О смысле и ассоциациях

Эстер Долгопольская
 Смысл — сущность любого феномена*, которая не совпадает  с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности.
(Энциклопедия)…



 

 Смысл любого художественного произведения, будь то проза или стихи , зависит от двух субъектов: АВТОРА И ЧИТАЮЩЕГО.
Смысл — это понятие подразумеваемое, и оно прямо зависит от знаний о предмете. Часто знаний таковых  у Читающих и не хватает… Их просто нет. Вот почему то , что написано Автором произведения, Читающему невозможно понять…


     Смысл зависит и  от ассоциаций, которые есть у Пишущего ,но совершенно отсуствуют у Читающего. Ассоциации Читающего часто не совпадают с теми, которые явились Пишущему!

   Ассоциация - связь между отдельными событиями, фактами,
 предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. (Энциклопедия).

  Отсюда фильмы Феллини были многим  не понятны. Они ни с чем у таких людей не ассоциировались. Стихи Мандельштама или Цветаевой, Бродского, Бодлера часто тоже кажутся непонятными, потому что знаний о словах, понятиях и явлениях  не достаточно Читающим в силу многих причин: недостаток образования, разность увлечений , а , главное, из-за огромного промежутка во времени, которое ушло безвозвратно  и сильно изменилось!

    Это же происходит и с произведениями Пишущих на нашем славном портале.
Знания многих не лежат подчас в том или ином литературном слое, в котором находится Читающий произведение. Поэтому такому Читающему трудно угнаться за мыслью написавшего его, и вместо того,чтобы подумать, иногда порыться в энциклопедиях или просто в поисковых программах, они (те, кто просто не может   о ц е н и т ь!)  скорее " сочиняют" рецензию не о предмете написания ,не о предмете ТЕКСТА, а о личности автора ,путая ее с Героем литературного повествования или Героем стихотворения…

   А об ассоциациях просто речь не идет! Ибо подчас место жительства, возраст,понятия и,  наконец , просто взгляды пишущего и читающего  совершенно не совпадают…               

 Читающий должен помнить и о форме произведения. Ибо мы творим художественные тексты.  Иногда Автор вдохновляется звучанием того или иного слова или группы слов.Читающий же иначе воспринимает прочитанное.

    Возьмем ститхотворение А. С. Пушкина АРИОН.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн, —
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! —
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою ...


  Разбор этого стихотворения известен. Ограничимся некоторыми замечаниями. 1) Разве Пушкин плыл на челне? Разве он пел пловцам?  Что значит " …иные парус напрягали","другие дружно упирали в глубь мощны волны"? Ответить на эти вопросы можно только зная , что за ситуация была в это время в жизни Поэта .С кем он был. Где и т.д. Без знания и понимания атмосферы ,без совпадения ассоциаций – стихотворение не станет понятно , а тем более вряд ли понравится Читающему…


    Так можно поступить с любым текстом. Поэтому есть выводы:

1) Читая,выбираем Автора и его произведения,которые "трогают" часть души…
2) Стараемся понять , что тут написано, а если не понимаем , пытаемся посмотреть иные произведения этого  же Автора и прикинуть , что же это может значить…
3) Просто не читаем то, что "не трогает ни одной струны" сердца и состояния Читающего…

   Автор не имел в виду никого лично. А также Автор этой статьи не принимает во внимание  тексты, заранее написанные просто так! , без подтекста или определенной мысли , не рассматриваются  и  пересказы забавных случаев из жизни. Эти опусы лежат в иной сфере творчества пишущих и не интересуют автора статьи.
ФенОмен, также феномЕн (греч.  «являющееся», «явление») — то, что появляется . Следовательно, любое заметное изменение, любое явление,