Седой Паяц и Маска Акт 1

Геннадий Петров
Седой Паяц и Маска

                Посвящаю С. Р.


Действующие лица:

Седой Паяц
Душа Седого Паяца (голос за сценой, как бы через рацию)
Друзья Седого Паяца (Друг 1, 2, 3, 4)
Хищная Маска
Незнакомец
Буколическая Старушка
Незримое Око (без слов)



АКТ ПЕРВЫЙ


Сцена первая

(Гримерная комнатушка, уныло пёстрая от тряпок, с тусклым освещением. Седой Паяц, апатично зевая, снимает с лица грим. Играет музыка. Осторожно открывается Незримое Око.)

http://www.youtube.com/watch?v=Po0IXxo598A

Седой Паяц:
Ну, вот… Ещё одна потеха. Всё, кончено. Как я хочу покоя! Публика, мерцающая чешуей ликов в сумраке зала… Словно дремлющий гад морской…

Душа Седого Паяца:
Красочно… Ты это говоришь от переутомления. Ты ведь знаешь: мастерство и талант скрыть нельзя…
 
Седой Паяц (злобно):
Особенно, когда за них столько заплачено…

Душа Седого Паяца:
Ты сам не веришь в то, что говоришь. Ирония, самоедское ёрничание… Есть, они всё-таки есть – люди, которые ждут твоего выхода, они чувствуют твой нерв, потому что их нервы натянуты также сильно, как твои.

Седой Паяц:
Ты, как всегда, права. Это утешает. Одиночество уже не кажется таким тяжким, когда ты достучался до других одиночеств…

(цитирует нараспев)
«Люблю тебя, печальный мой сосед,
люблю тебя как друга юных лет…
Хотя навек… э… какой-то там судьбой
коварно мы разлучены с тобой.
Стеной теперь, а после – тайной.»

(Незримое Око изумлённо расширяется)

Седой Паяц:
Ты слишком добра ко мне. Слишком. Но это ничего не меняет…

Душа Седого Паяца:
(печально)
Одинок тот, кто хочет быть одинок.

Седой Паяц:
Глупости!
(кривляясь)
Голоден тот, кто хочет голодать!

Душа Седого Паяца:
(дрогнувшим голосом)
Но… ведь я-то есть.

Седой Паяц:
Я же тебя не вижу, а только слышу.
(задумчиво)
А помнишь Жанку?..
(по его лицу пробегает мимолётная похотливая улыбка)
Помнишь, как мы с ней расстались? Она сказала, что я слишком люблю самого  себя…

Душа Седого Паяца:
Глупая она.

Седой Паяц:
…и поэтому она со мной чувствует себя одинокой.
(застывает в глубокой задумчивости)
Странное ощущение…
(достаёт из трюмо початую бутылку портвейна и тяжёлый квадратный стакан с засохшими следами губной помады на краешке)
…вроде и облегчение – всё сделано, как хотел. Но… и пустота. Вакуум. Ваку. Ум.

Душа Седого Паяца:
Разве ты себя любишь?

Седой Паяц:
(капризным тоном)
Любишь – не любишь… Противно!

(Душа молчит)

Седой Паяц:
(выпивает, и вдруг вскидывает голову)
Я – гений! Ты же не забыла об этом?

(Душа молчит)

Седой Паяц:
(рассматривает стакан)
Это – лучше чем браунинг, ты не находишь?

(Душа молчит)



Сцена вторая

(Грязненькое кафе. Незримое Око шарит зрачком. Седой Паяц сидит в окружении друзей, приобнимая за талию вульгарного вида девицу, которая отвратительно неумело строит из себя недотрогу. Видно, что он изрядно пьян. Но, что ещё более очевидно, – это только начало. Входит Хищная Маска.)

Хищная Маска:
Ну что, клоун зернобобовый? Радуешься, что тухлыми яйцами не закидали? Бе-е-е-едненький…

Седой Паяц:
(с улыбкой глядя на вошедшую сквозь рюмку)
А я думал, сегодня будет скучно! Ты, вижу, в ударе.

Хищная Маска:
(надменно)
Я, между прочим, не получила ответ на своё приглашение…

Седой Паяц:
(восторженно)
Ах! Как тебе идёт эта маска!

Хищная Маска:
Тебе виднее. Ты же знаешь, кто на меня её надел. Так я жду ответа.

Седой Паяц:
(зевая во весь рот)
Зайду как-нибудь…

Хищная Маска:
(в ярости)
Что-о-о!?! Ах ты лицедей! Да видеть я тебя не желаю! Ничтожество ты козлобородое, осёл лупоглазый!
(желчно)
Ты думаешь, если пьяный в дерьме валяешься и паясничаешь раз в месяц, ты гений!? Ха-ха-ха-ха-ха!

