Не готовы

Ирина Ману
Когда ОНИ строили огромные книгохранилища, над их идеями потешались:
- Зачем нам нужна эта книжная труха? Сейчас много носителей информации от аудиокниги до просмотра экранизации в 3D на диске. Читают, листая бумагу, единицы, остальные предпочитают компьютерные страницы.
Но ТЕ нас не слушали, знай, строили длиннющие ангары, сплошь уставленные рядами полок от пола до потолка. Скупали все книги, что издавались когда - либо; выкупали рукописные издания; берестяные грамоты; раритетные из частных коллекций...говорили в Египте из музеев были выкуплены папирусные листы и бережно выставлены в стеклянных витринах.
Спустя время книгохранилища открылись для посещения. Сначала мало кто откликнулся зайти. Но те, кто побывал, рассказывали совсем невероятные вещи. Будто бы можно было попасть в самое разное время, пообщаться с героями книг, а самое главное - стать самому героем. Это было круче виртуала, потому что попадал сам, а не только твое сознание.
Опять кто поверил, кто не поверил. Скептики сомневались, говоря, что это опыты и их результаты откроются. И эти открытия будут ужасающими.
Находились те, кто попытался настоять на закрытии этих книгохранилищ. Но возразить ТЕМ не могли.
- Это библиотеки мировой культуры. Разве у вас Средневековье или авторитарный режим, когда истребляется самое ценное - знание?!
Эти слова отбивали самые ретивые выпады. Кому хочется прослыть государством мракобесов, когда по всей Земле функционировали ангары - библиотеки.
А народ распробовал прелести похода прочитать ту или иную главу. Оказывается, можно запросто попасть заграницу, минуя паспортные режимы и досмотры. Было бы желание прочесть рукопись в оригинале в Швейцарии, посмотреть в Сибири, оглядеться в пустыне Наска,..в Африке,..в Австралии,..в Японии. Перед читателями открывался весь мир глазами книжных героев и авторов книг. Можно побродить по старой, доброй Америке Томом Сойром. Попить чай с мистером Рочестером в Англии, спуститься на Наутилусе капитаном Немо, а для любителей острых ощущений - прятаться от Крюгера или гордо защищать честь самурая. Диапазон велик, разнообразен. Даже в самых смелых фантазиях невозможно представить себе возможности реализовать себя в различных ипостасях.

И все. Начался бум, ажиотаж вокруг этого. Люди забрасывали основные дела, шли в библиотеки и проживали тысячи жизней, сообразно своим фантазиям и желаниям. Пустели города и села.
ТЕ ввели ограничения. Библиотеки стали работать только по выходным, но народ у нас ушлый, уходили неделями, месяцами в читку, изредка появляясь в реальном мире.
Мы с друзьями тоже решили заглянуть. Интересно было самим все это испытать. Зашли. Полутемное помещение. Лампочки - где-то на потолке, мелкие, подслеповатые. Разве можно в таком адском освещении прочесть хоть строчку? Но странно, берешь книгу и текст виден. Можно спокойно прочесть от корки до корки.
Разбрелись. Я ходила никак не могла понять, где какие разделы: приключения, фантастика, поэзия.
Мы с мои другом Сашкой шли, держась за руки, разглядывая корешки книги, не решаясь взять что-то конкретное.

