Заметка на полях Трактата...

Князь Процент
Заметка на полях «Трактата о пользительных свойствах ягодах клюквы, выказываемых ею при пищеварении»

«Лучшая девушка дать не может
Больше того, что есть у нее».

Н. Гумилев «Путешествие в Китай»

«Заглавие, к сожалению, - уже ключ к интерпретации. Восприятие задается словами «Красное и черное» или «Война и мир»»

У. Эко «Заметки на полях «Имени Розы»»

Есть категория персонажей, за которых я никогда не волнуюсь – что в жизни, что в литературе или кино. Это всевозможные дети, а также домашние животные министров, миллионеров и прочих людей с деньгами или связями. Вы скажете, что стоило бы написать «деньгами и связями»? Так ведь союз «или» предполагает возможность одновременного наличия условий, друзья мои.

В окружающей нас действительности с указанными представителями животного мира практически никогда ничего плохого не случается. Безусловно, они сами по глупости могут переживать из-за своего поступления в вуз или из-за подозрения на наличие у них какой-нибудь страшной болезни, но в подавляющем большинстве случаев они поступают в вуз (а потом их даже находит работа) и исцеляются волшебным образом (а чаще всего не заболевают вовсе).

 Даже в фильмах и книгах с ними обычно все о’кей, хи-хи, потому что обычно фильмы и книги попросту отражают то очевидное, что мы видим вокруг себя. Право же, я бы почитал книжку (вдобавок к «Американскому психопату»), герой которой убивает представителей золотой молодежи, хи-хи, - просто из самого принципа было бы занятно.

Рассуждая с этих позиций, мы вполне можем увидеть в Крисе очень симпатичного героя. Я не говорю «героя положительного», поскольку не вижу ценности в том, чтобы в фильме «Матч-пойнт»  искать подобного героя.

Крис в прошлом профессиональный теннисист; он утомлен карьерой и отдает себе отчет в том, что в теннисе ему не достичь значительных высот, хоть у него и выдавались удачные матчи против игроков, располагавшихся гораздо выше его в рейтинге. Несмотря на то, что наш герой профессиональный спортсмен, он весьма развит, увлекается оперной музыкой, читает «Преступление и наказание» - причем параллельно с некоей книжкой, являющей собой, судя по обложке, нечто вроде комментария или биографии Достоевского. Еще он читает Стриндберга.

Кино вообще штука весьма условная и символическая; «Матч-пойнт» в силу наличия одного главного героя и, по сути, одной сюжетной линии, с точки зрения структуры фильм очень простой, если не сказать иначе. Это выражается, в том числе, в количестве коротких сцен. Вообще же я встречал довольно много людей, которые читали весьма умные книжки, но при этом оставались весьма недалекими. В «Матч-пойнте» все несколько иначе; Достоевский и Стриндберг здесь символы, наряду с оперой. Эти части портрета Криса позволяют нам сделать выводы о его незаурядности.

Кроме того, как мы узнаем в дальнейшем, разговор о Достоевском весьма поспособствовал тому, чтобы Крис произвел благоприятное впечатление на отца Тома и Хлои, мистера Хьюи. Данный момент наглядно иллюстрирует основную мысль, высказанную в начале фильма, но существенно преобразованную по ходу развития сюжета. В нашей жизни, действительно, многое зависит от везения. Однако многого можно добиваться собственными усилиями, не надеясь на удачу в тех вещах, которые вполне можно сделать самому. И тогда, возможно, в момент, когда тебе ничто, казалось бы, не может помочь, некоей наградой за труды и умение не тревожить удачу по пустякам к тебе снизойдет фарт, тебе вмастит так, что дыхание перехватит, «монета встанет на ребро, фортуна выкинет зеро».

  Крис очень старается заслужить это самое везение, которое в нужный момент может пригодиться. Именно поэтому в фильме он так много врет. Наглядно демонстрируют это эпизоды, изображающие, как он производит первое наглядно впечатление на двух своих будущих любовниц: Хлое (она играет в большой теннис) он говорит, что не верит в везение, а верит в упорный труд, чем привлекает ее, поскольку такой прилежный молодой человек выгодно контрастирует с ее братцем (не стоит сомневаться, что Хлоя рассказала об этих словах своему папе); Нолу же, которой никак не везет на кинопробах (она играет в пинг-понг), Крис привлекает словами о вере в удачу – это первый момент в фильме, когда Нола заинтересованно слушает нашего героя.