Седой Паяц:
(восторженно всплеснув руками)
Багиня!!!

(Друзья Паяца молчат, неуверенно улыбаясь.)

Хищная Маска:
(ледяным тоном)
Рот порву. До ушей. Не надо будет малевать красным.

(Незримое Око хищно сужается)

Седой Паяц:
Прости, если я тебя задел…

Хищная Маска:
(неожиданно смягчаясь)
Хорошо… Если поцелуешь подол моего платья, я тебя прощу.

Седой Паяц:
Боюсь осквернить.

Хищная Маска:
(тихо)
Какой же ты бываешь мерзкий и жестокий…

Седой Паяц:
(отпихнув обиженную девицу)
Послушай, ты стараешься причинить мне боль. Настойчиво ищешь слабое место. «Что же у него более ранимое? Самолюбие? Любовь к своей внешности? Вера в свой талант?..»
(закуривает сигарету и пускает колечки дыма)
Спешу тебя обрадовать. (Ибо я знаю, что в своей сущности ты милосердна.) Обидеть меня практически невозможно. Моё карлсоновское бахвальство – только игра, которая мне угодна пока. Нет у меня гордыни…

(Незримое Око жмурится с неопределённым выражением)

Седой Паяц:
Я скромен. Ты назовёшь мой недостаток? Я только соглашусь и посетую с тобой вместе, ибо я прекрасно знаю о нём. Ты похулишь какое-либо моё достоинство? Я пожму плечами, ибо мне ненужно, чтобы кто-то это достоинство подтверждал, если я сам в нём уверен. Ты попробуешь…

(Хищная Маска вдруг хватает с барной стойки бутылку и бросает её в голову Паяцу. Он ловким движением ловит бутылку и, запрокинув лицо, выглатывает всё её содержимое из горлышка под восторженные аплодисменты завсегдатаев.)

Хищная Маска:
Живи уже.
(снимает маску с лица)

(Все замирают от невиданной красоты. Незримое Око растерянно хлопает веком.)



Сцена третья

(Маленькая захламленная комната. Свернувшись калачиком на постели, Седой Паяц горько плачет. Девица, одевшись и сцапнув что-то со стола, уходит. Громко хлопает дверь.)

Седой Паяц:
А может… (икает) А может, всё-таки браунинг?..

Душа Седого Паяца:
(строго)
И думать забудь! Посмотри на свои запястья. А?

Седой Паяц:
(кисло)
Какая ты прямая и простая…

Душа Седого Паяца:
(с обидой)
Ну извини…

Седой Паяц:
(цитирует)
«Зову я смерть… Мне видеть невтерпёж…»

Душа Седого Паяца:
Не кощунствуй! А то дозовешься.

(Незримое Око заплывает слезой)

Седой Паяц:
Да…
(плачет)
Да… Мне страшно…

Душа Седого Паяца:
Помнишь, как ты подарил Жанке хрустальную вазу, а она в гневе разгрохала её прямо у твоих ног? А стихи, которые ты ей написал, порвала не читая.

Седой Паяц:
(прекращает плакать, как будто его выключили)
При чём здесь это?

Душа Седого Паяца:
(загадочно)
Ты почувствовал лишь бледную тень того, что чувствует Создатель.

Седой Паяц:
Меня тошнит от того, что ты всегда права…

(снова начинает скулить, как щенок, и даже сучит ногами)

Душа Седого Паяца:
Ты убиваешься, от того… от того, что ты жесток?

Седой Паяц:
Насмешка… Это просто насмешка… Ядовитая, желчная, подлая… Мир потешается надо мной, а я над ним…

Душа Седого Паяца:
Бог не смеётся над тобой. И я не смеюсь…

Седой Паяц:
Женщина в маске… Она ведь просто проверяет, жив ли я ещё, или уже умер. Кай хренов… Она даже лицо показала, потому что поняла, что ничего живого во мне не осталось… Камень не ощущает боли…

Душа Седого Паяца:
Может быть, она любит тебя?

Седой Паяц:
Нет! Нет! НЕТ! Хватит жертв! Не говори так! Меня никто не любит! Никто! Я так хочу! Я так хочу!! Меня нельзя любить!..

Душа Седого Паяца:
(говорит сквозь крики Паяца)
Если ты себя не любишь, то пусть хоть кто-то тебя любит.

Седой Паяц:
…потому что всем, кто меня любит, я почему-то делаю больно… Не могу больше… Не могу я так больше…

Душа Седого Паяца:
Почему же ты любишь встречаться с ней?