Внезапно пол превратился в движущуюся ленту, на вроде той, что бывает на эскалаторе в метро. Мы стояли, а мимо, как полустанки, мелькали люди с книгами в руках, выбирающие и листающие у круглых столов.
Раз! Скорость увеличилась. Замелькало, завихрилось, показалось пол - лента уходит из - под ног.
Мы с Санькой упали, расцепились. Он ударился головой о выступ. Его откинуло, и он уехал по соседнему пути, а потом и вовсе скрылся за поворотом.
Я, где отклонялась, где переворачивалась, как неваляшка, чтобы не врезаться в других летящих мимо людей. Зажмурилась, разглядеть что-то в этом полете было невозможно.
Но тут ощутила, что езда - перелет закончились, и что стою на ногах. Осторожно открыла один глаз. Вырвалось нечто: " Ничего себе! " Правда, цветастее и позаковырестей. Открыла оба глаза и стала изумленно оглядываться.
Находилась в гитлеровской ставке. Мимо меня с озабоченным видом проходили Мюллеры, Геббельсы, Борманы. Поглядела на себя - в фашистской форме. Рядом прошли трое, откозыряли мне. Я продолжала стоять недоумевать, пока сзади мягким, вкрадчивым голосом Леонида Броневого не произнесли:
-Штирлиц, вы не ответили на приветствие. Что-то случилось? Не зайдете ко мне?
" Я в " Семнадцати мгновениях весны " Юлиана Семенова. Хорошо еще не радистка Кэт. Пришлось бы скрываться от фашистов, да еще с детьми! " - облегченно вздохнула.
Вслух же - пришлось отдать честь, кивнуть, отговориться, что - де занят и через пару минут непременно зайду. А сама ходу по коридору, чуть не бегом.
Через каждые пять шагов встречались солдаты - охранники, которые судорожно вытягивались при моем приближении. Стало довлеть тяжкое чувство, вот-вот тайна раскроется, что я - шпионка.
" Куда бы спрятаться? " - шмыгнула в пустующий кабинет.
Погляделась в зеркало - Штирлиц - Тихонов, но стоило всмотреться внимательнее - проступали мои настоящие очертания лица.
" Надоело. Надо уходить отсюда, " - подумала и передо мной возникла небольшая дверца.
Наклоняясь, шагнула в проем. И оказалась на улице среди прохожих. После помещения третьего рейха яркое солнце ослепило меня. Зажмурилась. Потом охнула: " Я же в фашистской форме! "
Скосила глаза - нет, в платье, простеньком, незатейливом. Раздался колокольный звон.
-Служба началась в Соборе, - услышала я.
-Где? В каком Соборе? - полюбопытствовала, чтобы сориентироваться куда попала.
-В Соборе Парижской Богоматери, - ответила мне красивая, молодая цыганочка.
Озадаченно почесала в затылке: " Это не мое желание попасть сюда. Меня швыряет как в океане". Тихо ахнула. Потому что уже стояла на палубе корабля, которым управлял совсем мальчишка.
-Стоп, стоп, стоп, - взмолилась, обращаясь в никуда, - не хочу ничего и никуда. И вообще где мой Сашка? К нему бы.
Мне никто не ответил. Зато из трюма вылезла женщина и кинулась ко мне.
-Алка! Ты? Не узнаешь меня? Это я - Ленка Ветрова!
Пригляделась, точно Ленка - моя бывшая одноклассница.
-Ты чего здесь делаешь? - спрашивает.
-Ничего. Сашку своего ищу, - отвечаю, а мне наш кок Негоро похотливо подмигивает.
-Валим отсюда, - говорю Ленке.
-Давай. Куда скажешь, - не успела она договорить, как мы оказались на Крайнем Севере.
Ленка стояла, кутаясь в шубнячок, который был явно ей маловат. В осенних ботиночках, в платке и без руковиц.
-Тепло ли тебе, красавица? Под Герду косишь? - засмеялась над ней.
-На себя посмотри! Санта Клаус липовый, - огрызнулась Ленка - Герда, согревая пальцы рук.
-Не Санта Клаус, а дед Мороз. Хо - хо - хо, - заколыхалась я неизвестно откуда взявшимся животиком.
Было жарко в длинной шубе, рукавицах. Щекотно в бороде. Седые брови загораживали обзор. Хотелось радоваться и смеяться, веселиться. А еще дарить подарки. Шагнула к Герде и споткнулась о большой мешок. " Подарки! " - догадалась или знала.
-Девочка, а ты вела себя хорошо? - подступилась к замерзающей девушке, прыгающей и дующей на руки.
-Хорош издеваться, - ответила она, клацая от мороза зубами.
Наверно, сильно вошла в роль, позабылась на какое - то время.
-Вот сани, что едут сами! Садись и закутайся в мою шубу, а я повезу такую егозу!
Ленка хотела что-то съязвить на этот счет, но внезапно рядом раздался взрыв. Взметнулся к небу снег вперемешку с чем-то темным. «Земля? Какая может быть земля в вечной мерзлоте? Это бурить надо»!
-Что это?
-Что произошло?
Мы уже были мы, сами собой. На мне исчезали остатки валенок и бороды. Снег таял, но воды не было. Проявлялся бетонный пол книгохранилища.
Раздались еще взрывы, пулеметная стрельба. Где-то закричали люди. Разгорался огонь. Он жадно пожирал бумагу и древесину - книги и полки.
Сказочные картины сменялись реальностью. Испуганные люди, затаптывая, толкая друг друга, устремились к выходу. Крики, плач, брань, неразбериха.
Я снова осталась одна. Не побежала на выход, зная, что там сейчас происходит, люди спасаются, как могут, наплевав на все законы человечества.
Стала искать огнетушители, чтобы спасти ценное - знания, свои жизни. Стрельба продолжалась. Кто-то продолжал выяснять свои отношения. Какой-то мужчина вместо того, чтобы загасить огонь, наоборот раскидывал тлеющие фолианты, дико крича:
-Гори-гори ясно!!!
Это был Содом и Гоморра. Столпотворение. Я не выдержала и закричала:
-Да помогите же нам!

В этой какофонии беспорядка, как оглохла. Будто увидела нас, людей со стороны. Стояла рядом с НИМИ. ОНИ грустно взирали на беспорядочное мельтешение людей; на кровь; на лежащих, просящих помощи раненых;  убитых;  пробегающих мимо, потерявшихся, ревущих детей; стреляющих;  тушащих пожары рубашками, куртками...

ОНИ молчали, глядя на наше бесчинство.
" Помогите нам! " - это  уже не было единичным обращением. Это был нестройный хор, эхо голосов.
На наши мольбы откликнулись. Люди оказались вне здания, чудом выбравшись из западни. Раненые, пострадавшие, выжившие взирали на ангары, двери, которых с шумом захлопывались.
В тот же вечер потоки грязи, брани полились с экранов телевизоров, радио. Говорилось только об одном: об ИХ жестокости, об ИХ агрессии и т.д. и т. п.... ОНИ были виноваты во всем!
Не все так думали. Покаянно приходили к библиотекам - хранилищам. Но никто землянам не открыл и ничего не ответил, не упрекнул. Да и что говорить? Мы в своем несовершенстве готовы погубить все и вся, извращая на свой лад...
Просили всем миром вернуть нам хоть часть нашей фантазии, куда могли бы отправиться семьей или с детьми, но ОНИ нам отвечали одно и тоже: ВЫ ЕЩЕ НЕ ГОТОВЫ.

А когда будем готовы? Когда это произойдет и произойдет ли это?

20 июля 2010