Им не позавидуешь

Евгений Щукин
                Им не позавидуешь!

Все  познается в сравнении.

Наш  полк АН-12 по тревоге перелетел  с  аэродрома Клоково, (это наш  аэродром в Туле,  где в  годы войны  проходила обучение эскадрилья «Нормандия»,  а теперь  базируемся мы),  на   аэродром  местечка  Щучин,  обеспечить  учения   десантной дивизии, кстати,  тоже  базирующейся в Туле.

Все, как обычно: сели, зарулили на стоянки, выключили двигатели, командиров  автобусами увезли на  постановку задачи,  а мы, открыв грузовые  люки, стали готовить самолет к очередному  вылету.

Прибыли и десантники,  по 60  человек  на каждый  самолет.  Но в самолет   не загружались  -  уселись прямо на травку   двумя рядам в некотором отдалении  от самолета.

Десантники упакованы в два парашюта, с  автоматами, с  полной выкладкой, смотрятся несколько неуклюжими.
Ближе к самолету сидят самые легкие и меньшие ростом, а чем дальше –  более рослые и тяжелые.
Тяжелые  и рослые покидают,  обычно, самолет первыми.  Сидит десантура  на травке,  откинувшись на  основной парашют,  только  офицер  прогуливается рядом.

А мы   в самолете установили  съемные  десантные  сидения,  разделитель потока,  - это  тоже  два сидения,но с двецами,   закрепляемые на обрезе  грузового люка.
 
Там  на  разделителе потока  в полете  размещаются   выпускающие: – офицер и прапорщик.  Они после открытия грузового люка,  по сигналу  штурмана, открывают дверцы разделителя  потока, а когда оба ряда десантников покинут самолет,    покидают его последними.
Мне же,-  боротовому  технику  по АДО, после  выброски десанта приходится  закрывать  грузовой люк и убирать раделитель потока.


Но это протом, а пока, проверяю нет-ли   чего лишнего под ногами, что бы десантники не споткнрулись. Проверяю  наличие  кислородных масок и подачу кислорода на каждое десантное  сидение.  Нужно быть готовым,  никто  не  знает  на  какой  высоте  придется лететь.

На прошедших учениях была проблема: перед самым взлетом    меня послали на  чужой борт заменить заболевшего борттехника, а   десант был уже  размещен  в самолете.
В полете над Кавказским хребтом я заметил, что один  из десантников  вот-вот  потеряет сознание,  в его маску не поступает кислород! Что ж,  подключил его к запасному   присоску.
Проверил других  - еще  шесть  десантников  в таком же положении, не получают кислород!
Подключил и их к  запасным присоскам, а сам остался без кислорода, кончились запасные  присоски.
Все оставшееся время полета я ходил по кабине: отключу кого-нибудь от кислорода - подключусь сам, подышу вместо него,  вижу -  синеет,  даю  ему кислород  и отключаю следующег. Вот так и  летели, пока  не заняли эшелон выброски.

Ну, это так, к слову вспомниось.
Самолет  подготовлен – ждем команды. Но  подъехали автобусы и  нас везут на обед.
Столовая сродни ресторану: – хрустящие белоснежные скатерти, сервировка, выбор  блюд!  Официантки в   крахмальных косыночках и передничках,  - сама доброжелательность  и предупредительность.
Оба комаддующих - ВДВ  и  ВТА, тоже прошли покушать мимо нас в отдельный кабинет. 

Вернулись, покушав, автобусами  к самолетам,   и  в режиме ожидания под крылом самолета играем в шахматы,  а десантура,  как сидела,  так и сидит!
Правда, кое-кто сухой паек уминает, разогрев концетрат    на  таблетке сухого спирта. 

Ближе к вечеру поступает  команда:  закрыть самолеты, ехать на ужин и ночлег, – вылета не  будет, в районе  десантирования нет погоды.  Выполняем!

Ужинаем, потом смотрим кино, потом в казарму на двухъярусные койки. А на  них новейшие простыни и наволочки, –  тыловики постарались, – им ведь тоже оценку за обеспечение учений поставят.  Спим чутко,- возможна тревога, - это ведь учения!

Утром часа в  4-00  -  подъем по тревоге. Автобусами  к самолетам.  Расчехляем, проверяем, запускаем двигатели, замечаний нет,-  все нормально!  Готовы!

А десант так и не уходил на ночевку -  сидят в тех же местах,опять   на сухом спирте что-то подогревают. Офицер, смотрю, механической бритвой бреется.  А трава-то  от росы мокрая!!!

Ко мне подходит   прапорщик – десантник  с гирляндой фляжек и просит  воды.  В самолете  бачок  на  40 литров, говорю – наливай,  пока есть.

Подвезли автобусами летный состав. Вылет разрешен,- начинаем  загрузку  десанта.  Грузовой  люк открыт, трапы  установлены и по ним, в две колонны десант поднимается на борт и  рассаживается  на сидениях.

Я раздаю кислородные маски, выпускающие зацепляют  карабинами фалы каждого десантника за  натянутые вдоль грузовой кабины троса и  еще раз осматривают  своих подчиненных на   готовность к десантированию.

