Цена детской жизни, пляжа и голубей

Янек Светлый
Следователи, возбудившие уголовное дело по факту гибели шестерых московских школьников и их воспитателя из детского лагеря «Азов» в станице Должанской, быстро нашли виновных в лице заместителя директора школы №1065 Ирины Рябовой и старшего воспитателя Алексея Багрянцева. Спорить трудно - их вина очевидна. Однако, если взглянуть на это трагическое событие шире, с учетом обстоятельств, которые либо не знают проверяющие и следователи, либо не спешат обнародовать, то причины гибели детей будут выглядеть несколько по-другому.
Своего пляжа у лагеря нет. Много лет назад лагерный пляж был разрушен сильнейшим штормом. Бросать доходное дело руководители лагеря не собирались, и детей стали водить на ближайший дикий пляж.
После распада Советского Союза, потери Крыма и значительной части побережья Черного моря граждане России, желающие отдохнуть у себя на Родине, имеют возможность поехать на отдых к черноморскому побережью Кавказа и к берегам Азовского моря. Как известно, Азовское море - самое мелкое и, соответственно, самое теплое. То, что и необходимо для детского отдыха.
Что касается последнего, то после принятия российским правительством решения о строительстве одной из игровых зон на побережье Азовского моря под названием «Азов-сити», цена земли здесь выросла в разы. Значительно выросла и цена отдыха. Особенно это заметно в станице Должанская, расположенной на уникальном по климатическим условиям месте - Должанской косе, уходящей клином в море на 10 километров. Протяженность ракушечно-песчаной пляжной полосы составляет порядка 20 километров. Цена этих километров и сыграла существенную роль в происшедшей 7 июля трагедии.
Дело в том, что глава администрации станицы Должанской Павел Дженджерея отдал в аренду предпринимателям практически 90 процентов пляжной полосы, предварительно разбив их на участки различной длины. Местные бизнесмены, взявшие в аренду пляжы, быстренько установили шлагбаумы, оградили веревками свою территорию-«кормилицу» и выставили крепких ребят на ее охрану. Сервис после этого там не сильно изменился. От «диких» пляжей отличия минимальны: один-два мусорных бака. В лучшем случае туалетная кабинка.
Зато цена отдыха впечатляет: автомашина - 150 рублей в сутки, пешие отдыхающие - 100 рублей. При этом не имеет значения, будешь ты отдыхать один час или одни сутки. Впрочем, Справедливости ради следует отметить, что один пляж - «Казачий берег» - соответствует стандартам для проведения культурного отдыха.
Что касается непосредственно детского лагеря «Азов». Своего пляжа у лагеря нет. Много лет назад лагерный пляж был разрушен сильнейшим штормом. Бросать доходное дело руководители лагеря не собирались, и детей стали водить на ближайший дикий пляж. Он представляет из себя полоску песка длиной около двух километров и шириной от 15 до 30 метров, отделяющий море от грязевого озера.
Сейчас в лагере «Азов» отдыхают дети из других регионов России. Они продолжают купаться в том же мутном «лягушатнике» по соседству со взрослыми и скотиной.
На этом клочке земли теснятся люди, автомашины, мопеды, велосипеды, стоят палатки и пасется... стадо коров. Дело в том, что по периметру грязевого озера растет трава весьма полезная для здоровья животных, из-за чего местные жители отправляют туда свою скотину. Коровам не требуется пастух, поскольку деться там некуда: дорога одна - в станицу. То, что буренки возвращаются вечером домой, переступая через отдыхающих и их вещи, ни жителей, ни станичные власти не волнует.
Руководство лагеря приспособило для своих нужд ближайший к своей территории, самый мелкий участок этого «пляжа». С одной стороны - берег с наваленным строительным мусором, с другой - взрослые, техника и коровы. Перед купанием лагерный спасатель отмечает детскую часть оранжевыми буйками, после чего детишек запускают в море. Дно там илистое, вперемешку с песком, поэтому вода становится мутной сразу, как в нее заходишь. Желание купаться в ней быстро пропадает.
У владельцев лагеря не было и нет никакого желания возить детей на чистый пляж и платить за это деньги. Так что можно понять детей, которые, увидев на острове у окончания Ейской косы чистую воду, полное отсутствие взрослых, техники и коров, бросились купаться.
Нельзя понять воспитателей и руководителей школы, которые позволили им купаться в месте, где стояли запрещающие знаки. Нельзя понять директора лагеря «Азов» Валерия Юдина, который спокойно отпустил московских школьников на Ейскую косу, не проведя инструктаж об опасности купания там. Всем местным жителям и ему в том числе прекрасно известно, что на острове практически ежегодно тонут люди.
Сейчас в лагере «Азов» отдыхают дети из других регионов России. Они продолжают купаться в том же мутном «лягушатнике» по соседству со взрослыми и скотиной. Не исключено, что у них также может возникнуть желание искупаться в чистом море.
У главы администрации станицы Должанская Павла Дженджерея появилось хобби - разведение голубей. А голуби нынче дорогие...