Седой Паяц и Маска Акт 2

Геннадий Петров
Акт 1
http://proza.ru/2010/07/24/1202


АКТ ВТОРОЙ


Сцена первая

(Начинает играть музыка, освещение медленно возвращается… Та же комната Седого Паяца. Он лежит на постели.)

http://www.youtube.com/watch?v=JL9PX4VkN4I&feature=related

Седой Паяц:
(поднимая голову с подушки, оглядывается – никого нет)
Какой жуткий сон…
(садится, поёживась)
Я жив… Я живой.

(Незримое Око нервно моргает. Свет снова постепенно гаснет, играет музыка)


Сцена вторая

(Седой Паяц, аккуратно причёсанный, как пионер, старательно вскапывает грядку. Утирает пот со лба, поднимает лицо и неимоверно счастливо улыбается небу. Входит Буколическая Старушка.)

Седой Паяц:
Ну, вот… Всё.

Буколическая Старушка:
Ай, спасибо тебе, касатик! Помог-то как, седенький!
(протягивает Паяцу литровую бутылку самогона, заткнутую обгрызенным кукурузным початком)
Вот тебе, милок! Отдыхни от труда.

Седой Паяц:
(с ужасом)
Боже сохрани! Не надо, мадам! Мне бы… хлебца. Да водички чуток.

Буколическая Старушка:
(разворачивает сверток)
Вот тебе хлебчик и водичка. Эт’ты правильно, сынок. Не пей её проклятую. А то гулял один тут третьего дня, театральный, ну, размалёванный что тебе чучело паганское. Веселился с бандой. Три дня орал как бесноватый, всё побили, пропили…

Седой Паяц:
(сконфужено)
Прощайте, мадам!
(идёт в сторону леса)

(Буколическая Старушка умилённо улыбается, затем крестит его, бормоча под нос; уходит.)

(Незримое Око насмешливо щуриться. В лесу Седой Паяц присаживается на пень)

Седой Паяц:
(саркастично)
Что же ты молчишь? Видишь, какой я теперь… Раньше мне рукоплескали обнищавшие дворянчики, гувернёры и сифилитические поэты-художники со своими бесчисленными девками, а теперь меня хвалят буколические старушки. Ведь это здорово, нес-па?

(пауза)

Седой Паяц:
Всё равно молчишь…

Душа Седого Паяца:
Ты сам себе отвечаешь. Нет места для меня.

Седой Паяц:
(иронически обводит руками, как бы показывая, что места достаточно)
И как это я сам себе отвечаю?

Душа Седого Паяца:
Слова – вопрос. Тон этих слов – ответ.

Седой Паяц:
(отмахиваясь)
Тихая, вялая ссора интеллигентной парочки на, неремонтированной десять лет, кухне… Жуткий стиль.

Душа Седого Паяца:
(холодно)
Ты не на сцене.

Седой Паяц:
Да. Я – на пне. Некого мне здесь искушать, кроме комаров, незримых, горьких… А тебя не соблазнишь.

Душа Седого Паяца:
Если ты теперь такой замечательный, откуда столько ехидства? Ты говоришь…

Седой Паяц:
Говоришь, говоришь… Я делаю! Важно, что я делаю! Я изменил свою жизнь.

Душа Седого Паяца:
Нет, ты просто… Ты просто убежал. Как трус.

(Седой Паяц сначала в гневе вскакивает с пня, но, вдруг обхватив голову руками, со стоном падает обратно.)

Душа Седого Паяца:
(изменившимся, искренним тоном)
Прости меня… Я очень рада, что ты ждал, когда я отзовусь. Но… я так надеялась, что ты… надеялась, что ты…

Седой Паяц:
(опустив руки)
Да перестань ты… И так тошно.
(задумчиво)
Почему ты всегда права, когда говоришь обо мне? Загадка какая-то… Странная загадка.

Душа Седого Паяца:
Самая странная загадка – любовь.

Седой Паяц:
(всё так же задумчиво)
Я – другой. Я действительно теперь другой…

Душа Седого Паяца:
Ты просто по-другому стал думать о смерти. Вот и вся разница…

Седой Паяц:
(не слушая)
…Но ты права. Я должен вернуться. Ну не вышло из меня кафкианского землемера! Сцена. Вот, где я должен быть ДРУГИМ. Я покажу людям, как важно это тепло. Я всё понял!

Душа Седого Паяца:
(тихо)
Ничего ты не понял.

(Незримое Око показательно закатывается, – мол, «О! Это невыносимо!»




Сцена третья

(Седой Паяц и его друзья выходят из-за кулис, живо обсуждая что-то)

Друг первый:
Это так на тебя не похоже! Это очень оригинально! Совсем не ты! Это…

Друг второй:
Да, как-то не так, как раньше. Остроты не хватает…

Друг третий:
Прекращайте, ребята. Немного сентиментально, но содержательно!

