Как наше слово отзовется?

Аркадий Князьков
Представьте себя в школе. Урок риторики. 11-й класс.

Риторик: Ребята! Вы уже многое знаете о речи, о том, как пользоваться речью в разных жизненных ситуациях. Что же происходит с нами, когда мы говорим и слушаем, пишем и читаем?

Коля: Да ничего особенного не происходит! Если я узнал что-то интересное, я иду к другу или звоню ему по телефону и рассказываю об этом, т.е. передаю какую-то информацию; если новость смешная - посмеемся вместе, если нет - не будем смеяться. Вот, если я его задену, нагрублю, а он обидится, тогда крупная ссора может произойти…

Оля: А помнишь, Коля, ту страшную историю, которую ты вчера мне рассказал? У меня, как только вспомню, мурашки на коже появляются, и дыхание замирает!

Коля: Да зачем так переживать, ведь это я просто так придумал, нафантазировал.

Оля: Уф-ф! Сразу легче стало!

Риторик: В тех случаях, когда мы вступаем в противоборство или сталкиваемся с чем-то страшным, угрожающим, мы можем включить реакцию стресса, а через некоторое время (2-3 месяца), если ситуация повторяется снова и снова, войти в дистресс, т.е. активное разрушение нашего организма. Когда говорят, что все болезни «от нервов», то под «нервами» следует понимать именно стрессовую реакцию. Чаще всего мы связываем стресс с негативными эмоциями. Но, оказывается, к аналогичным эффектам ведут и чрезмерные положительные эмоции.

Коля: Дорогой Риторик, это, конечно, все очень интересно, но при чем здесь наша речь?

Риторик: Удивительную силу имеет наша речь. Современные ученые обнаружили, что стресс включается не событием и не фактом реальности, а словом! Именно от того, как мы назовем то, что увидели, услышали или почувствовали, зависит наша реакция и самочувствие. Выяснилось, что, например, когда человеку сообщают неблагоприятный диагноз, объективные показатели его здоровья ухудшаются на 60% .

Оля: Ой, какой ужас, просто кошмар!

Риторик: Вот, Оля! Ты, наверное, даже не заметила, что произнесла слова, которые являются «пусковыми кнопками» для стресса. Конечно, если ты лишь изредка употребляешь эти слова, большой беды не будет, но если слова негативной оценки всегда наготове... В общем, есть вероятность, как говорят в народе, «накликать беду». Речь, построенная на негативных оценках, пессимистических взглядах, агрессивных намерениях, как магнит притягивает к себе неблагоприятные события. Даже такие стихийные бедствия, как землетрясения, наводнения, ураганы, заметно чаще возникают в местах, где люди чрезмерно гневаются, агрессивно настроены. Дело в том что, агрессия и гнев опять-таки запускаются словами: словами обвинения, обиды, прямолинейного требования и т.п.

Представь, Коля, что кто-то, например Оля, обратилась к тебе так: «Опять ты забыл мою видеокассету! Вот, ты вечно так: держишь, держишь ее, пока тебе сто раз не напомнишь. Никогда не вспомнишь сам, что должен отдать чужую вещь. Ты обязан возвращать все вовремя!»

Коля: Ого! Мне почему-то кажется, я бы разозлился и сказал что-нибудь резкое, вместо того, чтобы извиниться.

Риторик: Запомните, ребята! Если вы употребляете слова «опять», «всегда», «никогда», «ты должен», «ты обязан», когда обвиняете, критикуете кого-то или выдвигаете требование, обязываете к чему-то, вы становитесь похожи на тореадора, размахивающего красным платком перед самым носом у быка. Вы наверняка вызовите у собеседника гнев, хотя внешне он может не подать вида, что это так.

Оля: Ну, хорошо. А как же надо было сказать, чтобы не рассердить собеседника?

Риторик: Не обвиняйте собеседника, а попробуйте искрение передать свои чувства: «Коля, ты знаешь, я очень расстроена, что ты не принес мою видео кассету сегодня, я так рассчитывала на нее! Она мне очень дорога. К тому же мои родители давно хотели ее посмотреть. Я очень надеюсь, что завтра ты меня обрадуешь».

Оля: Это звучит как-то непривычно, но я постараюсь воспользоваться этим советом.

Риторик: Друзья, если вы хотите избежать раздражения и гнева вашего собеседника, тренируйтесь составлять обращение так, чтобы вместо «слов–обвинителей» и «слов–обязателей» были простые, искрение названия ваших чувств. Пусть это будет вашим домашним заданием.

