и пришёл к священнику, то он сам видит одно, чтобы его благословили. И для него этого будет достаточно.
Наверное, не следует так строго сетовать на таких людей, тем более в таких местах, где они искренне желают исповедаться, покаяться и душу свою очистить.
-Ага, я ж тоже за это…
А ты, молодой человек, не только врачеванием увлекаешься… Не знаю, что тебе ближе, нынешняя вера, или исконная вера наших дедов и отцов? Но, гляжу, рассуждаешь ты неплохо…
Сознаюсь, мне по душе наша старая вера, да наши деревянные церква, что когда-то из столетних кедров возносились. Их и сейчас в глубинке ты их увидишь. Многие приезжают, снимают их в кино, и на фото, да и так рисуют картины разные…
Ага… И честно скажу тебе, что и служители их как-то ближе к народу. Ага… Да и, как ты сказал, дух что ли, вот и дух там особый, он чище – сама природа в этих церквах…
А знаешь почему?
- ???
- Да потому что они далеко от нынешней цивилизации. От самой «епархии», да от «алигархии»… Ага, так что ли говорят у вас?…
- Да, говорят иногда так…
- А я скажу, почему там , в богатых церквах каменных, дух-то другой. Да потому что мода на них пошла, и торгуют там всякой церковной утварью, да бижутерией всякой…
Потому эти сельские попы, больше к народу, они наши, и храмы ихние – для нас.
- ???
- Ага, а что? Они там не по призванию, но по велению сердца служат. И служат бескорыстно Богу, и народу русскому.
Мне так всё одно, ага… Но я хочу справедливо заметить, что чем меньше корысти в промысле священном, тем чище и праведней служитель церкви.
Ага, меня-то все старовером считают. А что такое старовер, да никто и не скажет… Ага… А зачем тогда наговаривать, коль ничего в этом не смыслишь. Чтобы осудить, нужно точно знать, ково судишь.
Ага, а они всё секта, да секта… Ан нет!
Он думает, что вера устарела. А я скажу, что старовер это тот, кто до самой смерти вере Христовой предан.
Ага, видишь как…
Ведь у нас, у староверов и храм-то, как дом!
Ага, понимаешь суть?
И это не просто, в углу икона, а весь дом - храм Божий!  Понимаешь суть? Потому мы все, как одна семья, по Божьему живём. Да и другим сельчанам завсегда помогаем. Ага… А что не помочь, нуждаются многие. И лошадкой порой выручим, и из тайги что-то принести, да и больному помочь, у нас кажный может.
Да и молимся-то мы не по нужде, иль по моде. Чтоб за просто так… ага…
У нас это как общение меж Богом, и меж людьми, будем ли мы работать, или столовкаться, но душа сама за нас молится… Ага… - Лаврентий крутил в своих могучих руках пустую кружку, как бы размышляя, куда можно её деть…
- Давайте я Вам ещё чаю налью, Таня уже взялась за чайник, чтобы налить гостю чаю, но тот категорически запротестовал.
- Да что Вы, не надо так беспокоиться обо мне, ага… Я ж по многу не пью. Не смотрите, что я коренной сибиряк, а вот чай пью по одному стакану… Ага… Привычка, что ли…
А вона, чую и мой дружок объявился… - Гость резко поднялся и стал насвистывать своему «барбосу». И через несколько секунд, огромная взъерошенная собака, похоже без всякой породы, неопределённого окраса, с большими вислыми ушами и оскаленной пастью, уже стояла у ног Лаврентия. Она в знак признательности дала ему свою крупную лапу, которую «знахарь» принял в свои ручищи… Собака, как бы извиняясь за свою шалость, немного поскулила и стала лизать руку своему хозяину. – не смотрите, что она такая. Она лучше всякой породы, дворняга моя… Ага, она ж очень умная и послушная, на самом деле… Да и ласковая очень, вон видите уже ластится…
Но дом-то охранять умеет, это у неё не отнять. Лучше всякой овчарки…
- И сколько же ей лет?
- Ей уже годков двенадцать будет. А вот крепкая, поди ты… Ага…
Щас пойдём, милая. Глянь ночь-то смятенная какая…
Так что спасибо, милые мои, за хлеб и чай. За то, что приютили старика… И желаю вам найти то, что вы искренне ищете!
А мне домой пора, кончилась моя прогулка… Ага…
Ну что, Дружок, айда…
Знахарь низко поклонился, прикладывая обе руки к сердцу, медленно выпрямился, и решительно направился в ту сторону, откуда недавно «вынырнула» его собака.
Он достал свой большой фонарь, и освещая промокшую тропу, постепенно удалялся, задевая ветки кустарников, которые игриво, слегка постёгивали морду собаки… Но та рефлекторно отворачивала морду, и продолжала следовать за своим верным хозяином…
- Знаешь, Володя, ещё в юности встречаясь со староверами, я всегда к ним испытывала особое уважение. И впечатления о них у меня сохранились самые добрые. Какую-то особую нежность я испытываю к ним.
Они не такие уж суровые люди, как принято считать. Они терпеливы смиренны, и очень преданы своим природным семьям. Хотя нельзя отнять и того, что они фанатично преданы своей вере. Но они ради своей веры Богу, жизнь готовы положить. И считают себя исконно русскими верующими. Ага..
- Здорово ты подметила это «ага»… У тебя это хорошо получается, как у «староверки»…
- А что, я не только похожа… Ага… - Таня радостно смеялась, видимо этот Знахарь оставил здесь свой хороший заряд…
- Да мне они тоже нравятся. Только думаю, что именно им будет сложно принять Слово Живое. Уж очень они привязаны к своей старой вере.
- Не скажи, Володя. Я знала несколько таких семей, которые сами вносили что-то новое в порядки свои священнодейственные. Это что-то было несвойственное по старым канонам, там обряды разные житейские. Даже по-другому к бракам семейным относились.
Помню, в те юные годы, я была знакома с одной семьёй из староверов. Глава этой семьи, дядя Феофан, был очень строг к своим традициям. Нельзя сказать, что очень фанатичен, но строгостью обладал, и в вере был щепетилен. Хотя в миру со всеми общался, как обычный мирянин, как многие, кого принято называть неверующие.
Так вот, в их семье жила родная сестра его жены. И недвусмысленно было видно, что она жила там на правах второй жены… Возможно это моя догадка, возможно такое понимание сложилось у многих после того, как его жена «приказала долго жить» уходя в иной мир... После чего он и принял эту женщину(сестру жены), фактически, как вторую жену.
По-видимому эта семья по-особому относилась к подобным бракам.
- Таня, это же нормально. И ныне нам всем предстоит с особым понятием отнестись к подобным явлениям в семьях. Ведь среди наших семей этот вопрос уже особо остро поднят. Ты хорошо знаешь об этом.
Идёт формирование внутреннего свойства в отношении мужчины и женщины. Полагаю, что это неизбежность такая. Мы сами родили эту проблему…
А это всегда будет находить наши слабые стороны, где очень трудно сдерживать зов природы, свои эмоции и проконтролировать истинность чувств и влюбчивость.
- Откуда это?
- По себе знаю…
- Как это? Хотя не надо, не объясняй…
- Да это, Танечка, можно увидеть на каждом шагу нашей жизни. Ведь уверен, эта проблема коснётся каждого…            
/продолжение следует/