Седой Паяц:
(продолжает бубнить)
Не могу больше… Не могу я так больше… Не могу…

(Долго лежит в постели неподвижно. Вдруг – в дверь стучат…)

Седой Паяц:
(оживлённо вскакивая)
Кто там? Войдите! Входите же, не заперто у меня!

(входит Незнакомец, высокий и толстый человек в алой мантии, срывает пурпурный берет с наголо бритой головы)

Незнакомец:
(жеманно раскланиваясь)
Тысяча приветов! Рад, очень рад! Как у вас тут уютно!
(с широкой улыбкой оглядывает бардак в комнате)
Приветствую вас! Очень, очень рад! Очень! Чрезвычайно!

Седой Паяц:
(безразличным тоном)
Кто вы?

Незнакомец:
Ах, я бы поспешил удовлетворить ваше любопытство, более того, мне это было бы крайне приятно сделать, но в голосе вашем я слышу лишь усталость от информации, идущей извне, если позволите такое прозаическое выражение. Посему, я рискнул заключить, что торопливость сей же час отрекомендоваться, была бы не слишком целесообразною. Боюсь быть неправильно понятым, не то чтобы я горд и оскорбился вашим равнодушием, очевидным даже в вопросительной форме сказанных вами слов. А скорее, я не хотел бы…

Седой Паяц:
Я уже устал от вас… Вы мне так надоели, словно я слушаю вашу трепотню всю жизнь.

Незнакомец:
(холодно)
Это я слушаю вашу трепотню всю жизнь.

Седой Паяц:
(приподнимаясь на кровати)
Мы знакомы?

(Незнакомец уверенно прохаживается по комнате, оглядываясь, но уже с брезгливым любопытством)

Седой Паяц:
Вы мой поклонник?

Незнакомец:
(скучно)
Какой вы глупый, однако, человек…

Седой Паяц:
Что за комедию вы тут ломаете!

Незнакомец:
Знаете ли, в устах комедианта…

Седой Паяц:
(перебивает в сильнейшем раздражении)
Убирайтесь к чёртовой матери!

Незнакомец:
(зевая)
Я – ваша смерть.

(продолжительная пауза)

Седой Паяц:
(недоверчиво-иронично)
Киллер?

Незнакомец:
(с неописуемым отвращением)
Фу-у-у-у-у-у-у…
И это гений! Посмотрите на него, дамы и господа!
Вы, может быть, губернатор какой-нибудь или наркобарон?

Седой Паяц:
(тоже с отвращением)
Почему вы так разговариваете? И так… омерзительно выпендриваетесь? Плащик этот ваш… кардинальский…

Незнакомец:
(гордо выпятив могучую грудь)
Я же ВАША смерть. Смерть, дорогой вы мой, у каждого своя. Это вам не городская  канализация.
(подходит к зеркалу, забрызганному разноцветными каплями, и с удовольствием себя осматривает)
У вас вот – я.

Седой Паяц:
Вы что, серьёзно?

Незнакомец:
(поправляя мантию перед зеркалом)
А вы прислушайтесь к себе… Если б человек лучше слушал сам себя, он бы намного лучше слышал других. И никогда, ни-ко-гда! не попадался бы на обман.

(в комнате становится сумрачно, сквозняки трогают края штор и одежды, висящей на стуле, за окном грозовым образом помаргивает небо)

Седой Паяц:
(как бы вникая в свои слова)
Значит… я сейчас… вот сейчас…умру?
(трёт ладонями лицо, и вдруг вскакивает; расширив глаза, смотрит в пол)
Кажется… мне не хочется умирать.

Незнакомец:
Я же вам не чайку предлагаю, милейший…
(пробует разные улыбки перед зеркалом)
Да у меня, собственно, и не предложение.

(пауза; зрачок Незримого Ока стремительно расширяется, оно – в паралитической неподвижности)

Седой Паяц:
(сипло выдавливает из себя)
А… КАК я… умру?

Незнакомец:
Лучше б спросили – куда.
(брюзгливо)
Ну почему в этот момент им не до метафизики, а? Мне не интересно ведь!
(рывком поворачиваясь к Паяцу)
ЗВАЛ?

Седой Паяц:
(с ужасом)
А?

Незнакомец:
(медленно приближается)
Звал, спрашиваю? А как же браунинг?

(Седой Паяц, вспомнив об оружии, бросается к комоду, выдвигает ящик, трясущимися руками шарит среди вещей и бумаг)

Незнакомец:
Ха-ха-ха! ЗНАЧИТ ВСЁ-ТАКИ БРАУНИНГ! Ха-ха-ха-ха-ха-ха!

(Седой Паяц находит пистолет и стреляет в Незнакомца, свет гаснет…)


ЗАНАВЕС


Акт 2
http://proza.ru/2010/07/24/1255