А теперь я хочу обратить ваше внимание вот на что. Как показывает статистика, жертвами криминальных происшествий становятся с большей вероятностью те, кто читает, смотрит по телевидению, передает в разговоре с другими людьми информацию криминального содержания, и делает это часто и эмоционально.

Оля: Ой, как страшно!

Риторик: Вот страх-то как раз и подталкивает людей к разговорам, к чтению газетных материалов, книг на эти темы. Причем в большинстве случаев, человек невольно как бы примеряет на себя роль жертвы, а потом и вживается в эту роль. Но существует такая психологическая закономерность: если есть жертва, палач для нее всегда найдется.

Коля: Что же, мне теперь и детектив нельзя почитать? А тем более, обсудить его с другом?

Риторик: Ты, наверное, замечал, Коля, что после прочтения хорошего детектива никакого страха не возникает. Часто, наоборот, настроение улучшается. Потому что в хорошей детективной истории внимание фокусируется не на жертве, а на следователе, сыщике, который в финале повествования приводит дело к справедливому решению. Но все-таки, я думаю, вы согласитесь со мной, детективная литература должна занимать ограниченное место в круге чтения и в устных беседах.

Оля: Скажи, пожалуйста, Риторик, а когда люди говорят о болезнях, что происходит?

Риторик: Например, эпидемии гриппа.

Оля: Как это? Ведь врачи говорят, что это вирусное заболевание и передается оно воздушно-капельным путем…

Риторик: Вот уж действительно: воздушно-капельным путем. Воздух переносит наши слова о том, что, вот мол, близится сырая и холодная осень (варианты: зима, весна), поэтому надо ждать очередной эпидемии гриппа, это уж точно; вопрос только, будет ли это грипп, вызванный вирусом А, В или какой-нибудь другой буквой латинского алфавита. Даже когда вы спрашиваете друг друга, какое средство применить для профилактики гриппа, вы уже настраиваетесь на болезнь, программируете ее. Так, капля за каплей подтачивается, разрушается наш иммунитет, сопротивляемость болезням. И, заметьте, разрушается словом!

Большую помощь эпидемии гриппа оказывают средства массовой информации. Когда вы слышите по радио несколько раз в день и ежедневно читаете в газетах, что эпидемия гриппа в этом году в вашем городе ожидается не позже начала декабря, а потом дикторы регулярно сообщают, что день ото дня число заболевших увеличивается, наконец объявляют, что отменяются массовые мероприятия, и в школах вводится карантин, как выдержать это речевое давление? Фактически не столько кашель и чихание способствуют распространению болезни, сколько многословие на сей счет. Вирусная инфекция возможна только в том случае, если ей предшествует информационная инфекция. Речь может, например, вызвать панику на бирже, ажиотажный спрос на определенные товары. Когда мы смотрим или слушаем рекламу, мы тоже подвергаемся информационной инфекции.

Оля: Значит, речь может быть инфекционно опасной?

Риторик: Да. Но ведь мы можем пользоваться своей речью более ответственно и осознанно! При этом важно учитывать следующее. Современные исследователи заметили, что гриппом и ангиной часто болеет человек, который не умеет выразить свои желания и формулировать свои требования. Как правило, у такого человека часто возникают и проблемы с горлом.

Коля: Получается, занятия риторикой могут уберечь меня от гриппа?

Риторик: Во всяком случае, тот, кто умеет свободно выражать свои мысли и чувства, имеет больший запас жизненных сил.

Коля: Из всего, что ты рассказал, Риторик я могу сделать вывод: именно наша речь, а точнее безответственное отношение к словам вызывает стрессы, раздражения и гнев, болезни и даже природные бедствия.

Риторик: Молодец, Коля! Я рад, что ты быстро ухватил основные мысли. И ты, Оля, очень помогла мне своими вопросами и заинтересованностью. Спасибо Вам! Вы очень внимательные слушатели, я действительно очень благодарен вам.

Оля: К чему эти комплименты, благодарности? Мы ничего особенного не сделали.