Друг четвёртый:
Я лучше промолчу.

Друг первый:
Блеск!.. Я только сейчас начинаю понимать твою репризу. Это потрясающе! Ты как бы вскрываешь те чувства, которые не лежат на поверхности. Они имеют своеобразную способность мимикрировать и теряться в глубине души. Наша человечность, эмпатия, не только склонность, но и готовность, проникнуть в другого человека… Хотя ты немного как бы переигрываешь, а ведь человечность…

Седой Паяц:
Спасибо тебе, я как раз думал…

Друг второй:
Я же и говорю, такое впечатление, что как бы – мёд. Но сами понимаете… засахарившийся мёд… Не, есть его можно, это вкусно, я же ничего и не говорю…

Друг третий:
А я поспорю, – не такой уж засахарившийся. Это только кажется сентиментальностью, о чём я и толкую! Главное, оно прикасается…

Друг четвёртый:
Прикасается, прикасается, спорить не буду.

(Входит Хищная Маска)

Седой Паяц:
(удивлённо)
Ты снова в маске?

Хищная Маска:
Это всего лишь кусок картона, немного краски и серпантин…
(с горькой интонацией)
Дорогой мой, это ТЫ в маске, а не я. И это маска, которая НЕ ТЕБЯ скрывает от людей, а людей – от тебя.

Седой Паяц:
(возбуждённо)
Ты ещё не видела мою новую репризу! Мой талант…

Хищная Маска:
(устало)
Да махала я веером на твою репризу. Талант-шмалант… Дожил до седых волос, сердце своё изорвал, садист, а никого кроме себя так и не увидел…

Седой Паяц:
(сердито)
Я играю разные роли…

Хищная Маска:
Роли-сроли… Себя! Себя ты играешь, белокаменная ты голова! Хоть бы о друзьях своих подумал…
(вдруг падает на колени)
Больно… Как мне больно… Как больно…
(поднимает лицо, глаза в прорези маски блестят)
Слушай… Отпусти ты меня. Дай мне сладость слёз, – пожирая её я, может быть, забуду тебя, как страшный, изнурительный сон… Что ж ты топчешься по мне?..

Седой Паяц:
(растеряно)
Что с тобой? Ты же знаешь, как я к тебе… Ты прости, если что… Я обязательно приду! Обещаю! Ты же хотела… Я тогда был неправ! Я приду!..

(Хищная Маска медленно поднимается на ноги, подходит к Паяцу, медленно, основательно погружает пальцы в его седую гриву и начинает с силой водить из стороны в сторону, постепенно наклоняя его голову всё ниже и ниже.)

Седой Паяц:
Ай-яй-яй-яй! Отпусти меня! А-а-а-а-а-а! Отпусти, больно мне! Больно!!

(Незримое Око в ужасе захлопывается)

Хищная Маска:
А мне не больно!? Вурдалак ты крашеный, упырь!..
(со слезами в голосе)
Мне не больно, по-твоему?! Кровосос ты поганый, вампир, клещ вонючий!

(Наконец, валит Паяца на пол; отряхивает руки и, заложив их за спину, уходит с высоко поднятой головой. Седой Паяц лежит, скорчившись, спиной к залу, его плечи мелко вздрагивают. Друзья молча стоят над ним.)

Седой Паяц
(перекатившись на спину и уставившись в потолок)
Наверное, ты права, Душа моя… Разбил…
(вытирает глаза рукавом)
Порвал не читая…



Сцена четвёртая

(Гримерная комнатушка; распахнув двери, обессилено вваливается Седой Паяц, слышны неутихающие овации, крики «бис!!!»)

Седой Паяц:
(обалдело улыбаясь)
Не-е-е-ет, ребятушки… Четвёртый раз выходить уже не могу…

(Лезет в шкаф, достаёт бутылку, – она пуста; отбрасывает её без особого сожаления.)

Седой Паяц:
Ты видела? Видела?! Каков я сегодня был! Я нашёл главное!.. ГЛАВНОЕ! Люди устали от безысходности. Конечно, боль нужна… Да… пожалуй, нужна. Иначе – а как же достоверность? Больше всего они презирают недостоверность, когда неправдоподобно, понимаешь? Но! надо помочь им идти дальше.
(махает рукой)
Да и себе самому. Главное надеяться на себя, верить, что победишь, толкать себя вперёд. Ты согласна?

(ответа нет)

Седой Паяц:
(проникновенно, искренне)
Господи, прости меня за то, что я хотел себя убить!
(помолчав)
Жанка, я прощаю тебя. Ну ваза… Ну бумажку со стихами разорвала… Ерунда.