Свое настоящее лицо Крис показывает лишь в общении со своим старым другом – таким же теннисистом, как и он. В фильме показаны две их встречи. Во время первой Крис рассказывает своему пока еще не завершившему спортивную карьеру товарищу о первых шагах в бизнесе и, между прочим, откровенно высказывается относительно семьи Хьюи: «Семья примечательна лишь деньгами». После этого Крис, оставшийся все тем же босяком в душе, непринужденно предлагает другу пообедать на халяву: «Я могу оплатить наш обед за счет компании».

В течение второй встречи отчаявшийся найти правильное решение вопроса выбора между Нолой и Хлоей Крис рассказывает о том, что не видит будущего с первой, тогда как со второй у него все очень комфортабельно. При этом он делает занятный (и, по трезвому размышлению, приятный для Хлои, если бы она это слышала) вывод о том, что сложившаяся ситуация иллюстрирует разницу между любовью и вожделением.

Друг Криса сперва пытается найти аргументы в пользу разрыва с женой и говорит, что тот неплохо работает и вполне может устроиться в другое место, но Крис отметает этот довод. Тогда друг задумчиво говорит о Ноле: «Похоже, ты недостаточно любишь эту ту женщину..».

С этой самой женщиной у Криса в фильме тоже были символичные встречи в количестве трех. Все три были неожиданны, но если первые две принесли герою радость (перед кинопробами, на которые шла Нола, и в картинной галерее), то третья подвергла его чудовищному риску, поскольку строптивая любовница устроила ему скандал прямо на улице.

В отношениях Нолы и Криса скрывается один вопрос, который можно смело назвать моральным. В самом деле, почему бы нам не поморализировать, хи-хи. Прочитав эту заметку, Вы даже сможете похвастаться перед друзьями, что фильм «Матч-пойнт» сподвиг Вас на размышления о нравственности (это предложение надо было бы написать в начале сего текста, но и так сойдет). Так уж и быть, на тему морали я порассуждаю, а вот о соотношении категорий «мораль» и «нравственность» Вам придется думать самим (впрочем, не советую).

«Не знаю, что я с тобой делаю! Ты никогда не уйдешь от Хлои…» - в этой фразе, да еще в приключившейся беременности заключается все обоснование Нолой своих прав на Криса. Итак, представим картину максимально наглядно (Вы можете рисовать схему). Есть мужчина, у которого скоро свадьба, и есть женщина, у которой тоже скоро свадьба. Шел дождь, женщина была в расстройстве, мужчина ее захотел очень уж сильно, она попыталась сказать что-то вроде «Это ни к чему не приведет», мужчина настоял, она дала. Первая свадьба состоялась, вторая – нет.

Прервемся, выпьем квасу (я читал, что в Москве в июле 2010 года уровень продаж этого напитка по сравнению с маем вырос в 5,5 раз). Расслабьтесь немного, отдохните, досчитайте до десяти и обратно. Кстати, никто не забыл отключить из розеток электроприборы при выходе из дома? Видите, как полезно читать эту заметку, я еще и о сохранности Вашего имущества беспокоюсь. Если Вы дочитали этот абзац до конца, дальше не читайте, Вам это не поможет, хи-хи.

 Кстати, хотя бы за секунду до аварии со смертельным исходом в фильме «Разомкнутые объятия» Вы догадались о том, что она случится и именно через секунду? Насколько помню, я простодушно не догадался.

Уже женатый мужчина встречает по-прежнему незамужнюю женщину и настойчиво просит ее телефонный номер – этот номер он, в отличие от номера полицейского детектива, запоминает наизусть. Женщина дает этот номер, мужчина снова добивается от нее секса. Они начинают встречаться – почти исключительно для половой близости. Постепенно женщина начинает ревновать к жене этого мужчины, который, кстати, покамест никакого развода ей не обещал. Женщина, с ее слов, беременеет (кстати, а уж не обманула ли Криса и нас Нола?) и начинает вовсю добиваться того, чтобы мужчина развелся и остался с ней. Происходит такой вот безобразный диалог:

- Я не могу ей сказать!

- Тогда я ей скажу!