Самолет нагрет солнцем, в кабине душно, десантники измучены  длительным  ожиданием, но молча, как и положено, по уставу, стойко переносят трудности воинской службы.

Смотрю на ребят,  жалко их,  все почти моего возраста,  угощаю водичкой, как могу,  подбадриваю: – "Вот взлетим и продуем кабину  -   будет  прохладно".

Вот запускаются двигатели – первый неспешно выходит на режим, второй, третий,  наконец, и четвертый запущен,   -   створки грузового  люка медленно закрываются.

Вот сейчас  начнем рулить на взлетную полосу,  -  потом взлет и станет не  так жарко.  В грузовой кабине полумрак,  от работы двигателей  ничего не слышно,  все вибрирует.

Но что это?!  Гром  двигателей сменяется на затихающий свист, – их почему-то выключили.
Получаю команду – открыть грузолюк, поставить трапы и выгрузить десант!  По радиосвязи  поступил приказ,   - наш борт  будет   везти какие-то грузы.

Приказы не  обсуждаются, - отцепляем фалы,   я проверяю, не прихватил ли   кто-нибудь кислородную маску и, с некоторой грустью,  ставших  почти  родными, выпроваживаю десантников  на свежий воздух.

 Встречу  ли я  их когда – либо  еще?  А если и встречу, - пожалуй,  и не узнаю, в своих шлемофонах  - все на одно лицо.

Спешно со стрелком снимаем десантные  сидения,   разделитель потока,  готовим швартовочные  сетки, ремни и тросы.

Докладываем командиру экипажа, что все подготовили, но  вдруг опять команда:  «Отставить! Вернуть десант на  прежнее место»!

Вот это уже  нам  «преодоление трудностей воинской службы»! Мы готовы к  любому
 распоряжению!  Придет приказ - поставим стойки под медицинские  носилки или подготовим оборудование под платформы с  грузами для выброски парашютным  способом.
Мы готовы к любому  приказу.  Делаем все, как в  кино с обратным ходом, – полчаса и десантники снова на старых местах.

Снова запуск, но мы  уже неуверны, вдруг опять будет "отбой",  но  на этот раз вздыхаем с облегчением: - руление,  взлет  и кабина продувается до приятной  прохлады.
 
Полет спокойный без болтанки.    Кислород не нужен,   летим   на 4000,     да и всего пару  часов. В грузовой кабине ровный гул,  полумрак, десантники дремют.

Неожиданно  звучит сигнал "приготовиться",   через открывающийся люк,  в кабину врывается   свет, гул двигателей  и   воздушные вихри. Где-то внизу в дымке  виднеется  земля:  перелески, поля, дороги,  непредсказуемые извилины речек.

Десант  уже  на  ногах, в двух потоках, сгруппировались, придвинулись друг к  другу вплотную, правая  рука на кольце  запасного парашюта.

Мигает сигнал  - «Пошел!», - прерывисто гудит сирена и в  пустоту за обрезом  люка,  один за другим, проваливаются  фигурки десантников, и я вижу, как  кувыркаются  они   в вихрях воздушного потока. 
 
Мгновение -  и  никого уже нет!  Только в открытом люке,  причудливо переплетаясь, бьются на ветру   их фалы,   каждая  из них  гарантия раскрытия  основного  парашюта,  а значит и жизни десантника.
Если штурман не ошибся в своих расчетах и десант выброшен в нужное  место   и точно по времени, то  нашим  экипажем  задача выполнена.

Самолет ложится  на обратный курс, а я, лебедкой подтянув  в   кабину фалы,   закрываю грузовой люк.  Каждая  фала,  как бы квитанция,   о количестве  выброшенного  десанта.  После посадки я их  сдам по счету представителю десантуры.

Благополучно сели, командир с правым летчиком  и штурман уезжают на разбор полетов,  а  мы, остальной экипаж, готовим самолет к вылету домой.

Снова  приходят автобусы и везут  нас  на обед, там  узнаем, что все борты сработали хорошо и по времени  и по точности десантирования.

А вот как десант?!  Знаем, что если  потери личного состава  при приземлении  не более  5 процентов,  оценка подразделению десантников ставится хорошей.

Дорога домой всегда короче. Взлет и через пару часов приземляемся в  родной Туле.

Делаем послеполетный осмотр самолетов: заправку всем необходимым на случай тревоги, зачехляем их, и сдаем  под охрану.

На   построении  полка командир всем объявляет  благодарность и  дает один день отгула. На ужин почти ни кто не идет, все стремятся  поскорей оказаться в семье.

А вот мой по подъезду  сосед-десантник,  вернулся  домой  с этих учений лишь через месяц, рассказал, что после приземления им пришлось  марш-броском преодолеть 20 к илометров,  по размокшей от дождя пересеченной местности , форсировать речку,  окопаться,  отразить атаку и на бронетранспортерах  развивать    наступлениеи только потом, погрузив  на платформы  бронетранспортеры, вооружение и другую технику,  железнодорожным эшелоном вернулись в Тулу.

Поведал и печальную весть, что  в его роте, приземляясь,  двое сломали ноги и отправлены в госпиталь, за что он  сам  вместо благодарности получил  от командования нагоняй за плохую подготовку личного состава.


Вот  так! Взгляд из нутри: – десантникам  не позавидуешь!