(Седой Паяц скучно осматривается, снова поднимает бутылку, смотрит её на свет)

Седой Паяц:
Знаешь, ты была права, страх смерти такой же плохой советчик, как и её вожделение… От себя не убежишь. Да-с! Почему ты молчишь? Ответь мне!
(цитирует нараспев)
«Душа грустит о небесах, она не здешних нив жилица.»

(Ответа нет. Незримое Око нарочито отрешённо глядит вверх, – дескать, «Да я так. Я не мешаю.»)

Седой Паяц:
Разве ты не рада за меня? Ты же в худшие минуты, когда я был ничтожеством, не оставляла меня…
(размышляет, глядя на себя в зеркало)
Я победил. Я проснулся знаменитым… вернее, и заснуть не успел. Почему же мне до такой степени…

(С криками радости врываются друзья Паяца, обнимают его, вручают цветы, откупоривают шампанское. Через некоторое время растерявшийся Паяц, бессознательно сжимая в руке бокал шампанского, который ему всучили, вдруг вырывается из объятий и поднимает к верху руку.)

Седой Паяц:
(вопит)
ТИХО! ЗАМОЛЧИТЕ!!! ЗАТКНИТЕСЬ!!!

(все замолкают)

(Седой Паяц, нелепо замерев в неестественной позе, как бы прислушивается.)

(пауза)

Седой Паяц:
(страстно)
Посмотри же на меня! Вот! Я больше не смеюсь над миром!
(резко разбрасывает руки в стороны, плеснув шампанским на одного из друзей – на выбор режиссёра)
Я больше не презираю себя и не считаю себя жалким куском грязи, которому Творец зачем-то впарил гениальность. Слышишь? Мои герои теперь живые!.. Мои персонажи наполнились кровью! Маски мои покрылись чувствительной кожей, ёлки-светёлки!..
(прислушивается, склонив седую голову набок)
О, если бы я мог тебя увидеть!..

(И вдруг друзья начинают бешено аплодировать, решив, что это набросок очередной репризы. Седой Паяц сначала бросает на них поочерёдно гневные взгляды, потом потерянно озирается и, наконец, начинает истерически хохотать. Все подхватывают хохот. Хлопают друг друга по спинам, хватаются за животы, задыхаются от смеха, икают. Это длиться довольно долго.)

Седой Паяц:
(отдуваясь, со слезами на глазах)
Ну… ребята… праздник так праздник… Не хочу скучать сегодня! Хочу остро чувствовать жизнь! Поеду к Маске!
(торжественно улыбается)
Давно надо было!.. Она так наивно ищет моего внимания. И так задирается, – но я потерплю…

(повисает напряжённая тишина, улыбка осыпается с губ Паяца)

Седой Паяц:
Что? Что-то не так? ЧТО?! Не молчите!
(друзья отводят глаза)

(пауза)

Седой Паяц:
(почти шёпотом)
Что с ней?

(незримое Око быстро обегает всех взглядом, как бы допрашивая каждого)

Друг четвёртый:
Да ничего с ней, успокойся. Свалила она.

Седой Паяц:
(хрипло)
Куда?..

Друг четвёртый:
В том-то и дело, что никто не знает.

Седой Паяц:
А когда она…

Друг первый:
(с искренним сочувствием)
Навсегда.

(Седой Паяц какими-то лунатическими движениями начинает выталкивать друзей из гримёрки, они сначала машинально упираются, потом, осознав его действия, кучкой вылезают в узкую дверь.)

Седой Паяц:
Стойте!
(бросается к комоду, достаёт браунинг и отдаёт его одному из друзей – на выбор режиссёра)

Седой Паяц:
(осипшим голосом)
Идите, а я буду ждать. Это ЕМУ не понадобится.

(Седой Паяц собирается закрыть за друзьями дверь, но Друг первый снова делает шаг в комнату)

Друг первый:
Мы завтра обязательно придём.
(улыбается)
Ты думай о нас, и тебе станет легче.
(выходит)

(Седой Паяц кивает, закрывает дверь)

Седой Паяц:
А я буду ждать…

http://www.youtube.com/watch?v=4QB7ugJnHgs&feature=related

(Далее – Седой Паяц ходит по сцене из стороны в сторону, сначала погружённый в свои мысли, потом – нервно озираясь и вздрагивая… Заметив что-то на кресле, подбегает, хватает, щупает… – нет, это не алая мантия, а всего лишь деталь его сегодняшнего сценического наряда. Незримое Око внимательно наблюдает за ним, синхронно шныряет зрачком в те углы, куда он порой, вскинувшись, напряжённо всматривается, но, – всё чаще прикрываясь, – оно потихоньку устало заволакивается. Затем, – окончательно опускает расслабленное веко, засыпает. Седой Паяц всё также шатается как маятник. Начинает играть музыка… Время идёт… Он ходит уже просто как машина, только иногда поднимая взгляд к потолку и что-то шепча…)

ЗАНАВЕС