Риторик: Чтобы поблагодарить кого-то или сделать комплимент собеседнику, вовсе не надо ждать чего-то особенного. Если ваше общение настоящее, если вы открыты, доверяете друг другу, благожелательно настроены, вам непременно захочется сказать что-то приятное, захочется поблагодарить его просто за то, что он сейчас здесь, рядом с вами. Сделайте это! Ведь это очень целительно - и для вашего партнера, и для вас. Комплимент, благодарность, приветствие, поздравление и т.п. не просто этикетные слова. Это речевые действия, наполняющие нас жизненной силой, внутренним светом и несущие исцеление от болезней... Да, да! Эти привычные, обычные слова оказывают необыкновенно благотворное действие на организм человека - и говорящего, и слушающего. Бывает полезно направлять комплименты и самому себе. Некоторые специалисты предлагают людям с больным сердцем такой рецепт: «Говорить себе хотя бы десять комплиментов в день». Иногда это помогает лучше, чем лекарства. Неослабевающее желание говорить от чистого сердца добрые слова, приносит не только здоровье, жизнерадостность, но и успех во всех начинаниях. Советую вам каждый раз, когда вы встречаетесь с кем-то, хотя бы мысленно пожелать ему здоровья, успехов, радости и … побольше смеяться (конечно, если это уместно)...

Коля: А смех-то здесь причем?

Риторик: Когда человек смеется по-настоящему, т. е. когда он впускает смех в себя, а не выдавливает его из себя, происходит глубинное очищение и души, и тела; человек чувствует облегчение, мир начинает казаться более светлым и дружелюбным, рассеивается обида, страх и гнев. Поэтому я предлагаю вам: вместо того, чтобы сообщать друг другу пугающие новости, рассказывайте что-нибудь смешное, находите время для доброй шутки!

Оля: Я заметила: когда мне весело, когда у меня хорошее настроение – хочется петь. Практически для любой жизненной ситуации вспоминается подходящая песня. И когда мы вместе поем хорошую песню, на душе становится светлее, радостнее. Наверное, речь, соединяясь с мелодией, приобретает какие-то новые свойства, ее воздействие усиливается.

Риторик: Да, это так. Ведь в каждой произнесенной фразе, в каждом отдельном слове можно услышать музыку: мелодию и ритм. Не даром говорят: «Из песни слова не выкинешь!». Когда стихи органически соединяются с мелодией, рождается песня. И когда мы ее поем (пусть даже наедине с собой), в мире становится больше гармонии и света.

Оля: Ой, вы знаете, ко мне сейчас приходит столько мыслей, что в голове не помещается!

Коля: Смотри, чтобы голова не лопнула!

Риторик: В твоей шутке Коля, далеко не все шутка. То, что мы говорим о какой-то части тела или о каком-то органе, в какой-то степени действительно происходит. Вы, наверное, слышали выражения: «нутром чувствую», «животом чувствую». Казалось бы, как можно чувствовать животом? Однако вспомним, что в верхней части живота находится скопление нервных клеток, называемое «солнечным сплетением». Здесь-то и осуществляется частичная переработка нужной человеку информации.

Оля: Но мы часто говорим: «сердцем чувствую», а ведь сердце – это насос, который обеспечивает кровообращение.

Риторик: Действительно, до последнего времени думали, что сердце это всего лишь насос. Но выяснилось, что оно на 60-70% состоит из клеток, очень похожих на клетки мозга! Более того, оказывается, импульсы из этих клеток сердца управляют работой нашего головного мозга, а через кровь обмениваются информацией с другими органами тела. Мне сейчас вспомнились строчки С.Я. Маршака: «Пусть будет добрым ум у вас, пусть умным сердце будет». Выходит, теперь это уже не только метафора. Стоит еще раз задуматься над тем что язык, а следовательно речь, отражает реальность, следовательно, то что живет в языке, то мы можем найти (в той или иной степени, в том или ином виде) в реальности. А это еще один повод задуматься о речевой ответственности. Когда мы говорим: «У меня теплеет на сердце от этих слов», «сердцу тепло и привольно», работа сердца облегчается; но если мы скажем: «У меня сердце кровью обливается, когда я это вижу», «сердце сжалось в комок», мы создадим более жесткие условия работы этого уникального органа.

Коля: Один мой приятель сказал, что когда он слушает некоторые музыкальные группы, у него «уши вянут» Неужели и здесь есть буквальный смысл?

Риторик: Ушные раковины у него останутся целыми и невредимыми, можешь не сомневаться. Но это то, что называется внешним, наружным ухом. А есть еще среднее и внутреннее ухо. Во внутреннем ухе звуковые колебания превращаются в нервные импульсы и через множество нервных волокон передаются в слуховые отделы мозга. Вот эти нервные волокна, а также нейроны мозга действительно могут быть повреждены.

Оля: Ой! А ведь сколько раз, когда были раздражены или испуганы, мы произносили фразы, в которых акцент был сделан на глазах, языке, голове, сердце, ногах! Думаю, вы понимаете, о каких высказываниях я говорю.