Я не представляю, что смог бы хоть мысленно упрекнуть мужчину, который в такой ситуации взялся за дробовик. Ну в самом деле: он хотел только лишь секса и не скрывал этого; он не хотел уходить от жены и поначалу не скрывал этого; он готов был продолжать отношения и не скрывал этого. Так нет же, кто-то непременно хочет, дав этому мужчине секс, получить его целиком. Очень справедливо, что вместо этого мужчины такая женщина получает пулю.

Вот Вам неплохой сюжет: красивая девочка лет четырнадцати, интересующаяся современным искусством, но в большей степени зацикленная на своем половом созревании, после урока литературы по «Преступлению и наказанию» приносит однокласснику фильм «Матч-пойнт» (или советует посмотреть его в Контакте, но тогда из истории исчезнет такой предмет антуража, как вещь, данная прекрасной принцессой), и одноклассник в нее, конечно же, влюбляется. Ну а потом что-нибудь в том духе, что девочка делает аборт, потому что залетела от рэппера, который старше ее года на три.

«Преступление и наказание», конечно, хорошая книжка, но после нее необходимо посмотреть такое вот кино – как после «Операции «Валькирия»» нужно познакомиться с «Бесславными ублюдками» и после любой патетической книжки о войне почитать «Гусара» А. Перес-Реверте. Это слегка уравновешивает, а применительно к «Матч-пойнту» позволяет увидеть проблему «твари дрожащей и право имеющего» с разных сторон.

В концовке фильма Крис со знанием дела рассуждает о том, что нужно уметь засунуть совесть под ковер, однако его слова о том, что в случае успеха правосудия появилась бы маленькая доля надежды на возможность смысла, звучат пошловато. Мысль о том, что, дескать, ничто не имеет смысла, столь же избита, сколь и бессмысленна (хотя бы потому, что у каждого, кто ее трагически или даже буднично, натренированно высказывает, есть какое-нибудь любимое кулинарное блюдо). Говоря об отсутствии смысла, Крис забывает о том, что история могла закончиться немного по-другому. Я не имею в виду возможность падения кольца в воду, об этом-то догадаться нетрудно, и сам герой успел ощутить на себе всю прелесть положения допрашиваемого в полицейском участке.

В те минуты, когда Крис уже реализовывал план по убийству старушки и инсценировке похищения ее драгоценностей, мы мельком видим, как Нола переходит дорогу. Скажите, Вам в этот момент пришла в голову мысль, что Нолу сейчас может сбить автомобиль (скажем, даже насмерть)? В таком случае мы бы имели труп Нолы, погибшей без всякого участия Криса, и совершенно бессмысленно сотворенный Крисом труп старушки.

Или, например, такой вариант: Крис убивает старушку, а Нола все не идет и не идет. Перенервничавший и умирающий от страха Крис уходит, а задержавшаяся по какой-нибудь объективной причине Нола возвращается домой только ночью и погибает при пожаре, вызванном замыканием электрического прибора.

В рассмотренных случаях убийство старушки стало бы полной облискурацией, к нему уже не подходила бы фраза «Невинные порой умирают, чтобы расчистить поле для более грандиозных планов».

Однако ничего подобного не случилось. Бывший теннисист и тренер по теннису Крис, женившийся на дочке своего будущего босса, вошедший в богатую семью и показавший неплохие результаты на рынке, умница, любитель оперы и Достоевского, заимел красивую любовницу, и в нужный момент ему повезло. А вот красавица Нола, хроническая принцесса на бобах, имеющая наследственные проблемы с алкоголем, не вышедшая замуж за жениха из этой самой семьи и ставшая любовницей другого своего потенциального родственника, везения не заслужила. Некоторым людям просто не везет, как выразился о ней один из полицейских детективов.

Что любопытно, до той поры, пока Крис не проиграл партию полиции, мертвой любовнице, жене, семье Хьюи (да что там - всему миру), везение как таковое в его жизни было не самым частым гостем, поскольку все заработанные им блага были скорее наградой за труд и ловкость. Однако когда он проиграл матч-пойнт, на него обрушилось настоящее везение.

Пожалуй, больше всего в этом фильме мне понравилось то, что его название даже после эпизода с избавлением от улик никак не повлияло на мое впечатление, поскольку оно не содержит подсказки, не воздействует на восприятие зрителя. Это большой плюс киноленты; я думаю, что произведению искусства вообще не нужно название.