Письма из Тулы. Письмо третье

Яков Шафран
      Приветствую тебя, мой дорогой друг Тоня!

      Знаю, что ты не любишь, когда я зову тебя по имени и предпочитаешь обращение - «мой друг». У каждого человека свои предпочтения. Но позволь называть тебя по имени, так как очень скучаю. Мы уже давно не виделись. И, когда я пишу твоё имя, то чувствую, что здесь, рядом со мной. Впрочем, как скажешь.
      Хозяева квартиры, в которой я живу, Максим Петрович и Галина Анатольевна, знают о тебе и приглашают приехать. Так что, как соберёшься, позвони приезжай. Повторяю, найдёшь у них для себя много интересного, в том числе в области истории искусства. Мы все будем тебе рады, особенно я. Всё, всё… замолкаю.
      Удивляешься, что я это письмо шлю через три дня после предыдущего. Просто не всё интересное сразу удалось сообщить в том письме. А интересного много.
      Вот, например, в Туле хранятся царские грамоты и высочайшие рескрипты, жалованные оружейникам, начиная от царя Михаила Фёдоровича Романова до императора Александра Павловича. Так что оружейный завод, основанный, как я тебе уже писал, Петром I, был создан не на пустом месте и не зря. Он вобрал в себя традиции оружейных мастеров, которые работали в  Туле издревле, и стал поистине градообразующим предприятием.
      Всему оружейному сословию Тулы императором Александром I в знак благодарности за поднесённые в Москве в день коронации отличное оружие и разные изделия из стали был подарен золотой ковш. С подарком был вручён и рескрипт.
      На ковше, в частности были и такие слова: «…в знак благодарности за поднесёныя от их усердия разные мастерства их изделия и в поощрение к распространению и усовершенствованию от оных».
      А рескрипт, который является настоящим произведением словесного искусства, гласил, что поднесённые от Тульского оружейного общества изделия собственного изготовления приняты как знак усердия и как показатель искусства мастеров. В рескрипте император поручает директору  оружейного завода выразить  истинную признательность обществу, уверить, что ему, Александру,  приятно видеть возрастающие успехи, и выражает надежду на то, что искусство тульских мастеров будет доведено до высочайшей степени совершенства.
      Это всё происходило в 1801 году. А теперь представь, тульские мастера снабжали оружием ещё войско Дмитрия Донского! И все последующие века Тула была вначале основной, а во второй половине XX-го века – одной из основных кузниц вооружения. Вот что это за город, город необыкновенного значения, необыкновенной сути и судьбы!
      И ещё интересная деталь. На оружейном заводе в те времена работали кричные мастера. Кричный процесс, так это производство называлось в России, это процесс получения железа из руды, минуя доменную печь, во вращающихся трубчатых печах. В результате образовывалась крица – губчатая масса железа с низким содержанием других элементов и со шлаковыми включениями, которые заполняли все поры и полости. Этот способ просуществовал в мире до 1931-35-х годов. Кроме того крицу до ХVIII-го века получали ещё и путём кричного передела чугуна.
      После получения крицы её проковывали для удаления шлаков, разбивали на части уже из них ковали полосы для дальнейшего производства.
      Извини за такой экскурс в металлургическую технологию. Но это очень интересно, так как ты, наверное, всегда думала, что чугун плавится только в больших доменных печах. А вот, поди ж ты, как было!..
      И, наконец, та деталь, о которой я хотел тебе рассказать. Кричные мастера на Тульском оружейном заводе получали по 40 коп. за пуд крицы. А подмастерья – по 1 коп. Чувствуешь, какой был стимул для совершенствования в деле, в мастерстве? В сорок раз больше заплатят!
      Я уже тебе писал, что друзья часто водят меня на прогулки по городу. И вот однажды, когда мы были возле памятника Петру I у проходных современного оружейного завода, мне рассказали, что на том месте, где сейчас находится завод, раньше было городище, первоначальный город, то есть место, откуда пошла Тула.
      Это меня поразило, так как символично: сердце Тулы по смыслу – оружейный завод был создан в месте, которое является географическим сердцем города.

      Думаю, что всё-таки, как ни старался, а утомил тебя. Поэтому заканчиваю.

      Целую. Пока!
                Твой Андрей,
      изучавший следующие источники:

1. М.В.Майоров «История Тульского края в воспоминаниях и документах»
2. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wik
3. Большая Советская Энциклопедия
4. Большая Энциклопедия, 1902 г.
5. Энциклопедический словарь, товарищество «Братья А. и И. Гранат и Ко»

      25 июля 2010 г.

      © Яков Шафран