Возвращение Александра Вертинского

Полина Оксак
21 марта 2009 года исполнилось 120 лет со дня рождения великого шансонье.

Говорят, что в середине сороковых, когда, вернувшись из эмиграции Александр Вертинский начал петь на родине, ему нужно было пройти так называемую «тарификацию» - то есть, установить по какому разряду он будет получать свой гонорар. «Есть ли у вас какие-либо награды за сценическую деятельность?»- спросили у него. «Нет», - ответил певец. «Может вы получали лауреатские грамоты на конкурсах исполнителей? – «Нет», – честно сознался Вертинский. «Так что же у вас есть?» - спросил чиновник. «Увы, – с иронической горечью вздохнул Вертинский, - ничего, кроме мирового имени».
19 марта в «музее одной улицы» на Андреевском спуске открылась выставка посвященная неординарному и неподражаемому поэту, певцу, актеру Александру Николаевичу Вертинскому, которую открыли его дочь - Марианна Вертинская и внучка - Дарья Хмельницкая. На выставке представлены  семейные фотографии, документы, ноты, пластинки, личные вещи и сценические костюмы артиста. Выставка передает дух той эпохи, в которой он жил и творил.
Киев не случайно выбран для такого события. Ведь именно в нашем городе в 1889 году по улице Владимирской в доме 43, напротив Золотоворотского садика, родился Вертинский.
Позже были эмиграция, странствия по Европе, Америке, Азии.
В 1943 году в разгар Великой Отечественной войны Сталин разрешил вернуться Вертинскому на родину, со словами «Пусть допоет».
Артисту дали квартиру в Москве. В семье Александра и Лидии (которая была на 34 года младше его) родились две дочери: ныне знаменитые актрисы Марианна и Анастасия. По словам внучки Вертинского Лидия живет одна (сейчас ей 86 лет, но выглядит и чувствует себя хорошо). Все помнит и рассказывает о своей жизни детям и внукам. Ни один мужчина не смог войти в ее жизнь после Александра.
Дочь Марианна вспоминает: « Отец, уезжая, каждый день писал маме письма - каждый Божий день! Она его боготворила, он, собственно говоря, сделал ее личностью, незаурядной женщиной. Ведь она вышла за него замуж в 18 лет! 
Вот несколько строк из «Песенки о моей жене».
Чтоб терпеть мои актерские наклонности,
Нужно ангельским терпеньем обладать.
А прощать мои дежурные влюбленности
В этом тоже надо что-то понимать.
Ты не плачь, не плачь моя красавица,
Ты не плачь женулечка жена.
Наша жизнь уж больше не поправится,
Но зато ведь в ней была весна!..

Вертинский исполнял песни на слова А.Ахматовой, А. Блока, С.Есенина, Н.Гумилева и, конечно же, на свои собственные стихи.
Булат Окуджава назвал его родоначальником авторской песни в России.
Его произведения пытались исполнять многие ( Борис Гребенщиков в их числе). Но Вертинский неповторим.
Писатель Лев Никулин говорил «Вместе с Вертинским умер созданный им на эстраде жанр, и, сколько бы ни старались подражатели, никто не в состоянии его продолжить, потому, что искусство артиста было своеобразно и он умел им владеть как никто другой. Для этого надо было не только обладать талантом, но и прожить жизнь, полную треволнений, искушений, ошибок и поисков настоящего счастья».
Но благодаря современным технологиям сейчас мы можем слушать его песни на дисках.
Они не утратили своей красоты и будут современны всегда. Потому что эти песни о вечном: о жизни и смерти, о дружбе и любви.
На вопрос остались ли у певца родственники в Киеве, Дарья Хмельницкая ответила «У него никого кроме нас нет».
Вертинский и его семья жили в Москве. Но он приезжал в Киев с концертами и на съемки двух фильмов «Кровавый рассвет» (по повести М.Коцюбинского «Фата Моргана») режиссера А. Швачко и «Пламя гнева» режиссера Т.Левчука.
В один из таких приездов родились эти стихи.

Киев - Родина нежная,
Звучавшая мне во сне,
Юность моя мятежная,
Наконец ты вернулась мне!

Я готов целовать твои улицы,
Прижиматься к твоим площадям,
Я уже постарел, ссутулился,
Потерял уже счет годам…

А твои каштаны дремучие,
Паникадила Весны-
Все цветут, как и прежде могучие,
 Берегут мои детские сны.

Я хожу по родному городу,
Как по кладбищу юных дней,
Каждый камень я помню смолоду.
Каждый куст – вырастал при мне.

Здесь тогда торговали мороженым,
А налево – была каланча…
Пожалей меня, Господи Боже мой!...
Догорает моя свеча!...
                2009