Риторик: Все это примеры так называемой «органической речи». Следует иметь в виду, что слово, за которым стоит мысль-образ, рано или поздно переходит из сферы сознания в сферу физических, телесных проявлений того, что выражено этим словом. Так что будьте осмотрительны, не допускайте разрушительных слов ни в свой, ни в чужой адрес.

Коля: Но если мы можем словами навредить организму, то, вероятно, существует возможность и положительного воздействия на него?

Риторик: Да, конечно. Речь – действительно «полководец человечьей силы». Каждое наше высказывание задает направленность внутренней силы человека либо на разрушение, либо на созидание. Во все времена существовали люди, особенно тонко чувствовавшие силу каждого конкретного слова, словосочетания или фразы. Этими людьми создавались тексты заклинаний, заговоров, позже – молитв, а в наше время – большое разнообразие терапевтических (целительных) текстов.

Оля: Насколько я знаю, молитва или, например, текст, используемый в сеансе гипноза, помогает человеку решить психологические, душевные проблемы.

Риторик: Самое удивительное, что слово может «достучаться» не только до нашей души, но и до каждого органа в нашем теле. Существует очень интересное явление – «нейроречь». Оказывается можно так составить текст, что его «услышит» непосредственно тело, какая-то его часть или орган. Причем, восприятие телом такого текста-послания тем эффективнее, чем меньше вмешивается в этот процесс аналитический ум. Когда вы слушаете или читаете нейроречь, вы чувствуете, что каждый абзац (а иногда и предложение) производят изменения в вашем теле! Вы можете заметить, что в теле появилась какая-то легкость, вы стали как будто стройнее, руки и ноги начали лучше повиноваться вам. Нейроречь позволяет обучить тело точно и быстро реагировать на слово. Центральная нервная система «ловит» приказы и тут же начинает «улучшать» части тела и его непроизвольные функции. Чтобы эти удивительные изменения произошли, от вас требуется одно: сосредоточенно, внимательно слушать или читать специальный текст.

Коля: В чем же секрет нейроречи?

Риторик: Секрет прост. Части тела и движения, которые они способны совершать, описываются таким образом, что мозг, сознательно или нет, должен создавать образы. Под их влиянием включаются центры мышечной активности в коре головного мозга, а мозг может организовать все, что угодно – телу остается приступить к выполнению.

Оля: Да, удивительные вещи могут происходить с нами, когда мы слушаем и читаем.

Коля: Очень важно помнить, что наши слова, адресованные другим людям или себе, воздействуют и на ум, и на чувства, и на тело. А еще… Знаете, что я сейчас понял? Риторика учит нас, как сделать речь «экологически чистым процессом»!

Риторик: Ребята! Какие вы молодцы! Сколько интересных мыслей вы высказали! Наше обсуждение подходит к концу, и я искренне хочу сказать вам: «Спасибо за внимание!»... Вдумайтесь в эти слова: «Спасибо за внимание!»

Коля: Сказать по правде, мне они кажутся просто речевым клише или даже штампом: ораторы почти всегда заканчивают свое выступление именно так. По-моему, это аудитория должна сказать: «Спасибо!» За полученную информацию, за эмоции, которые оратор «излучал» в адрес слушателей. А за что же благодарить людей, которые просто сидят и слушают?

Оля: Разве ты забыл, Коля, что слушание – активный процесс? Он требует определенных усилий и от слушателей.

Риторик: Да, действительно: как без читателя нет писателя, так без аудитории нет оратора. Можно ли быть дарителем, если дар отвергается? Как вы можете поделиться информацией, если вас не воспринимают? Внимание слушателей – совершенно необходимое условие успешного выступления. Заметьте, слово «внимание» произошло от глагола «внимать», что в древности означало «брать». И вот, что важно: чем сильнее настроена на восприятие аудитория, тем больше информации (интеллектуальной и эмоциональной) сможет дать ей ритор. Когда слушатели направляют на ритора «прожектора» своего внимания, в свете этих прожекторов, его ум стремительно наполняется нужными в данной ситуации словами. Ритор все больше и больше воодушевляется и часто высказывает такие мысли, какие вряд ли пришли в его голову, если бы он, ритор, не чувствовал заинтересованного внимания слушателей. Разве не стоит это самой искренней благодарности? Поэтому я еще раз обращаюсь к вам: «Спасибо за внимание!»

Князьков А.А. Материал из учебника "Риторика. 11 класс" ( Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.:" Баласс", 2004.)

http://prosto-blog.ru/lit
_________________________